Технологическая карта урока русского языка Поговорим о значении слов (4 класс) УМК Гармония


Урок русского языка в 4 классе. УМК «Гармония»
Учитель: Сарнавина Е.Г.
Тема урока: Поговорим о значении слов
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цель: продолжить наблюдение над жизнью и происхождением слов в русском языке, устойчивыми сочетаниями слов, учить умению добывать нужную информацию.
Задачи урока:
Предметный результат:
- Познакомить с историей возникновения и значением некоторых слов.
-Показать учащимся, почему «слова рождаются», а иногда «стареют» (устаревшие слова) и уходят из активного употребления.
-Повторить правописание личных окончаний глаголов, безударных гласных, проверяемых ударением.
-Повторить постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.
-Учить работать с разными словарями.
- Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова; развивать умение работать со справочной литературой (толковый, фразеологический, орфографический словари), определять, в каком именно лексическом значении употребляется многозначное слово;
- Развивать умение анализировать, видеть «опасные» места, формировать коммуникативные способности
- Воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности, бережное отношение к родному слову.
Личностные универсальные учебные действия:
- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения,
- способствовать развитию самоанализа и самоконтроля.
Метапредметный результат:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать  в парах и группах.
Познавательные универсальные учебные действия :
-Уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений;
-уметь ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;
- уметь проверять правильность написания слов и предложений;
- анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.
Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный, проблемный, поисковый.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: раздаточный материал, компьютер, карточки для дифференцированной работы, словари для работы в группах
Структура и ход урока:
Этап урока Действия учителя Действия учащихся УУД
1. Организационный момент.Актуализация знаний. - Здравствуйте! Встали, подравнялись, поприветствовали гостей. Начинаем урок русского языка.
- Как вы думаете, каким будет наш урок?
- Сегодня утром по электронной почте я получила письмо. Сейчас я прочитаю его вам.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Вот уже 4 года мы изучаем русский язык. Недавно наша учительница предложила нам провести исследование и выяснить лексическое значение непонятных слов: кибитка, тулуп, ямщик, бразды, облучок. У нас пошла голова кругом.
Мы с энтузиазмом принялись за работу. Но на нашем пути встретились трудности. Многие ребята отнеслись к заданию спустя рукава. Некоторые тянули одеяло на себя. Ученики ссорились, ругались, обижались. Мы повесили нос. Учительница помогла нам настроиться на работу и указала, где найти нужную информацию. Еще она сказала нам, что язык до Киева доведет. Что это значит?
Обращаемся к вам за помощью, наши русские друзья. Подскажите, пожалуйста, где мы можем найти ответы на возникшие вопросы.
Всего вам доброго. Ваши друзья.
Англия. Лондон. Апрель 2016 г.
- Ребята, поняли ли вы, откуда это письмо?
- О чем они нас просят?
- Что такое исследование (высказывания детей)
- Определим цель сегодняшнего урока.
-Интересным, познавательным, плодотворным, необычным.
- Письмо от наших иностранных друзей
- Помочь провести исследование
- Исследование – это…
ИССЛЕДОВАНИЕ, - исследовать. 2. Научный труд.
- Выяснить значение непонятных слов, помочь нашим иностранным друзьям)
Использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания.
2. Словарно- орфографическая работа - Для того чтобы вам было удобнее работать, я распечатала это письмо. Прочтите его еще раз.
- Ребята, читая полученное письмо, я обратила внимание на некоторые ошибки, допущенные нашими друзьями. А вы обратили на них внимание?
-Почему ребята могли допустить их?
- Давайте поможем их исправить.
Ребята работают в тетрадях. 1 человек у доски.
- Давайте найдем в письме предложение с однородными членами. Все ли там правильно? Исправьте их. Дайте характеристику предложению. Что вы знаете о постановке знаков препинания при одн.членах?
- Запишем это предложение в тетрадь с полной характеристикой.
(один уч-ся работает у доски)
На столе у детей лежит письмо с ошибками.
Ребята видят орфографические и пунктуационные ошибки. Предлагают найти их и исправить.
- Это произошло из-за того, что они не достаточно хорошо знают правила русского языка.
Здраствуйте, дорогие друзья!
Вот уже 4 года мы изучаем русский язык. Недавно наша учительница предложила нам провести исследование и выЕснить лексическое значение непонятных слов: кибитка, тулуп, ямщик, бразды, облучок. У нас пошла голова кругом.
Мы с энтузиазмом принялись за работу. Но на нашем пути встретилось много трудностей. Многие ребята отнеслись к заданию спустя рукава. Некоторые тИнули одеяло на себя. Ученики ссорились ругались обЕжались. Мы повесили нос. Наша учитИльница помАгла нам настроится на работу и указала, где найти нужную информацию. Еще она сказала нам, что язык до Киева доведет. Что это значит?
Обращаемся к вам за помощю, наши русские друзья. Подскажите, пожалуйста, где мы можЕм найти ответы на возникшие вопросы.
Всего вам доброго. Ваши друзья. Англия. Лондон. 13 апреля 2016 г.
Сначала работают самостоятельно, пытаясь найти ошибки. Потом обсуждают в парах.
Затем происходит коллективная работа. Ребята выходят к доске и объясняют допущенные ошибки.
ЗдраВствуйте - словарное слово
ВыЯснить – Ясно (без.гл., пров. уд.)
ОбИжались – обИда (без.гл., пров. уд.)
УчитЕльница – словарь
ПомОгла – помОщник (без.гл., пров. уд.)
НастроитЬся – гл., н.ф.
За помощЬю – разд.Ь
- В этом предложении пропущены запятые
Друзья ссорились ругались обЕжались.
- В этом предложении говорится о друзьях. Кто? Друзья – это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой.
О друзьях говорится, что они ссорились, ругались, обижались. Что делали? Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами. Это однородные сказуемые, они относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос. Между ними мы ставим запятые.
Это предложение по цели выск. – повеств, по интон. – невоскл., по наличию второст. чл. – нераспр., по количеству гр.основ – простое, ослож.однор.сказ., двусоставное.
Повторить правописание личных окончаний глаголов, безударных гласных, проверяемых ударением.
-Повторить постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.
-Уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений;
-уметь ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;
- уметь проверять правильность написания слов и предложений;
- анализировать объекты с выделением существенных признаков и делать обобщения – формулировать простейшие выводы
3. Работа над определением лексических значений слов - С какими словами мы будем работать?
- Может быть, кто-то из вас попытается объяснить, что обозначают эти слова?
- Почему эти слова вызывают у нас затруднения?
- Кто из вас знает, как называются такие слова?
- Нужно ли нам знать значение этих слов?
- Где мы можем их встретить?
- Где можно выяснить значение непонятных слов?
- Какой толковый словарь вам известен?
- Обратитесь к нему и выясните в группе значение этих слов. (4 группы – каждой свои слова)
(учитель показывает фото предметов)
- Каждая группа готова рассказать о своем слове, с которым они работали.
Выслушаем их. Запишем эти понятия в тетрадь (на слайдах появляется значение слова, ребята записывают его в тетрадь)
- Подобрать близкие по значению слова (синонимы) к словам
ямщик – извозчик, возница
тулуп – шуба
кибитка – повозка, телега
- Как называется слово, которое имеет несколько значений? (многозначное)
- Какие значения вы нашли в словаре?
- Можете ли вы понять, о чем идет речь? Что вам поможет это сделать?
- У великого русского писателя А.С. Пушкина есть замечательные стихи. Прочтите их про себя (на слайде отрывок)
Бразды пушистые взрываяЛетит кибитка удалая. Ямщик сидит на облучкеВ тулупе теплом, в кушачке.
- Мы прочитали стихотворение. Стало ли вам понятно, в каком значении употреблено это слово?
- Кто сможет предположить, а почему учительница русского языка дала ребятам такое задание.
- Может ли кто-то из вас рассказать нам одно из стихотворений А.С Пушкина?
- Что мы сейчас с вами делали?
-
(кибитка, тулуп, ямщик, облучок, бразды)
(предположения детей)
- Эти слова вышли из употребления.
- Устаревшие слова. Они вышли из употребления в связи с появлением новых слов.
- Значение этих слов мы можем выяснить в толковом словаре.
- Словарь Сергея Ивановича Ожегова.
1 группа
- КИБИТКА - крытый экипаж, повозка.
2 группа
- ОБЛУЧОК, Толстая деревянная скрепа, идущая по краям телеги, повозки или огибающая верхнюю часть саней, повозки
3 группа
- ТУЛУП, -а, м. Долгополая меховая шуба.
- ЯМЩИК. –а, м. Возница на лошадях, а также вообще возница.
4 группа
- БРАЗДЫ. (многозн. В словаре В.И Даля – 1. От борозда –длинная канавка на поверхности почвы, проведённая сохой или плугом, для посадки в неё растений.
2. Бразды - власть, управление
3. Бразды – конные удила
- Понять нельзя. Мы должны видеть текст, откуда это слово.
Бразды – в значении борозда.
- Наверное, ребята будут знакомиться с творчеством А.С. Пушкина и его стихотворением. А поняв эти слова, они смогут разобраться и со смыслом стихотворения.
Если есть желающие – выслушать 1-2 человек.
- Проводили исследование, пользуясь толковым словарем.
- Познакомить с историей возникновения и значением некоторых слов.
-Показать учащимся почему «слова рождаются», а иногда «стареют» (устаревшие слова) и уходят из активного употребления.
-Учить работать с разными словарями.
- Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова; развивать умение работать со справочной литературой(толковый и фразеологический словари), определять, в каком именно лексическом значении употребляется то или иное многозначное слово;
4. Физминутка 5. Работа над выяснением значения фразеологических оборотов - Ребята, когда я читала письмо, то обратила внимание на некоторые интересные выражения, которые ребята используют в своей речи. Что это за выражения?
- Как называются эти выражения?
- Для чего они используются в речи?
- Как вы понимаете значение этих выражений? Обсудите в группе.
- Какой словарь нам в этом поможет?
- Найдите в словарях эти выражения и дайте им объяснение.
- Запишите свой ответ в тетрадях.
- Подведите итог нашей работы.
- А могли ли ребята выполнить задание учителя, если бы так работали? Почему?
- Какие правила работы в группе вы могли бы им посоветовать?
- Какой совет дала учительница ребятам? Пошла голова кругом.(Кто-либо не знает, как поступить, теряет способность ясно соображать.)
Тянуть одеяло на себя.(Пытаться использовать ситуацию в свою пользу за счёт других, игнорировать интересы товарищей)
Повесить нос. (расстроиться, огорчиться)
Работать спустя рукава. (работать плохо)
- Это фразеологические выражения. Или крылатые выражения.
- Чтобы сделать нашу речь красивее, образнее, ярче.
(обсуждение в группах)
- Нам поможет фразеологический словарь.
(каждая группа находит свое объяснение)
Язык до Киева доведёт.(выполнить задание, обратившись за помощью к другим людям)
создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения,
6. Закрепление пройденного. - Сейчас я предлагаю вам выписать из 2 абзаца этого письма в тетрадь только те предложения, в которых допущены ошибки, исправляя их. Фразеологические обороты можно заменить на выражения, которые вы чаще употребляете.
- Прочитайте, что у вас получится.
- Проверьте свою работу самостоятельно.
- Теперь обменяйтесь тетрадями. Давайте проверим. Если вы найдете ошибку – исправьте ее, вынесите на поля. Оцените работу товарища.
- Что мы сейчас делали? (ребята зачитывают, потом записывают) создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения,
7. Подведение итогов. Домашнее задание - В письме наших друзей во 2 абзаце вам встретилось еще одно слово, значение которого может быть непонятно, т.к. мы не так часто употребляем его в речи. О каком слове я говорю?
- Кто поможет объяснить его значение? Какой словарь поможет узнать происхождение этого слова?
- Что можно делать с энтузиазмом?
- Составьте несколько предложений со словом энтузиазм.
- Я желаю вам работать на уроках с энтузиазмом. Жить с энтузиазмом.
- Подумайте, а каким может быть домашнее задание, опираясь на весь материал нашего урока? Задание должно быть творческое.
- Сегодня на уроке мы работали с вами не покладая рук. У нас работа кипела в руках. Мы не били баклуши.
- Как сказать одним словом – как мы работали сегодня с вами?
- Это слово энтузиазм
Ребята предполагают, дают определение этого слова. 1 ученик работает со словарем.
- Этимологический словарь.
Энтузиазм - (греч. ενθουσιασμός, ενθουσίασις — «вдохновение», «восторг», «воодушевление») — положительно окрашенная эмоция, состояние воодушевления, а также, под влиянием этого настроения, желание и совершение активных действий по достижению определённых целей.
- Работать, учиться…
- Мы можем написать письмо-ответ ребятам, ответив на все вопросы, которые они нам задали.
- Отлично (хорошо, замечательно)
создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения,
- воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности, бережное отношение к родному слову.
8. Рефлексия - Что нового вы узнали на уроке? Ответьте на несколько вопросов, начиная свой ответ так:
- Сегодня на уроке
Сегодня я узнал…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Выслушиваются ответы детей. Здраствуйте, дорогие друзья!
Вот уже 4 года мы изучаем русский язык. Недавно наша учительница предложила нам провести исследование и выеснить лексическое значение непонятных слов: кибитка, тулуп, ямщик, бразды, облучок. У нас пошла голова кругом.
Мы с энтузиазмом принялись за работу. Но на нашем пути встретилось много трудностей. Многие ребята отнеслись к заданию спустя рукава. Некоторые тинули одеяло на себя. Ученики ссорились ругались обежались. Мы повесили нос. Наша учитильница помагла нам настроится на работу и указала, где найти нужную информацию. Еще она сказала нам, что язык до Киева доведет. Что это значит?
Обращаемся к вам за помощю, наши русские друзья. Подскажите, пожалуйста, где мы можем найти ответы на возникшие вопросы.
Всего вам доброго. Ваши друзья.
Англия. Лондон. 13 апреля 2016 г.
Здраствуйте, дорогие друзья!
Вот уже 4 года мы изучаем русский язык. Недавно наша учительница предложила нам провести исследование и выеснить лексическое значение непонятных слов: кибитка, тулуп, ямщик, бразды, облучок. У нас пошла голова кругом.
Мы с энтузиазмом принялись за работу. Но на нашем пути встретилось много трудностей. Многие ребята отнеслись к заданию спустя рукава. Некоторые тинули одеяло на себя. Ученики ссорились ругались обежались. Мы повесили нос. Наша учитильница помагла нам настроится на работу и указала, где найти нужную информацию. Еще она сказала нам, что язык до Киева доведет. Что это значит?
Обращаемся к вам за помощю, наши русские друзья. Подскажите, пожалуйста, где мы можем найти ответы на возникшие вопросы.
Всего вам доброго. Ваши друзья.
Англия. Лондон. 13 апреля 2016 г.