Статья Применение мнемотехник и здоровьесберегающих технологий на уроке русского языка при изучении темы: «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне» (1-2 класс)



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9
имени Петра Аркадьевича Столыпина
г. Балашова Саратовской области»
Применение мнемотехник и
здоровьесберегающих технологий
на уроке русского языка
при изучении темы:
«Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне»
1-2 класс

Подготовила: Алексеева О.В.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №9
имени П.А.Столыпина
г. Балашова
Балашов, 2015
Здоровьезберегающие технологии профессора Владимира Филипповича Базарного апробированы и дают хороший результат укрепления здоровья и развития детей.
Сенсорный координаторный тренажер «Бегущие огни», используемый мною на уроках вместо одной из физминуток, позволяет снимать напряжение с глазных мышц, интенсивные ритмические движения глаз сопровождаются активными движениями головы и туловища.
По сигналу учителя обучающиеся поворачиваются и выполняют различные упражнения (ловят «огоньки» обеими руками, отталкивают огоньки от себя, дуют в нужную сторону, смотрят одним глазом, указывают вытянутой рукой искомый объект и т.д.). Сенсорный тренажер «Бегущие огни» улучшает зрение, тренирует мускулатуру лица, оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат, в игровой форме позволяет легко переключиться на обучающие задания (в моей практике – это изучение и закрепление правописания словарных слов).
Фрагмент урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Орфографическая минутка
*********************************************
Словарная работа
- Найдите на тренажере «Бегущие огни» и покажите правой рукой: зелёный цвет 1, красный 4; левым локтём: жёлтый 2, зелёный 3,оттолкните от себя: синий 4, желтый 1, красный 4.
- Найдите в классе словарное слово «сорока» («октябрь», «урожай», «караси»). Как слово нужно произносить? Как писать? Правописание какой букв нужно запомнить? Карточки со словарными словами могут находиться где угодно: на занавесках, шкафах, за выключателем, на цветах. Дети не прикованы к партам, они находятся в постоянном движении и поиске, благодаря этому информация усваивается более эффективно: развивается познавательный интерес, снимается статика шейного отдела позвоночника, развивается чувство зрительной координации, ориентации в пространстве, реакции на экстремальные ситуации. Карточки со словами воспринимаются в режиме дальнего зрения, что позволяет глазам немного отдохнуть после письма.
- Отгадайте загадку, найдите отгадку в классе.
1). Этот предмет – дерево. Осенью его листья приобретают ярко-красную окраску. Про него люди сочинили поговорку «дрожит как … лист». (Осина.)
2). Кланяется, кланяется,
А придет домой – растянется. (Топор.)
3). Заворчал живой замок,Лег у двери поперек. (Собака.)
- Почему этой отгадки нет в классе? (Слово не изучали.)
- Предположите, как это слово надо писать. (Варианты ответов детей.)
Запишите новое слово в тетрадь с «окошком», то есть в трудном для вас месте пропустите букву, оставьте «дырку». Поставьте ударение, подберите однокоренные слова (устно), выясните, нет ли проверочных слов.
Запись в тетради: с бака. (Самопроверка. Сверка с образцом на доске).Работа с орфографическим словарем учебника:
- Найдите в орфографическом словарике вашего учебника слово «собака» и выясните, какая же буква будет писаться на месте пропуска.
- Запишите найденное слово в словарик, определите ударный слог, подчеркните букву, которую необходимо запомнить.
- А теперь мы будем запоминать это словарное слово и «оживлять» букву, которую необходимо запомнить. Подумаем, на что похожа буква о в слове «собака», свяжите образ буквы со значением слова.
Совместный поиск лучшего варианта обыгрывания буквы. Самый удачный рисунок-образ дети зарисовывают в словарях простым карандашом и цветными ручками на месте окошка. Учитель выполняет образец рисунка мелом на доске. Например:
32857723825С БАКА
-Как правильно писать слово собака? (Орфографическое проговаривание слова). Как правильно произносить это слово в устной речи? (Орфоэпическое проговаривание слова). Составьте предложение с новым словом. Запишите его в тетрадь. Карточка со словарным словом вывешивается на видное место в классе (на стену, окно, мебель). Рисунок запоминаемой буквы выполняется один раз в день знакомства со словом. При создании рисунков из букв использовался как письменный, так и печатный шрифт. Работа со словарными словами ведется на каждом уроке, но по объему она невелика.
(Такой приём запоминания психологи называют мнемотехническим и считают самым интересным и лучшим для запоминания не смысловой информации. Писать, одновременно рисовать и запоминать трудную букву - интересно, весело, легко: ребёнок становишься волшебником – ведь обычная буква о превращается то в циферблат часов, то в спасательный круг, то в планету.) см. Приложение: слова «вокзал», «корабль», «вокруг».677958814876195514814876Иногда для обоснования рисунка использовалось лексическое значение слова: «Аллея – дорожка, с двух сторон обсаженная деревьями». «Превратим» буквы л в стволы деревьев, а между ними нарисуем дорожку:
А Л Л Е Я
К сожалению, не к каждой букве можно придумать рисунок, отражающий смысловое значение слова или ассоциацию с этим словом. Поэтому в некоторых случаях для запоминания применялся приём «слово в слове».
4). Стоит МатрешкаНа одной ножке, Закутана, запутана. (Капуста.)
- Что больше всего любит капуста? (Воду.) Какую? (Дождевую.)
- Какое слово спряталось в капусте? (Кап.) Значит, капуста любит не простую воду, а ту, что капает: кап-кап, то есть дождевую. Какая буква пишется в обоих словах? (а) Ее мы и запомним.
При запоминании некоторых слов можно обращаться к шуткам. «В слове суббота 7 букв, столько же, сколько дней в неделе и 2 буквы б, столько же, сколько и выходных». Если кто-нибудь ошибется и пишет одну б, то детям разрешается шутить: «Теперь у Саши будет только ОДИН выходной!»
Приём запоминания слов с помощью мнемотехники имеет много преимуществ по сравнению с другими, так как:
На уроке осуществляется обучение, за которое ратовал великий А. Я. Коменский: «Метод обучения должен уменьшать трудности обучения, с тем, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало от дальнейших занятий». Тем самым решается проблема отчуждения ребёнка от учебного процесса.
Приём учит ребёнка нестандартно мыслить, изобретать, высказывать своё мнение, видеть в каждом слове необычное, эмоционально воспринимать слово.
У обучающихся активизируется познавательная деятельность, что ведёт к усилению положительной мотивации учения и развитию познавательных процессов.
Мнемотехнический приём запоминания обладает большим развивающим потенциалом, т. к. он обеспечивает на уроке подлинно учебную деятельность. Ребёнок сам себя обучает, ставя перед собой учебную задачу: «Как запомнить эту букву интересно, быстро и легко?» и сам находит оригинальное творческое решение. Ему позволяет выдвигать собственную мысль. Исчезает авторитарность и императивность процесса обучения.
Приём позволяет также установить благожелательные отношения с детьми, уч-ся испытывают удовлетворение от работы, на уроке не возникает стрессовых ситуаций, дети уверены в том, что они способны запомнить материал любой степени сложности.
Рисунки – образы букв развивают детское воображение и укрепляют память.
-641985-5295902005965-186690Приложение

2234565188912543815117475-64198520415254381568802252729865699452528251155280025-1085853546475-165735528002537395151174753187065381317545586652384425