Статья Технологии интерактивного обучения на занятиях хореографией


Статья
«Технологии интерактивного обучения на занятиях по хореографии»
Криловецкая Ирина Георговна,
педагог дополнительного образования,
руководитель хореографической студии «Стрекоза»
Целью интерактивного обучения является организация таких условий обучения, когда все ученики активно взаимодействуют между собой и с преподавателем. По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие педагога и учащегося: его активность уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы детей. Поэтому структура интерактивного занятия значительно отличается от структуры обычного, а значит, требует опыта и профессионализма преподавателя. Интерактивные технологии делают занятие интересным, насыщенным, необычным.
На начальных этапах обучения достаточно эффективна работа в парах, тройках, малых группах, тогда каждый ребенок сможет себя проявить, осуществить обмен собственными идеями с партнером или озвучить их всей группе.
Основными требованиями, обеспечивающими успешность обучения с использованием интерактивной технологии, являются:
Позитивная взаимосвязь, при которой присутствует понимание всеми членами группы того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому обучающемуся.
Непосредственное взаимодействие, при котором все члены группы находятся друг с другом в тесном контакте.
Индивидуальная ответственность, при которой каждый участник должен изучить предлагаемый материал и нести ответственность за помощь остальным (более способные ученики не выполняют чужую работу).
Развитие навыков совместной работы, то есть ученики осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы (планирование, распределение, расспрашивание).
Оценка работы, при которой выделяется специальное время, когда группа оценивает успешность своей работы.
Одной из наиболее продуктивных педагогических технологий является интерактивная игра, которая создает оптимальные условия для самореализации и развития. Интерактивные игры способствуют стимулированию деятельности и социальному развитию, создают волшебный мир, где все принимают его законы и нормы. Дети не прячут свои эмоции, свободно общаются с участниками игры вербальным и невербальным методом, а также принимают решения.
Во время игры происходит взаимодействие, которое поддерживает развитие личности и социализации, позволяет определить развитие и интеграцию тех знаний и умений, которые уже имеются. Интерактивные игры помогают детям быстрее установить контакт друг с другом, игра способствует повышению темпа реакции, дает возможность выразить свои эмоции, как негативные, так и позитивные.
Танцы-игры, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают чувство пространства. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление движения. Танцы-игры являются интересной формой обучения и развлечения. Танцы-игры помогают собрать, переключить внимание детей, внести определенную разрядку, снять утомление и создать приподнятое настроение. Именно поэтому интерактивные игры мы используем чаще всего в работе с младшими детьми. Использовать их можно и на других этапах обучения, но со старшими есть другие методы, более подходящие для реализации цели и задач.
В первую очередь, особенно на начальных годах обучения, мы используем игры, помогающие участникам лучше узнать и ближе познакомиться друг с другом, снять коммуникативные барьеры в групповом общении, повысить уровень общения в группе. Начинаем с интерактивной игры «Научи танцевать слепого». Данная игра начинается в парах, затем можно переходить к тройкам и малым группам. Считаем, что обязательно необходимо проводить рефлексию. Тогда дети еще делятся своими ощущениями, эмоциями и игра становится еще интереснее. Игра «Кто больше?» помогает закрепить материал, работать в группах и добавляет соревновательный момент. Например, какая команда назовет больше терминов на французском языке и обязательно покажет соответствующее движение (желательно все вместе). Это все игры на 5-10 минут. Но есть интерактивные игры, когда необходимо потратить занятие. Но это того стоит! В игре «Паутина» дети могут работать как в малых группах (3-4 человека), так и всей группой (10-15 человек). Необходимо, чтобы у детей был выбор. Выбор музыкального материала (из предложенного), выбор движений (из изученного). Сюжет, рисунки – все должно тянуться друг за другом как паутинка – отсюда и название. И получается танец, иногда даже не один, а с вариациями – главное не ограничивать детей, а правильно направлять и обязательно участвовать в процессе, и обязательно наравне с детьми.
Именно игра «Паутинка» подготавливает детей к импровизационной работе на старших годах обучения. Именно на занятиях импровизацией интерактивные методы используются наиболее часто. Всем известный «Мозговой штурм» - один из методов интерактивного обучения. Мы используем его везде – если необходимо придумать сюжет танца, проработать полифонию или асимметрию в танце. Мы, педагоги, можем сами все придумать, развести и отрепетировать, но эмоции детей будут настолько ярче, насколько они будут чувствовать свою сопричастность к творческому процессу, имеющему конечный результат, при этом еще и социально значимый.
Отсюда вывод – педагог должен ставить перед собой задачу обеспечения самостоятельной творческой и мыслительной деятельности на занятии, чему способствуют интерактивные технологии, при которых ученик самостоятельно открывает путь к познанию, а усвоение знаний является результатом его деятельности.