Использование современных технологий при обучении младших школьников в специальных (коррекционных) классах VII вида


Использование современных технологий при обучении младших школьников в специальных (коррекционных) классах VII вида
Работая учителем мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания, и учились добывать их сами. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Каждый учитель выбирает более целесообразные технологии в обучении и воспитании учащихся. Мне показались наиболее интересными и эффективными такие технологии:
ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии)
Интерактивные технологии (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу)
Технология ТРИЗ (решения изобретательских задач)
Тестовые технологии
Технологии уровневой дифференциации
Здоровьесберегающие технологии
Арт-технологииТехнологии РКМ (развитие критического мышления)
Игровые технологии
Подробнее остановлюсь на ТРКМ и технологии арт-терапии.
ТРКМ (технология развития критического мышления)
Данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
Что такое критическое мышление? По-моему, это умение человека реально оценить происходящие в вокруг него события, определить своё «я» в нём. Далеко не каждый взрослый может это делать. Поэтому уже с детства необходимо развивать самостоятельное мышление, которое носит индивидуальный характер.
Мышление развивается в проблемной ситуации,
Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.
(Л. Выготский)
Остановлюсь на тех приёмах, которые используются на уроках в начальной школе.

Основу технологии составляет трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

Некоторые приёмы стадии «Вызова»:
«Корзина идей», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.
Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:
Кластер, «Чтение с остановками», таблица «Что? Где? Когда? Почему?», таблица «Знаю-Хочу знать-Узнал» и другие приёмы.
Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:
синквейн, таблица «тонких» и «толстых» вопросов, ассоциации и другие.
Опыт показывает, что моделировать урок в этой технологии не просто (особенно в начальной школе). Поэтому я ограничилась только элементами.
1. Кластеры – графические синтезаторы.
Они показывают несколько различных типов связей между объектами или явлениями.
Кластер – способ графической организации учебного материала.
Выделить ключевое слово текста
Составить модель «Планета и ее спутники»
Правила составления кластера:
Записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции. Кластер – поле идей.
Построить как можно больше связей.
Укрупнить смысловые блоки, выделить ключевые аспекты.
2. Синквейны.
Эти упражнения позволяют развивать такие мыслительные операции как анализ, синтез, конкретизация, обобщение, развивают творческие способности.
Правила составления сиквейна:
1.Тема называется одним словом (существительное)
2. Описание темы в двух словах (прилагательное)
3. Описание действия в рамках темы тремя словами (глаголы, деепричастия)
4. 4 слова или фраза из 4 - слов, показывающая отношение к теме
5. Синоним из одного слова
Пример: изучаем стихотворение «Зима» и составляем синквейн.

Пример: тема урока окружающего мира «Звездное небо»

3) Верные и неверные утверждении или «Верите ли вы, что…»
Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).
Этот приём позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, умение доказательно обосновывать своё мнение.

4)Толстые и тонкие вопросы.
"Тонкие” вопросы "Толстые” вопросы
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
Кто?
Что?
Когда?
Как звать ...?
Было ли ...? Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...
Почему, вы думаете ...?
Почему вы считаете ...?
В чём различие ...?
Предположите, что будет, если ...?
Что, если ...?
Может ...?
Будет ...?
Мог ли ...?
5)Дерево предсказаний
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
 
Технология дает ученику:
- умение критически мыслить;- умение ответственно относиться к собственному образованию;- умение работать в сотрудничестве с другими;- повышение качества образования учеников;- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Технология дает учителю:
- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность. Технологии арт-терапии.
Составляющая термина "арт" акцентирует внимание на использовании средств искусства (живописи, музыки и пения, движения и танца, театра, литературы, прикладного творчества и т.д.) в воспитании и обучении детей.
Арт-технологии позволяют без насилия корректировать просчеты воспитания и негативные черты личности ребенка. В то же время она дает удивительные возможности развить эмоциональную сферу, образное мышление, воображение, творческий потенциал ученика.
Познавший себя человек – гуманен и способен жить по человечески в изменяющемся мире; находить конструктивные способы преодоления трудностей и конфликтов, принимать ответственные решения.
Людьми движет творческая сила, позволяющая им распоряжаться собственной жизнью, становиться архитектором своей жизни.
Обращение к мощному потенциалу искусства способствует более гуманным отношениям в социуме. Именно поэтому мое внимание привлекла арт-терапия, возможность самораскрытия ребенка в художественном творчестве.
Школьная среда способствует созданию социально-психологических условий для успешного обучения, но сложность программ и загруженность могут стать предпосылками для появления "психологически неблагополучных" школьников.
Арт-терапевтическая работа в школе позволяет повысить значимость проблемы психологического здоровья учащихся и способствует лучшему пониманию их потребностей педагогами. В последние годы в педагогической практике образовательных учреждений все более активно применяется метод терапии искусством.
Он представлен пятью основными направлениями: цветотерапия, сказкотерапия, изотерапия, игротерапия, танцевально-двигательная и музыкальная терапия.
Задачи учителя в работе с младшими школьниками:
помочь сохранить психологическое здоровье в процессе изменения внутреннего мира;
развить творческие способности, когда программы усложняются, а взрослые оценивают действия ребенка по ошибкам;
сохранить познавательные интересы;
преодолеть негативные представления о собственной личности.
Внутреннее «Я» человека проявляется в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, пишет картину, лепит скульптуру. Для детей младшего школьного возраста характерна одна особенность: образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов (страхи, внутренние конфликты, психические травмы, воспоминания детства, сновидения). При их словесном описании у детей могут возникать затруднения. Поэтому невербальные средства зачастую становятся основными для выражения и прояснения сильных переживаний. Дети «передвигаются» от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими.
Арт-терапия решает следующие задачи:
- «гармонизация» личности;
- помощь человеку в «самораскрытии и самореализации»;
-стимулирование «личностного роста»;
-работа с «духовным кризисом» и пр. Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы не только помогает детям, но и дает учителю толчок для творчества.
Основные принципы арт-терапевтических занятий:
поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ "Я";
говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;
отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;
применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества;
не утомлять занятиями.
Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:
в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков;
арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной в работе с детьми младшего школьного возраста;
изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;
она позволяет использовать работы ребенка для оценки его состояния;
является средством свободного самовыражения;
вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;
основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции.
Примерный список основных правил:1. Внимательно слушать друг друга.2. Не перебивать говорящего.3. Уважать мнение друг друга.4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.5. Все должны чувствовать себя комфортно.Выводы. Арт-терапию в начальных классах можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, которая может проявляться на уровне образовательной программы, спецкурса, инновационной технологии, через систему методов спонтанного творчества, интегрированных с другими технологиями психологической и социальной работы.
Продвижение инноваций и новых технологий непосредственно связано с качеством образования.
Как оказалось, метод арт-терапии наиболее подходит для работы с детьми младших классов. Это превосходный метод работы с детьми с различными способностями и в группах с их смешанным уровнем, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой вклад.
Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то и другое лежат в основе желания учеников «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое).Его можно использовать для развития командного поведения и групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить. И это доставляет удовольствие!Результаты.
В ходе своей работы я убедилась в результативности и несомненной пользе применения арттерапевтических приемов в работе с детьми в начальной школе:
1. устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз), появляется демократизм отношений;
2. у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
3. воспитывается чувство коллективизма;
4. отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
5. на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
6. создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
7. стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
8. формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
9. идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
10. уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.
Свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития.