Разработка урока по азбуке Согласные звуки [к], [х], сопоставление слогов и слов с буквами х и к


Тема: Согласные звуки [к], [х], сопоставление слогов и слов с буквами х и к.
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся со звуками [х] – [х’] [к] – [ к’]. Научить различать данные звуки на слух, правильно произносить и обозначить буквами Х, К, читать слова с этими буквами. Содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи. Воспитывать чувство товарищества, дисциплинированности, самостоятельности.
Планируемые результаты:
Уметь:
Правильно произносить звук [х] в словах, в конце слов;
Выделять звуки [х] и [к] из слов;
Соотносить слова со схемой-моделью;
Различать парные по глухости – звонкости согласные [х], [к], [х’], [к’];
Устанавливать сходство и различие в произнесении [х], [к] под руководством учителя;
Правильно читать слоги, слова;
Соотносить изучаемые буквы со звуками;
Придумывать слова с данными звуками, определять место звуков в словах.
Оборудование: предметные картинки, таблица напечатанных слогов и слов с буквой к-х, сюжетная картинка, учебник «Азбука», разрезная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент.Психологический настрой.
Прозвенел уже звонок,
Вот и начался урок.
– Какое у вас настроение? (Высказывание детей). Помните, только с хорошим настроением любая работа спорится, любое дело делается. Ведь дело мастера боится.
– Послушайте пословицу: «Дело мастера боится». Как вы понимаете эту пословицу? О чём она? (Высказывания детей).
II.Актуализация знаний учащихся.– С каким звуком и буквой мы познакомились на прошлом уроке?
Чтение слогов:
ха хуох их
хо хиух ах
– Назовите слова, в которых встречаются эти слоги.
III. Мотивация учебной деятельности.
а) Игра « Украшаем слова».
(Ведущий предлагает существительные на букву х, а играющие по очереди отвечают на вопрос «Какой это предмет?». Например: хоккей (интересный….)
IV. Физминутка для глаз.
– А теперь посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Похлопали друг другу глазами.
V. Работа по теме.1.Чтение слогов по «Азбуке» (стр.64).
– Прочитайте слоги.
хахохухи
какокуки
шепотом,
громко,
радостно,
вопросительно.
– В каких слогах согласные читаем мягко? Почему?
2.Звукобуквенный анализ слов мак, мох.
– Составим слоговую модель слова мак:
– Сколько слогов в этом слове?
Выделение силой голоса последнего звука в слове мак.
VI. Физминутка.
Гусь гуляет по дорожке.
Гусь играет на гармошке.
Гусь гогочет: «Га-га-га»
Полетел он на луга.
(Г. Сапгир)
VII. Работа по «Азбуке».
1.Игра «Эхо». Повтори слова:
Мак-мох, мука – муха, сахар- ухо, лук - пастух
2. Чтение слов по «Азбуке» (стр. 64).
3. Работа в прописи.
мукагорох
мухакуры
4.Игра «Отгадайте звуки».
Это согласный глухой звук. Мы слышим его в слове мука. Найдите среди букв разрезной азбуки букву, которая обозначает этот звук.
Это согласный глухой звук. Мы слышим его в слове муха. Найдите среди букв разрезной азбуки букву, которая обозначает этот звук.
Проверь себя! Сравните звуки:
Положите ладошку на горло. Если чувствуется вибрация, дрожание, это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.
Закройте уши ладошками и произнесите звук [к] и [х].
Вывод: очень важно уметь различать парные согласные при письме и в речи, так как от этого зависит смысл слов.
VIII. Игра «Покажи букву».
– Послушайте слова. Когда услышите слово со звуком [х], поднимите карточки с буквой х, а если со звуком [к] – карточку с буквой К.
Каша, хорошо, куры, хлеб, кошка.
IX.Работа по сюжетной картине «Азбуки» (стр.64).
– Кто тут?
– Что он делает?
– У него кто?
X. Работа по тексту (стр.64).1.Словарная работа.
– Что значит «пасли овец».
2.Чтение учителем.
3.Чтение учащимися:
а) жужжащее чтение
б) «Прятки» (Учитель не называет слово, а говорит сколько в этом слове букв и какие орфограммы. Ученики находят это слово из текста);4.Работа парами.
Составление вопросительных предложений по содержанию текста. (Один ученик спрашивает, а другой отвечает. Затем меняются.)– Кто у Макара?
– Кто у Никиты?
Чтение скороговорки на с.64
Чтение загадки на с.64.
XI. Подведение итогов.
Игра «Буква потерялась». Самостоятельная работа.
…леб, горо…, са…ар.
– Запишите в прописи эти слова.
XII. Рефлексия.
– Я думаю, этот урок каждому из вас чем-то запомнился?
– Что полезного, нового вы узнали? (Высказывания учащихся.)