Применение информационных технологий в преподавании химии как средства повышения интереса учащихся к предмету




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛИПЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23 ИМЕНИ С.В.ДОБРИНА





Применение информационных технологий в преподавании химии как средства повышения интереса учащихся к предмету




Учитель химии Коблякова Н.В.
МАОУСОШ№23 города Липецка






Липецк 2016

Содержание

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc304832480" 14Введение 13 PAGEREF _Toc304832480 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc304832481" 141. Конструирование активного взаимодействия ученика и учителя на уроке химии. 13 PAGEREF _Toc304832481 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc304832482" 142. Применение новых информационных технологий в преподавании химии как средства повышения интереса учащихся к предмету 13 PAGEREF _Toc304832482 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc304832483" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc304832483 \h 14171515
13 LINK \l "_Toc304832484" 14Список литературы 13 PAGEREF _Toc304832484 \h 14191515
15

















Введение

Урок форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.
В такой форме обычно проходят занятия в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (школах, лицеях, гимназиях, колледжах и т. п.)
Для каждого урока определены: тема, цель, впервые вводимые основные понятия, планируемые результаты обучения, краткое содержание урока, домашнее задание. Разработки уроков, кроме методических рекомендаций и советов, включают дидактический материал: контрольные работы в двух вариантах, тестовые задания, самостоятельные и проверочные работы, алгоритмы составления химических формул, уравнений химических реакций, решения расчетных задач.
Уроки в России обычно длятся 40 или 45 минут, между которыми имеется свободное время перемена (5-15 минут, иногда больше, например, на обед). Иногда уроки объединяются в пары (особенно в лицеях и вузах), посвящённые одному предмету, внутри которых перемена уменьшена. В одних школах длительность урока постоянна, в других может зависеть от номера урока и дня недели. В предпраздничные дни время урока может быть сокращено решением администрации учебного заведения. Уроки в других странах могут отличаться по длительности. Так, например, урок в средней и старшей школе Японии длится 50 минут.
В данной работе целью поставлено описать методы усовершенствования урока химии.

1. Конструирование активного взаимодействия ученика и учителя на уроке химии.

Школьная система России долгие годы была научно – просветительской и учитель в ней был информатором, сообщающим знания, а сейчас наше образование старается приблизиться к научно – гуманной системе, в которой роль учителя отличается тем, что:
на первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности;
учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности.
Со сменой парадигмы образования изменяется сущностный смысл понятий образования; и как его составной части - обучения: обучение сегодня – это педагогическое конструирование активного взаимодействия ученика с объектом познания, культуры. Роль учителя при этом в том, что он организатор этого конструирования, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты. Основной формой работы учителя остаётся урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.
В Законе РФ сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, т.е. на первое место сегодня выходят задачи воспитания. Воспитывать – значит формировать мировоззрение, а учитель химии как раз и формирует научное мировоззрение."
Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.
Целью современного урока и является создание условия для формирования и воспитания такой личности.
Школа – это социальный институт, она решает задачи, поставленные обществом. Поэтому формирование педагогической цели идёт на основе социального заказа, который трансформируется в деятельности конкретного учителя. Педагогическая цель в определённых условиях превращается в педагогическую задачу, при этом задача, воспринятая учеником, выступает мотивом его деятельности. Правильно поставленная задача – 50 % успеха урока.
Когда учитель формулирует педагогическую задачу конкретного урока, он идёт обычно от содержания учебного материала. Поэтому очень часто не осознаётся важность работы по постановке целей, а ведь цели и содержание взаимосвязаны. Педагогическая задача (цель) конкретного урока складывается из:
познавательной составляющей (предметной, содержательной, ложащейся на поле деятельности);
воспитательной составляющей, являющейся главной в современном уроке;
развивающей составляющей (развитие интеллекта и эмоциональной сферы, формирование воли).
Образовательные задачи урока состоят в усвоении учащимися определённой системы знаний, формирования на основе этих знаний общеучебных и специальных умений и навыков. Обязательный минимум содержания общего образования по химии отражает инвариантное содержание курса и примерную логику его рассмотрения. При обучении химии учащиеся должны уметь применять теоретические знания (понятия, законы и теории химии), фактологические знания (сведения о неорганических и органических веществах и химических процессах), знания о способах деятельности, имеющих отношение к изучению химии (составление химических формул и уравнений, осуществление расчётов по формулам и уравнениям), уметь проводить химический эксперимент в строгом соответствии с правилами техники безопасности. Общеучебными умениями являются учебно–организационные, учебно– информационные, учебно – интеллектуальные, учебно – коммуникативные. К специальным умениям относят умение обращаться с химической посудой и приборами, устройствами; научное объяснение физических и химических явлений, состава и свойств простых и сложных веществ.
Воспитательные задачи современного урока формируют мировоззрение учащихся, систему взглядов и убеждений. Учить и воспитывать – как молния на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта мысль и есть главное в уроке, писал учитель литературы Е.Ильин. Социальный блок задач включает воспитание личности социально активной, мобильной и адаптивной. Воспитание должно идти в коллективе и через коллектив, состоять в формирование устойчивых положительных привычек. Воспитательная цель не может быть реализована на одном уроке: процесс воспитания длительный, а результат отсрочен во времени, поэтому одна и та же цель охватывает ряд уроков. Из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становления отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и её задачам должно быть неугасающим и постоянным, считает Н.Е.Щуркова.
Развивающий аспект является наиболее трудным при планирование педагогом триединой цели урока. Это происходит потому, что иногда учитель стремится формировать новую развивающую цель на каждом уроке, забывая, что развитие ребёнка происходит гораздо медленнее, чем его обучение. Также не всегда учитель хорошо знает ту область психологии, которая связана со структурой личности. Очень часто развитие личности сводится к развитию мышления. Но поставить на уроке цель, сформулировав её так: учить детей мыслить, это значит никогда её не достичь, так как такая формулировка слишком общая. Умение мыслить складывается из овладения учащимися умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, ставить и разрешать проблемы.
Кроме этого, на первом месте должна стоять задача развития речи. Язык – это материальное выражение мыслей, и чем богаче язык, тем богаче мышление.
Очень важным является развитие эмоциональной сферы. Сложной задачей для современных учеников является формирование воли. Отсутствие воли – лень и лень сегодня основная причина всех проблем школьника.
Насколько верно и чётко учитель сформулирует триединую цель урока – настолько верно он определит содержание учебного материала, выберет методы и формы обучения.
Таким образом, целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания. Предметные цели не должны заслонять главное – воспитание и развитие личности.
Цель урока трансформируется в педагогические задачи:
1. Информационная: Что и чему будем учиться?
2. Операционная: Как и каким образом будем учиться?
3. Мотивационная: Зачем нам это надо?
4. Коммуникативная: С кем и где?
Если задача воспринимается учеником, то она выступает мотивом учения. Задачи урока должны находиться в сфере интересов ученика, он должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить. В общую структуру урока включается личностный опыт учащихся.
Цель и содержание определяют методы, т.е. способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика. Именно здесь проявляется стиль работы учителя. Эвристическая беседа, диалог, полилог – эффективны с точки зрения общего развития ребёнка и его воспитания. Работа мысли совершенствует интеллект, а умение вести диалог развивает коммуникативные качества. Особое значение в изучении химии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу исследования, выбирают путь и отбирают материалы и приборы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Сложность возникает здесь в материальном обеспечении процесса – но это решаемо.
Строго говоря, существует только две формы организации познавательной деятельности учащихся на уроке – индивидуальная и групповая. И очень часто учителя отдают предпочтение работе со всем классом одновременно ( фронтальной), так как эта форма требует меньшей подготовки, но она и наименее эффективна – фактически оказываются включены в работу только несколько человек, остальные просто присутствуют на уроке или вообще занимаются своими делами. Наиболее эффективной формой работы является групповая: в малых ( пары) и больших ( 4 -5 человек) группах. Конечно, эта форма требует предварительной подготовки от учителя: разработка продуманных заданий, формирование работоспособных групп, организация работы в группе – обучение ребят умению общаться, помогать друг другу, оценивать себя и товарищей. Группы лучше формировать так, чтобы ребята имели разный уровень подготовки – сильные могли учить слабых. Можно формировать и разноуровневые группы – только сильные или только слабые ученики, но при работе в такой группе будут решены только задачи обучения ( выполнив задание соответствующее их подготовки, ребята получат хорошие оценки), а вот задачи развития решаться не будут, так как все имеют одинаковый уровень и может возникнуть чувство неполноценности от решения заведомо более простого задания у слабой группы. Необходимо помнить, что группа для всех её членов должна быть референтной, т.е. надо учитывать взаимоотношения между ребятами в классе.
Индивидуальная форма работы обычно используется при проверке знаний. При работе над новым материалом, закрепление, повторение, обобщение предпочтительнее групповые формы. Микрогруппа позволяет ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем.


2. Применение новых информационных технологий в преподавании химии как средства повышения интереса учащихся к предмету

На данном этапе развития общества производство информации становится основным видом деятельности. Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией.
Современное обучение стало более глубоким по целям и задачам, вариативным по формам и методам, разнообразным по техническим средствам, используемым учителем. А самое важное - признание самой уникальности каждого ребенка. На своих уроках я стараюсь открыть в детях эту уникальность.
Стремительное увеличение объема знаний, требует соответственно с каждым годом увеличения количества учебного материала, который должны освоить школьники. Растущий объем информации неизбежно встречает препятствие в виде ограниченного количества часов, отводимых на его изучение.
Применение современных информационных технологий как раз и даст возможность освоить большое количество знаний за то же время. И вот тут свою миссию может и должен выполнить учитель.
В современном обществе выигрывает тот учитель, который не только может дать базовые знания обучающимся, но и направить их действия на поиск новой, интересной, необходимой дополнительной информации, а также на умение преподнести эту информацию: интересно, разнообразно, современно, увлекательно. Так, чтобы на данный предмет хотелось прийти вновь и вновь, и познавать все больше и больше.
Химия предмет разноплановый, очень интересный и в то же время сложный и точный. Яркий и эффектный с одной стороны, требующий внимания и осторожности с другой.
ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.
Конечно использование современных информационно – коммуникационных технологий требует время для поиска, систематизации и оформления информации. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство учителя.
Тем не менее, лучшей наградой служат возрастающий интерес к предмету, горящие глаза учеников, а также совместное сотрудничество ученика и учителя в ходе решения творческих задач.
Основной социальный заказ общества - развитие обучаемого. Для достижения этого необходима специальная методическая обработка содержания программ, особая организация учебного процесса и знание психофизиологических особенностей ученика. Информационно-коммуникационная технология, на мой взгляд, стала самой распространенной современной технологией. Она используется как самостоятельно, так и сопровождая любую другую, применяемую педагогами. Специфика данной педтехнологии предполагает наличие необходимых технических средств. Но даже это не самое главное. ИКТ, как педагогическая система обучения, будет действовать в том случае, если на смену традиционным формам работы придут:
Flash –анимация, 3-D – изображения, интерактивные тесты, специальные программы для интерактивной доски. Соответственно увеличится доля деятельностных, модельных, практических методов.
Уроки стали интерактивными. Интерактивность – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Интерактивность позволяет не только получать информационные потоки из множества различных источников, но и реагировать каким либо действенным образом на них. Статические таблицы затрудняют процесс восприятия учащимися изучаемого материала, так как при работе трудно сосредоточиться на какой-либо одной части, этапе. Учащиеся невольно рассматривают такие детали, которые учитель еще не объяснял. В таком случае не всегда удается установить связь между словом и зрительными образами. Абстрактное мышление у детей сформировано по-разному и по-разному воспринимается объясняемое явление или не воспринимается вообще. Особенно трудно усваивались такие понятия как химическая связь и строение вещества. Качество усвоение данной темы соответствовало обычно 25-30%. Сейчас информационно-коммуникационная технология позволяет, используя Flash–анимацию, показать сложнейший процесс в форме мультфильма. Причем глубина преподнесения материала сохранена, а способ подачи знаний более результативный. Системным эффектом ИКТ стал рост качества при усвоении данной темы до 55-60%. На этот результат работала и презентация учителя, и программное обеспечение интерактивной доски.
Спецификой химии является то, что наука эта экспериментальная. Используя наглядность химического опыта, учащиеся познают природу вещества и перспективу развития химических процессов. В считанные секунды с помощью интерактивной доски создается модель технологического производства серной кислоты, а далее раскрываются его особенности. Некоторые химические эксперименты требуют значительное количество времени на его проведение, дорогие и, чаще всего, небезопасные химические реактивы. Использование видеофрагментов экономит время урока, сохраняет здоровье учащихся.
Таким образом, именно информационно-коммуникационная среда, ее использование может стать эффективным инструментом развития базовых компетенций и обеспечит повышение мотивации к изучению химии и других предметов естественнонаучного цикла.
Для использования информационно-коммуникационных технологий необходимы технические ресурсы, из которых можно выделить следующие:
Персональные компьютеры
Интерактивная доска
Интернет
Цифровая лаборатория «Архимед»
Что ожидать от применения названных технических средств:
будет создано единое информационное пространство для изучения химии в школе и дома;
расширится учебное сотрудничество школьников разных ступеней обучения на основе создания инфраструктуры школьного сетевого взаимодействия;
повысится интерес к изучению химии;
увеличится доля учащихся, продолживших изучение химии в высшей школе;
увеличится доля учеников, владеющих информационными программами и грамотно их применяющих;
родители смогут отслеживать динамику достижений своих детей через персональные сайты учеников, помочь в изучении учебных предметов через персональные образовательные сайты учителей.
Использование на уроке интерактивных тестов дает возможность коллективное обучение учащихся сделать дифференцированным и даже индивидуальным. Очень удобно проследить системный эффект используя интеграцию ИКТ с рейтинговой системой оценивания знаний.
Совсем недавно наша школа получила цифровую лабораторию «Архимед» - это новое поколение школьных естественнонаучных лабораторий. Они позволяют исследовать при помощи персонального компьютера и регистратора данных разнообразные измерения и проводить лабораторные и практические работы на более высоком уровне. Чем выражается высокий уровень таких работ? Здесь используют не только наблюдения и фиксирование данных, но и их математическую обработку результатов в виде таблиц и графиков. Причем все это без громоздкого оборудования при помощи специальных датчиков. Всего их насчитывается 24 комплекта по 15 штук, то есть в расчете на 30 учеников.
Высокоскоростной Интернет позволяет обслуживать школьный и персональные сайты. Дети и педагоги получают и обмениваются информацией
Интерактивность, обеспечиваемая ИКТ, приводит к полной самореализации личности, формированию мыслительных навыков более высокого порядка, чем при традиционном обучении, получение знаний на творческом, а не на продуктивном уровне.
Интерактивная доска - одно из средств ИКТ-технологии - инновационное решение материальных ресурсов в учебно- воспитательном процессе, позволяющее смоделировать происходящие в природе процессы, создать условия для лучшего восприятия учениками материала. На основе работы с доской применение различных педагогических технологий становится более ярким, наглядным, действенным. Используется возможность давать материал лекционно, одновременно используя видео и аудио материалы, текст, обучающие программы, тренажёры, Интернет-ресурсы и т.д..
Для работы используют разнообразные программы, освоение которых дало новые возможности в усовершенствовании методических приемов обучения:
SmartNotebook - программа, позволяющая изготовлять своего рода «презентацию» к уроку, состоящую из отдельных страниц (обстановок, сцен, слайдов), сменяющих друг друга в произвольном порядке;
Microsoft Office Power Point – программа для создания презентаций;
Microsoft Office Word – программа для создания текстов, схем, таблиц;
Hot Potatoes - программа используется для создания различных интерактивных упражнений, кроссворды, тесты и многое другое;
MyTest – программа для компьютерного тестирования.
А также многочисленные образовательные диски и ресурсы Интернет.
Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у учащихся интерес к предмету, даёт возможность создания насыщенного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить мгновенную обратную связь результат виден сразу, усвоен материал или нет. Инновационные процессы не меняют методической основы урока, но усиливают её эффективность. Обучение с использованием возможностей интерактивной доски отличается от привычных методов преподавания, но в то же время основы успешного проведения любого урока всегда едины. Интерактивная доска может быть использована как на протяжении всего урока, так и на его части. Работа с интерактивными устройствами позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе урока и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия.


Заключение

Самым показательным конечным результатом любого образовательного процесса является состояние здоровья учащихся, при этом под здоровьем понимается состояние полного психического и физического благополучия. Физическое здоровье учащихся зависит от учителя – предметника, хотя и в меньшей степени, чем от семьи, от состояния физической подготовки в школе, работы классного руководителя, секций и спортивных клубов. Неправильная поза на уроке, утомление глаз могут привести к нарушениям опорно – двигательного аппарата, снизить зрение. Что может сделать каждый учитель для здоровьесбережения на своих уроках?
Во – первых, рационально организовать урок, что предполагает на 20 и 35 минутах урока физкультминутки, эмоциональные разрядки, смену видов преподавания и видов деятельности учащихся. Минутками отдыха могут стать игровые разминки. Они и позволяют снять утомление, повысить двигательную активность, дать эмоциональную разрядку. Но если это делает только один или два учителя, результата не будет. Нужна система работы учителей всей школы.
Во – вторых, главное, что позволяет сохранить психическое здоровье – это нравственная атмосфера, которая определяется именно учителем. Атмосфера дружелюбия, уважения – то, что сохраняет наше здоровье и здоровье наших детей, наше плохое настроение, которое выливается в раздражение, окриках, равнодушие – то, что разрушает их психику и даёт пример безнравственного поведения. Психологический комфорт, атмосфера дружелюбия, душевности, уважения – всё это формирует учитель. Для того, чтобы сохранить психическое здоровье детей, использую на уроке принципы педагогики сотрудничества: полноценное межличностное общение, построенное на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении учеников и учителя от взаимных подозрений, недоброжелательства, неискренности, страха.
В – третьих, не ленитесь и не упускайте возможности связать тему вашего урока с проблемами сохранения здоровья: физического, психического, социального. Не проходите мимо и не жалейте времени, если вам приходится отвлечься на уроке для обсуждения ситуации, связанной с неправильным отношением к своему здоровью ребят – согнул спину, курил на перемене, торопился и упал, не завтракал дома и т.д. Конечно, здесь необходимо чувство такта, чтобы никого не обидеть и не выставить на посмешище, но умалчивать примеры неправильного поведения по отношению к своему здоровью ребят, свидетелями которого вы стали, это давать повод им сделать вывод, что поступать так можно, это пример безнравственного поведения.
В – четвёртых, учитель должен быть сам здоров. Больной учитель не научит детей заботиться о своём здоровье. Как мы о нём заботимся, это дело сугубо индивидуальное, но поглощение лекарств – это не пример заботы о здоровье. Если вы больны и плохо себя чувствуете, то вы не сможете полноценно работать, а если больной учитель героически даёт уроки, то он учит детей наплевательски относиться к своему здоровью.


Список литературы

Бабанский Ю.К. Основные условия и критерии оптимального выбора методов обучения. М.: Просвещение, 2011. – 375 с.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8 класс. М.: Блик – плюс, 2012. – 271 с.
Грабецкий А.А. и др. Использование средств обучения на уроках химии. М.: Просвещение, 2008. – 160 с.
Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр Педагогический поиск, 2013. – 336 с.
Мелешко В. От доски до доски. Интерактивные устройства способны изменить мир. Учительская газета, №37 (10170) / 2007-09-11
Носкова И.Н., Материалы выступлений на конференции «Возможности интерактивной доски» Пермский край, «Сеть творческих учителей»,2008г
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по химии./ Сост. Каверина А.А. М.: Дрофа, 2011 – 48 с.
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. Москва. «Владос», 2012г

















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315


13 EMBED Word.Picture.8 1415



Root Entry15Times New Roman