Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе Путешествие в зимний лес


Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
в первой младшей группе
" Путешествие в зимний лес"
Подготовил и провел воспитатель
МБДОУ «Детский сад №16»
Ворушило Наталия Сергеевна
Цель: Вовлекать детей в познавательную деятельность. Формировать представления о диких животных.
Задачи:
Обучающие:
Формировать представления о диких животных (зайце, белке, медведе, лисе), их внешнем виде, питании.
Познакомить детей со свойствами и качествами снега.
Формировать умения рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия (размер, цвет), умение называть свойства предметов (мягкий, пушистый).
Закреплять знания о характерных особенностях времени года - зима.
Развивать умение различать количество предметов (один, много).
Развивающие:
Развивать познавательную активность.
Развивать мелкую моторику.
Развивать слуховое внимание.
Развивать тактильные ощущения.
Развивать речь, обогащать словарь.
Формировать правильность воздушной струи.
Развивать двигательную активность.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе.
Способствовать формированию доброжелательного отношения к животным.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Социально - коммуникативное развитие", " Художественно- эстетическое развитие", " Физическое развитие".
Материал и оборудование:
Крахмальная дорожка («Снежная дорожка»); берлога, большой и маленький медведи, большая и маленькая корзины, большие и маленькие шишки, белка, заяц, лиса - игрушка, сезонное оформление зала. Угощение для животных (Капуста, морковь, шишки, конфеты). Цветные бусы из льдинок, крупные деревянные бусины разных цветов, шнур с жестким кончиком для нанизывания бус.
Технологии ИКТ: использование  звукозаписи, презентация.
Активизация словаря: Употребление прилагательных: маленький, большой, пушистая, мягкая, белый.
Предварительная работа: рассматривание наглядно – дидактических пособий с изображением диких животных, птиц; рассматривание картин о временах года, беседы о зиме, чтение стихотворений о зиме. Загадки о животных, прослушивание аудиозаписи голосов птиц и животных; просмотр презентаций «Зима в лесу», «Жизнь диких животных в лесу зимой».
Ход НОД
Воспитатель входит в группу с детьми.
Воспитатель: Какие вы сегодня нарядные, красивые. А вы знаете?
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваться:
«Доброе утро!»
- Доброе утро и солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся.
А теперь посмотрите на меня.
Воспитатель: Вот зима пришла опять, и завёт нас погулять.
Зимой тепло или холодно?
Дети. Холодно.
Воспитатель. Как мы с вами оденемся на зимнюю прогулку?
Дети. Тепло.
Воспитатель. Повторяйте за мной:
Одеваем брюки, куртки,
На ножки тёплые сапожки.
А на ручки рукавички, две красивые сестрички.
Шапку, шарфик завязали.
Вижу вы тепло одеты,
А теперь мои друзья,
В путь дорогу нам пора.
Воспитатель: Дети посмотрите, у нас в группе появилась железная дорога. Интересно, куда она ведет? Я думаю, чтобы это узнать, надо отправиться в путешествие. А путешествовать мы с вами будем на поезде. Садитесь в вагончики!
Воспитатель: Строимся друг за другом. Ребята, а как гудит поезд (Д: ту – ту). Давайте скажем тихо. А теперь громко. Поехали.
Воспитатель: Вот мы с вами и на месте. А как вы думаете, куда мы с вами приехали (звучит фонограмма «Звуки леса»)
Дети: В лес.
Воспитатель: Правильно в лес. Как здесь красиво. Я предлагаю вам погулять по лесу.
Воспитатель: А теперь по тропиночке пойдём, в зимний лес мы попадём.
Послушайте как скрепит снег под ногами. (ходьба по «снежной дорожке»)
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Сейчас зима. Как красиво в зимнем лесу! Кругом снег лежит. Как же здесь красиво, все деревья покрыты , будто снежным одеялом. Какой снег?
Дети. Белый, пушистый.
Воспитатель: Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Опытно - экспериментальная деятельность
Ставлю перед детьми емкость со снегом.
- Вы уже не раз брали снег в руки, когда гуляли на улице.
- Какого цвета снег? (Белый.)
- Какой он? (Холодный.)
Кладу на ладошку каждому ребенку немного снега, и все наблюдают, что происходит.
- Куда же пропал снег из ваших рук? (Растаял)
- Почему он растаял? (В группе тепло)
- Рассмотрите воду, в которую превратился снег в чашке.
- Чистая ли она? (Она грязная)
- Опустите в чашку палец и скажите, какая в ней вода? (Холодная)
- А теперь объясните, почему нельзя есть снег? (Снег грязный, холодный)
Воспитатель: Здравствуй лес, чудесный лес
Полон сказок и чудес
Кто в глуши твоей таиться
Что за зверь, какая птица?
Всё открой не утаи
Ты же видишь - мы пришли.
Мы тихонько в лес зайдем. (Ходьба на месте) Что же мы увидим в нем? (Повороты головы влево и вправо) Там деревья подрастают, (Плавно через стороны поднимают К солнцу ветки направляют. руки вверх) Ветер сильный налетает И деревья он качает. (Покачивание рук, поднятых вверх) Тише, тише не шуми, Лесных зверей хотим найти.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, да тут чудо дерево растет!
Кто, кто здесь живет? (Заглядываю под дерево)
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами, отгадывая загадки, узнаем кого – же мы можем увидеть в зимнем лесу, слушайте внимательно.
Прыгает ловко, любит морковку? Кто это?
Дети: Заяц.
Воспитатель: правильно, выходи к нам зайчик. (Достаю игрушку зайца) Правильно, зайчик (сюрпризный момент, зайчик под сугробом).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой красивый зайчик: серенький, пушистый, у него длинные уши и короткий хвостик. Потрогайте зайчика, какой он? (даю детям потрогать игрушку)
Дети: мягкий, пушистый. А какого он цвета (дети: серый). Какие у него ушки (дети: длинные). А какой у него хвостик (дети: хвостик короткий). Зайчик, ребята, живет в лесу под кустиком, это дикое животное.
А чем мы угостим зайчика? (капустой, морковью).
А как зайка прыгает, давайте покажем (дети показывают, как прыгает заяц).
Воспитатель: Давайте с зайчиком поиграем. Вставайте все в круг и повторяйте за мной.
« Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит Дети садятся на корточки, имитируя руками
Он ушами шевелит на голове ушки зайчика и шевелят ими.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
Зайке холодно сидеть, Встают и хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять Скачут на месте как зайки.
Надо зайке поскакать
Скок-скок, скок-скок
Надо зайке поскакать.
(сажаю зайца возле домика)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте посмотрим, кто ещё живет?
Отгадайте загадку и узнайте, кто живет.
В лесу мохнатый здоровяк, а дома плюшевый добряк. Кто это?
Дети: медведь. (достаю игрушку медведя)
Воспитатель открывает берлогу.
Воспитатель: Правильно медведь, а как он рычит?
Дети: Р-р-рВоспитатель: Посмотрите на него, какой он большой, коричневый, у него маленькие ушки и маленький хвостик. (даю потрогать медведя детям)
Воспитатель: Потрогайте, какой мишка? Дети: мягкий, мохнатый. А каким цветом его шерсть? (дети: коричневая) Какие у мишки ушки? (дети: короткие). А хвостик? (дети: тоже короткий). Медведь тоже дикое животное и он живет в берлоге. (сажаю «медведя» возле дерева)
Покажите, как мишка ходит? Давайте ему расскажем стихотворение.
(движения сопровождаются словами)
« Как на горке- снег, снег.
И под горкой- снег, снег.
И на ёлке - снег,снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише не шуметь!»
Воспитатель: Да здесь не один медведь. Один медведь большой, а другой?
Дети. Маленький.
Воспитатель. Медведи любят играть с шишками. Вот в этой корзине разные шишки. А мы с вами положим большие шишки вот в эту большую корзину, а в маленькую корзину маленькие шишки.
Игра «Соберём шишки».
Воспитатель. Молодцы. Сколько шишек вы собрали?
Дети. Много.
Воспитатель: Посмотрим, кто это скачет по веткам? Маленький, рыжий зверек, По веткам прыг-скок?
Дети: белка.
Воспитатель: Правильно! (Достаю игрушку белки)
Ребята, посмотрите, белка тоже рыжая и пушистая. У неё тоже длинный и пушистый хвост и короткие ушки. Она любит кушать орехи, грибы. Белочка быстрая и шустрая. Потрогайте белочку (даю потрогать детям). Ребята, скажите мне, какая белочка? Дети: рыжая, пушистая, быстрая. Какой у неё хвостик? Дети: длинный. А ушки? Дети: короткие. Что она кушает? Дети: орехи и грибы. Белка тоже живет в лесу на дереве в дупле. Это дикое животное.
Воспитатель. Споём  для белочки песню. Смотрите на меня и повторяйте:
Пальчиковая гимнастика.
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке сестричке,
Воробью,. синичке.
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.
Воспитатель. Белочке понравилась песенка. А что белка собирает в лесу?
Дети. Орешки, шишки, грибы.
Воспитатель. В лесу много грибов. Но подул сильный ветер и снег запорошил грибы. Посмотрите как подул ветер (показ). А теперь вы покажите как подул ветер. Губки вытягиваем вперёд, щёки не надуваем.
Воспитатель: Вдруг, подул сильный ветер. Как дует сильный ветер?
Дети: В- в- в, в- в- в. (громко)
Воспитатель: - Но вскоре ветер стих. Как теперь дует ветер?
Дети: - В- в- в, в- в- в.  (тихо)
Воспитатель: Снег пошел, все вокруг запорошило. Сколько снежинок. Ребята, пойдемте на полянку соберем снежинки.
«Снежинки».
На полянку, на лужок                                     Руки вверх, вниз
Тихо падает снежок.                                          
Кружатся снежинки,                                       Покружиться
Белые пушинки.                                             
Полетели, понеслись                                       Бег по кругу
И под елку улеглись.                                       Присели
Воспитатель. Что ты белочка грустишь? Не смеешься, не шалишь?
Воспитатель. Дети, белочка торопилась к нам в гости, несла грибочки, но нечаянно упала. Грибочки у нее все рассыпались. Поможем белочке собрать грибочки? Только большие грибочки нужно положить в большую корзиночку, а маленькие грибочки – в маленькую.
Дети раскладывают грибочки по корзинкам, по очереди. Приговаривая: большой грибок в большую корзиночку, маленький грибок в маленькую корзинку.
Воспитатель. Молодцы! Все у вас получилосьВоспитатель: А кто же ещё живет? Рыжая плутовка, хвост пушистый, вот краса, а зову её…
Дети: лиса! (достаю игрушку лисы)
Воспитатель: Правильно дети это лиса. Посмотрите, какая она красивая. Лисичка, ребята, рыжая. У неё длинный хвост и короткие уши. Потрогайте лисичку (даю потрогать «лису» детям). Какая лисичка (дети: мягкая, пушистая, теплая). Какие у неё ушки (дети: короткие). А какой у неё хвостик (дети: длинный.) Лиса живет в лесу в норе, это животное тоже дикое.
А как двигается лисичка, она заметает хвостиком свои следы (дети показывают, как идёт лиса).
Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем с лисичкой.
«Звериная зарядка»
(движения выполняются по тексту)
Раз – присядка. Два – прыжок.
Это заячья зарядка.
Птичка скачет, словно пляшет.
Птичка крылышками машет.
И взлетает высоко.
А лисята как проснуться,
Очень любят потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ловко хвостиком вильнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А когда зарядки мало –
Начинаем все сначала!
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поиграли. А теперь посмотрите сюда. У меня в руках лисички (нарисованные). Но кажется чего-то им не хватает. Правильно! Хвостиков! Лисята так спешили к вам в гости, что растеряли свои хвостики. Но добрая лесная птица сова их нашла, собрала и принесла нам сюда. Ребятки, давайте поскорее сядем за столы и приклеим нашим лисятам их хвостики, чтобы они их больше не теряли.
Усаживаемся за столы и приступаем к аппликации. Проговариваем всех лесных животных, птиц, с которыми сегодня познакомились.
Упражнение на развитие мелкой моторики.
- Ребята, как вы здорово понаблюдали, поиграли, долго ходили, ваши ножки устали, а теперь давайте немного отдохнём, сядем на стульчики - пенёчки и поиграем с пальчиками «Пальчик – мальчик»
Пальчиковая гимнастика:
- Мальчик-пальчик, где ты был? Показывают большой палец правой руки.
- Долго по лесу ходил! Показывают большой палец правой руки.
Встретил я медведя, волка, Дети соединяют по очереди указательный
средний,
Зайца и лису, Безымянный палец и мизинец правой руки
с большим пальцем.
Всем подарки подарил, Сжимают и разжимают все пальцы.
Никого я не забыл. Сжимают и разжимают все пальцы.
- Где пальчик-мальчик был? (В лесу).
- А каких животных он встретил в зимнем лесу?
- Ребята, скажите, как назвать всех животных, которые живут в лесу?
- Животные, которые живут в лесу, называются дикими. Дикие животные находят сами себе корм, они сами делают себе жилище и сами заботятся о своих детенышах, человек за ними не ухаживает.
Заключительный этап.
Воспитатель: Ребята, нам с вами пора отправляться назад, в свой детский сад.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось?
Ребята, а где мы с вами побывали?
Кого в лесу встретили?
Кто вам больше всего понравился
Как называют животных, которые живут в лесу?
Вы все молодцы, мне очень понравилось наше путешествие , особенно понравилось как…….. (отмечаем каждого ребёнка).
А где мы с вами были (дети: в лесу) А кого в лесу встретили (дети: зайца, медведя, лису и белку). А это дикие или домашние животные (дети: дикие).
Ну что же, давайте скажем лесу и зверям до свидания и будем отправляться в путь.
Воспитатель: Ребята, давайте сядем в вагончики и поедем обратно домой.
(Дети садятся в «вагоны». Звучит фонограмма песни « Мы едем, едем, едем») Воспитатель: Вот мы с вами и вернулись в свой детский сад. На этом наше с вами путешествие окончено.