Разработка урока по литературе . Ганс Христиан Андерсен Стойкий оловянный солдатик


Тема урока: Ганс Христиан Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Цели урока:Обучающие: познакомить учащихся с биографией датского сказочника Г.К. Андерсена, познакомить с содержанием сказки, ее особенностью.
Развивающие: развивать устную речь учащихся, продолжить формирование умения связно излагать свои мысли, умения анализировать сказку, выявить различия авторской сказки от народной.
Воспитательные: воспитывать доброту, умение видеть и чувствовать возвышенное и прекрасное в мире.
Оборудование: презентация «Х. К. Андерсен», фрагменты мультфильма “Стойкий оловянный солдатик”, выставка «Город сказок» (иллюстрации к сказкам писателя ), «Толковый словарь» Ожегова, карточки с заданиями для команд. 
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: мультимедиа-урок
Эпиграф урока:
« Все мы обязаны делиться с
миром лучшим, что есть в нас».
Г.Х. Андерсен
Ход урока
Стадия вызова.
Организационный момент.
Психологический настрой.
- Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу творческой, активной работы на уроке.
Подготовка к восприятию.
Сказка в гости к нам пришла,
В мир фантазий повела.
Свои знания покажем,
Все про сказку мы расскажем.
Будем вместе мы читать,
Цель урока достигать!
-Как вы думаете, какова цель нашего урока? Попробуйте сами сформулировать цели урока.
Стадия осмысления.
Работа по теме урока.
1. Слово учителя.
-Итак, начнем наш урок. Запишите число, тему урока и эпиграф . Сегодня наш урок будет посвящен великому датскому писателю Гансу Христиану Андерсену. Я уверена, что вы все знакомы с ним и его сказками с раннего детства.
Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание сказочника: «Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас».
Давайте, мы тоже научимся делиться друг с другом только хорошим .
На дом вам было задано проиллюстрировать самостоятельно прочитанную сказку. Из ваших работ мы подготовили выставку «Город сказок» .
- Сколько света, добра, творчества в ваших рисунках! Спасибо вам за этот свет и веру в добрый хороший мир.
( Демонстрация иллюстраций к сказкам Андерсена «Город сказок»)
У каждого есть лист контроля, куда будете заносить свои результаты покорения высоты. 
- Давайте, вспомним, что такое сказка?
Ска́зка — один из основных жанров фольклора, художественно-фантастического характера.
- На какие 2 группы можно разделить все сказки?
- Чем они отличаются ?
- А знаете ли вы, сколько Андерсен написал сказок? (больше 170 сказок)
-Давайте проверим, хорошо ли вы знаете сказки писателя.
2. Разминка. «Самые-самые» - сказки и герои.   Самая короткая сказка. («Принцесса на горошине») Самая грустная сказка. («Русалочка») Самая зимняя сказка. («Снежная королева») Самая смешная сказка. («Новый наряд короля») Самая крошечная девочка. (Дюймовочка) Самый богатый жених. (Крот) Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине) Самая злая королева. (В сказке «Дикие лебеди») На долю какого героя выпали самые большие беды и несчастья? (Гадкий утенок. Допускается: Стойкий оловянный солдатик) Самый бедный принц. (В сказке «Свинопас»). Самая старая и уродливая ведьма. (В сказке «Огниво») Самый бравый, добрый и находчивый солдат. (В сказке «Огниво») Самая, на ваш взгляд, правдивая история. («Принцесса на горошине». Можно: «Новый наряд короля», «Стойкий оловянный солдатик») Самый гадкий и страшный жених. (Жаба из сказки «Дюймовочка») Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик) Самая молчаливая героиня. (Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик») 
Ваша самая любимая сказка Г.Х. Андерсена. (Дети называют).
«Интеллектуальный ринг». Чтение фрагментов подготовленными учениками.
(Каждая группа подготовила задание )1 группа. Узнайте героя сказки по его речи и определите, из какой это сказки?
- Не капризничай, а то я укушу тебя! Видишь, какой у меня белый зуб! Садись и готовь себе приданое! (Мышь из сказки «Дюймовочка).
- Надо поощрять искусство! Я ведь императорская дочь! Скажите ему, что я дам ему по- вчерашнему десять поцелуев, а остальные пусть дополучит с моих фрейлин! (Принцесса из сказки «Свинопас»).
- Лишь раз в год позволено нам прилетать на родину. Мы можем оставаться здесь одиннадцать дней и летать над этим большим лесом, откуда нам видно дворец, где мы родились и где живет наш отец, и колокольню церкви, где покоится наша мать. Тут даже кусты и деревья кажутся нам родными. Тут наша родина, сюда тянет нас всем сердцем, и здесь-то мы нашли тебя, милая, дорогая сестричка! (Принц «Дикие лебеди»)
2 группа. Узнайте героя по его описанию и определите, из какой это сказки?
-Лучше всех сестер самая младшая, нежная и прозрачная, как лепесток розы, с синими, как море, глазами. (Русалочка из сказки «Русалочка»).
-Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все- таки уверяла, что она настоящая... (Принцесса из сказки «Принцесса на горошине»)
-Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все- таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты! (Снежная королева )3 группа. Узнайте героя по его описанию и определите, из какой это сказки.“..Он был чересчур счастлив, но нисколько не возгордился – доброе сердце не знает гордости – помня то время, когда все его презирали и гнали. А теперь все говорят, что он прекраснейший между прекрасными птицами! ..”
Верно, это финал красивейшей сказки “Гадкий утенок”.
- «Блестящая лакированная скорлупа грецкого ореха была ее колыбелькою, голубые фиалки – матрацем; а лепестки розы – одеяльцем; в эту колыбельку ее укладывали на ночь; а днем она играла на столе» («Дюймовочка»)
«Давно-давно жил-был на свете король; он так любил наряжаться, что тратил на наряды все свои деньги, и смотры войск, театры, загородные прогулки занимали его только потому, что он мог тогда показаться в новом наряде. На каждый час дня у него был особый наряд»
- Мы услышали отрывки из замечательных сказок Андерсена.
-А что вам известно о самом писателе, его жизни, творчестве?
Сообщение биографических фрагментов из жизни Андерсена.
1. Выступление учащихся. ( Презентация)
Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе. Это была страна лесов, гор, водного мира. Жил он в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло прийти в его голову.
У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли.
Чем только он не занимался в юные годы — и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. Когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлёк не актерский талант, а писательский дар Андерсена. В 30 лет издает три сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас», «Стойкий оловянный солдатик».
Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Мальчик рано узнал сказки своего народа и ещё в детстве стал придумывать свои сказки и стихи. Ганс всегда стремился учиться. Но из-за бедности стал обучаться в гимназии, когда ему было 18 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет
2. Слово учителя.
Для каждого читателя знакомство со сказками Андерсена – это праздник. Они стали достоянием всего мира и вошли в детские книги народов всей Земли.
В сказках Г. Андерсена есть всё, что должно всегда жить в человеке: доброта, любовь, человечность.
2005 год, тот год, когда на свет появились вы, отмечался во всем мире, как год Ганса Христиана Андерсена.
Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ганса Христиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам. 
На площадях и улицах, в парках и скверах многих городов мира стоят памятники великому сказочнику и персонажам его сказок. Сейчас мы совершим с вами увлекательную экскурсию, где вы встретите своих любимых персонажей из книг.
( Просмотр презентации.)
-Прежде, чем начать работу над сказкой о «Стойком оловянном солдатике», я хочу рассказать вам один случай.
Возможно, толчком к тому, чтобы появилась эта сказка, послужил именно он.
3. Живое слово учителя отрывок из рассказа “Великий сказочник”.
“… Маленький мальчик играл на подоконнике в старом копенгагенском доме. Игрушек было не так уж много, - несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь и сломанный оловянный солдатик.
Мать мальчика – молодая женщина сидела у окна и вышивала. В это время в глубине пустынной улицы… показался высокий и очень худой человек в черном. Он быстро шел, размахивая длинными руками, и говорил сам с собой…
Она подняла голову и сказала сыну : “Вот идет наш поэт, господин Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь.” Мальчик посмотрел на незнакомца в черном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсену и тотчас убежал. Это был неслыханно щедрый подарок. Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в петлицу сюртука, как драгоценный орден, потом вынул платок и вытер слезы..”- Может быть, именно для этого щедрого детского сердца написал Андерсен свою сказку.
Словарная работа.
Мундир – военная или гражданская форменная одежда
Петлица – нашивная петля в верхней одежде.
Сюртук - длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный.
Приём «Черный ящик».
- Насколько хорошо вы подготовились к уроку, нам поможет «Черный ящик».
(Группы получают предметы: ложка, балерина, сердечко.)
- Что это за предметы?
У меня в руках старая оловянная ложка. С нее то и начнется наше путешествие.
4. Работа в группах.
Задание для 1 группы. Расположить последовательность событий, происходящих в сказке.
Растаял и сплавился.
На мостовой.
Плыл на бумажном кораблике.
Его отливали последним.
Встреча с троллем
В желудке у рыбы.
Танцовщица.
Оловянное сердечко
Задание для 2 группы. Заполнить таблицу «Испытания оловянного солдатика»
Злая крыса, огромный канал, в желудке у рыбы, плыл на бумажном кораблике, темные подмостки, выпал с 3 этажа,
Задание для 3 группы:  Разделить сказку на части и озаглавить.
– Оцените свою работу в группах.
5. Работа по 1 главе. «Подарок»
Беседа по вопросам:
-О чем вам говорит название сказки? Эта сказка об игрушке – солдатике, сделанном из олова .
- Скажите, как вы понимаете слово стойкий? (Непоколебимый, упорный, твёрдый.)
В толковом словаре лексическое значение слова «стойкий»:                                     а) стойкий, неослабевающий;    б) непоколебимый, упорный, твердый
Стойкий, потому что устойчивый, прочный.
-Но есть у этого слова другой смысл, а какой – мы узнаем, прочитав эту сказку.
-Кто будет главным героем сказки? (Оловянный солдатик.)
- Какими качествами должен обладать солдат? (Храбростью, отвагой.)
- В чем его обязанности? (Защищать Родину.)
-Найдите описание солдатиков в тексте.
По этому произведению, как и по многим другим произведениям Андерсена сняли мультфильм.
Показ фрагмента из мультфильма. Песня солдатика.
-Чем отличался один из солдатиков? Почему?
- Легко стоять на одной ноге и нести службу? (Трудно.)
-Что прежде всего увидел солдатик ? - Кто жил во дворце?
6. Чтение отрывка "Танцовщица" (стр. 150)
- Почему солдатик обратил внимание на танцовщицу?
- О чем подумал солдатик? «Вот бы мне такую жену!»
- Почему герой решил, что женитьба на балерине невозможна?
- «Но познакомиться всё же не мешает.»- Какая черта характера здесь хорошо видна?
2 глава. «Бал»
- Что делали ночью игрушки? 
-Как вели себя солдатик и танцовщица, когда игрушки устраивали бал?
7. Словарная работа.
Олово - металл, который легко плавится при нагревании и быстро застывает)Батист - тонкая, полупрозрачная ткань
Восковые - сделанные из воска, как свечи
дворцовые покои - внутренние помещения, комнаты
Физкультминутка. «Оловянный солдатик»
Приём «Стоп кадр». Эпизод мультфильма .«Тролль»
-Ребята, а это кто?
Тролль - в мифологии сверхъестественное существо (злой волшебник)
-Что вы можете о нём сказать?
(Это отрицательный герой, он проделывал всякие злые шутки с солдатиком)
-Каким мы видим тролля? (Злым, бессердечным, завистливым).
-Почему он стал угрожать солдатику? (Солдатик не сводил глаз с танцовщицы, а троллю это не понравилось.)
-Чему завидовал тролль? (Светлому чувству солдатика, его стойкости).
-Как реагировал солдатик на его поведение?
-О каких чертах характера это говорит? (Сдержанность, воспитанность, гордость)
3 глава. « На мостовой»
-Как солдатик оказался на мостовой, и в каком он оказался положении?
- Как он их проходил? Подтвердите словами текста.
-Кто выскочил из темных подмостков?
Приём «Озвучка». Эпизод «Крыса и солдатик»
Отрывок (со слов Лодочку бросало…до впереди свет ) стр.151
Крыса кричала, что солдатик не внёс пошлины, не показал паспорта.
Пошлина – это денежная сумма, которую надо заплатить, чтобы проехать через границу в чужую страну. А солдатик попал во владения крысы, т.е. в чужие владения.
-Что помогает в эти минуты справиться с этими испытаниями солдатику?
- Предлагаю вам посмотреть небольшой фрагмент и ответить на вопрос:
Просмотр фрагмента мультфильма.
(где солдатик тонет, затем его проглатывает большая рыба и уплывает)
- Как же удалось солдатику попасть снова в тот же дом?
- Какие чудеса произошли? Почему? (Заслуженная награда за стойкость). И произошло чудо – как награда за стойкость – он оказался к комнате того же мальчика и увидел снова красавицу!
-Что хотел сказать солдатик и вместе с ним автор словами «Вот так стойкость!? »
(Солдатик восхищается упорством балерины, ведь стояла на одной ноге всё это время. А Андерсен этими словами как бы восхищается и солдатиком, восхищается его крепким характером.)- Какие слова из четвёртой части говорят о силе любви между нашими героями?
(«Был тронут и чуть не заплакал», «Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом»)
- Солдатик и танцовщица не обмолвились ни одним словом. Как же они поняли друг друга? Что говорило об их чувствах? (Глаза, выражение лица).
- Какими словами Андерсен отрывает нас от светлого мира влюбленных чувств? («Вдруг один из мальчиков…»)
В сказке есть такие слова: «Он чувствовал, что весь горит. То ли от огня, то ли от любви. Он сам не знал»
- Как вы понимаете смысл этих слов? (Ему жарко. Но даже здесь он любит: «Ужасно жарко, от огня или от любви – он сам не знал)- Герои сгорают вместе. Как вы думаете: победила любовь или проиграла? (Победила. В настоящей жизни им бы не быть вместе. Им мешал бы тролль, делал другие пакости. А теперь солдатика и танцовщицу будут вспоминать, как самых необычных игрушек, их необычную судьбу.)Просмотр фрагмента мультфильма (по тексту – последняя глава).
“.. На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко…”.
- Оловянный солдатик попадает в печь и превращается в кусочек олова. Какую форму приобрел этот кусочек?
-Почему автор оставляет сердечко нерасплавленным? ( Это сердечко влюбленного олдатика.)
Обобщение.
Во всех испытаниях он ни в чем не изменяет себе: он держится стойко, как полагается настоящему солдату .У него нет ненависти к гадкому троллю из табакерки, он не проклинает "уличных мальчишек", он со смирением принимает свою судьбу и стойко переносит все испытания, перед грозящей гибелью, помня только о своей чести и "милой плясунье". Даже в трудную минуту человек должен постоянно помнить о чувстве собственного достоинства, о чести. Начиная с того момента, когда солдатика начал испытывать тролль, герой осознал свое высшее назначение и остается воином с чистой и бескорыстной любовью уже до самого конца сказки.
-Согласны ли вы, что солдатик был действительно стойкий?
-Поняли ли вы второй смысл слова «стойкий»?
Стойкий - это сильный духом, упорный, не отступающий перед трудностями и испытаниями
- О чем думал солдатик ( во время своего приключения ) в те минуты, когда ему было особенно страшно? Смерть надо встречать мужественно
–Понравилась вам сказка? Какие чувства вызвала у вас сказка?
– Можно ли назвать конец сказки счастливым? (Нет, конец сказки грустный.)
- Как вы думаете, народная сказка может иметь грустный конец?
- Определите вид сказки. (Волшебная сказка, т.к. происходят превращения и присутствуют сверхъестественные силы – тролль.)
- Еще вначале урока мы сказали , что есть 2 группы сказок.
-Сейчас поработайте в паре и заполните сравнительную таблицу.
Работа в паре.
Народная сказка Литературная сказка
Нет автора. Автор - народ Есть автор
Устная форма Письменная фомаИзменяемый текст Неизменяемый текст
Нет даты Есть дата
Небольшая по объему Больший объём
Неопределенное пространство и время Пространство и время определено
События более волшебные События приближены к реальности
Стадия рефлексии. (Смайлики)
Подведение итогов.
Сказка Андерсена грустная, но любовь победила. Сильное настоящее чувство любви солдатика к танцовщице помогло ему преодолеть все трудности и испытания.Автор дает нам понять, что любовь сильнее смерти. Солдатик соединился с танцовщицей после смерти.
Андерсену, как и солдатику, приходилось страдать и терпеть, стойко переносить все унижения в жизни.  При этом не растерять доброты и нежного отношения к простым людям.
- Чего в человеке, по мнению Андерсена, больше - добра или зла?
- Чем, если посмотреть на эпиграф, должен делиться человек?
«Лестница успеха». Оцените свою работу. Домашнее задание. Прочитать сказку «Новое платье короля»