Использование специальных игр и упражнений для развития логико-математического мышления дошкольников


Использование специальных игр и упражнений для развития логико-математического мышления дошкольниковСошкина И. А.,старший воспитатель Основные мыслительные операции Умение активно перерабатывать в уме информацию, используя приёмы логического мышления, позволяет ребёнку получить более глубокие знания и понимание учебного материала в отличие от тех, кто, обладая невысоким уровнем развития логики, постигает образовательный курс, полагаясь лишь на память. В старшем дошкольном возрасте одним из эффективных способов развития мышления являются дидактические игры, логико-математические игры и упражнения.Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.Логико-математические игры и упражнения – это игры и упражнения, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. Типы игр логико-математического содержания настольно-печатные игры игры на объемное моделирование игры на плоскостное моделирование игры на составление целого из частей игры-забавы игры с числами, числовым рядом. Что умеют счетные палочки?1)Задачи на построение простых фигур;2)Задачи на построение сложных фигур;3)Задачи на преобразование фигур(головоломки- добавь/убери палочки) Палочки КюизенераКаждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.. Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10 мм и является кубом. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Класс белых чисел образует число один. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», (2 – розовый, 4- красный, 8- вишневый цвет), 3,6,9 – «синюю семью»(голубой – 3, фиолетовый – 6, синий – 9.)«Семейство желтых» составляют числа кратные 5: 5- (желтый) и 10 (оранжевый).Класс черных чисел образует число 7. Логические блоки Дьенеша Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческиеи познавательные способности. Логические  блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);б) трех цветов (красные, синие и желтые);в) двух размеров (большие и маленькие);г) двух видов  толщины (толстые и тонкие).В наборе нет  ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется  четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Игры-головоломки Этапы освоения игр-головоломок Танграм Одна из первых древних игр головоломок. Родина возникновения - Китай, возраст - более 4 000 лет. Головоломка представляет собой квадрат разрезанный на 7 частей: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Суть игры - собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики. Всего насчитывают более 7 000 различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных и человека. Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части.  Вьетнамская играКруг, разрезан на части таким образом, что элементы, его составляющие, имеют округлые контуры. Это позволяет конструировать из них большое количество силуэтов различных птиц, животных, цветов.Как и любая другая игра этой серии, данная головоломка оставляет и возможность для самостоятельного творческого конструирования. ЛистикГеометрическая фигура сложной конфигурации, напоминающая схематичное изображение человеческого сердца или листа дерева, разделенная на 9 элементов. Особенно хорошо из элементов этой головоломки получаются силуэты различных видов транспорта. Полученные изображения напоминают детские рисунки (собачки, птички, человечки). Конструируя простые образные фигуры, дети учатся восприятию формы, способности выделять, фигуру из фона, выделению основных признаков объекта. Головоломка развивает глазомер, аналитико-синтетические функции, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно-моторную координацию, умение работать по правилам. Сфинкс Набор из 7-ми геометрических фигур, полученных при делении прямоугольника. Суть игры в эти головоломки в первую очередь в том, чтобы разбудить фантазию ребенка в процессе геометрического конструирования с помощью деталей головоломки.  Вместе с головоломкой в комплекте есть инструкция, в которой немного описана история головоломки, а также даны примеры фигур, которые можно сложить из деталей этой головоломки.Для детей от 4 до 10 лет. ПентаминоЗапатентовал головоломку “Pentomino” Соломон Голомб, житель Балтимора, математик и инженер, профессор университета Южная Калифорния. Игра состоит из плоских фигур, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами, отсюда и название. Существуют еще версия головоломок Тетрамино, состоящие из четырех квадратов, от этой игры и произошел известный Тетрис. Игровой набор “Пентамино” состоит из 12 фигурок. Каждая фигура обозначается латинской буквой, форму которой она напоминает. Интерактивные игры танграм.swfтанграм 1.swfтанграм 2.swfтанграм 3.swfКолумбово яйцо2.swfголоволомка новогодняя.swfголоволомка 2.swf Рассмотренные игры-головоломки способствуют развитию образного мышления, воображения, комбинаторных и аналитических способностей, а также умения визуально делить целое на части. Система Никитиных, игры и занятия Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем (1916-1999) И Леной Алексеевной (Р.1930) Никитиными. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости). Развивающие игры НикитиныхСложи узорИгра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье – самостоятельно придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков. Уникуб Широкий диапазон заданий "Уникуба" может увлекать детей от 2 до 15 лет. Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 - разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика 6. Потом оказывается, что, кроме единственных, есть и 8 триад, по числу граней каждого цвета, но есть ли они и по взаимному расположению? Игра учит четкости, внимательности, точности, аккуратности. Методика Воскобовича Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт» «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки» «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Появились и первые методические сказки. Технология Воскобовича - это как раз путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.Как показала практика, игры прекрасно вписались в программы образовательных учреждений, например «Детство», «Развитие», «Радуга». Методика Монтессори Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз – «помоги мне это сделать самому». Такие специально созданные развивающие пособия, как «Рамки с застежками» , «Коричневая лестница», «Розовая башня» способствуют развитию у малыша координации движений, мелкой и общей моторики. Другие игры могут тренировать равновесие («Ходьба по линии»), развивать эстетический вкус Материалы Монтессори Решение логических задачСаша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное? Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале? Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом? Алик, Ваня и Вова жили в разных домах. Два дома были в 3 этажа, один в 2 этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова тоже в разных домах. Кто где жил? Коля, Ваня и Сережа читали книги. Один о путешествиях, другой о войне, третий о спорте. Кто о чем читал, если Коля не читал о войне и о спорте, а Ваня не читал о спорте?...  Шуточные задачи по математике для дошкольников Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц? (4 мин)На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4 яблока) Знакомство детей с числами и цифрамиИграя и выполняя упражнения, дети постепенно: — овладевают умением выделять образы цифр; — закрепляют навыки последовательного счета; — учатся соотносить количество предметов с определенной цифрой; — развивают зрительную память и ручную моторику, внимание и мышление; — овладевают различными речевыми умениями и навыками. Работа с числами, числовым рядом Расселим наши цифры по домикам (кругам). Пусть ребенок предложит свой вариант заселения. Например, по цветовому признаку. Литература:Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников».Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».Гоголева В.Т. «Логическая азбука для детей 4-6 лет».Гоголева В.Т. «Математика от трех до семи». Санкт-Петербург 2001 г.Колесникова Е.В. «Развитие математического мышления у детей 5-7 лет».Волина В. «Праздник чисел». Методические советы к программе «Детство».Соболевский Р.Ф. «Логические математические игры».Соловьева Е. «Логический класс» Д/в № 10, 2001г.Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. «Математика до школы». Интернет-ресурсыhttp://www.everego.com/http://www.razvitierebenka.com/http://www.glazkisad1125.ru/art/74 http://www.babylessons.ru/igra-golovolomka-tangram/http://www.babylessons.ru/mongolskaya-igra-golovolomka/ http://rada-baby.ru/pages/tangram/ «Математика приводит в порядок ум»