План-конспект психологического занятия с элементами тренинга для старшеклассников Мой стиль общения


План-конспект психологического занятия с элементами тренинга
для обучающихся 10-11-х классов «Мой стиль общения»
Цели занятия:
- развитие коммуникативной компетентности старшеклассников;
- развитие у старшеклассников рефлексии;
- развитие у старшеклассников аналитических способностей;
- развитие навыков командного взаимодействия и ведения дискуссий.
Продолжительность: 1,5 часа (90 минут)
Участники: обучающиеся 10-11-х классов, количество участников не должно превышать 16 человек
Форма работы: групповое психологическое занятие с элементами тренинга
Материал и оборудование: мяч, бланк «Маски общения», бланки 1. и 2. «Стили общения» для 2-х подгрупп (вариант с ситуативными карточками и расширенный вариант)
Данное занятие предполагает проведение в группе людей, уже знакомых между собой, поэтому упражнения на знакомство исключаются.
1. Незаконченные предложения
Психолог знакомит участников с темой занятия: «Мой стиль общения». Далее ведущий бросает каждому участнику мяч и предлагает продолжить незаконченные предложения по теме занятия.
Варианты незаконченных предложений:
Для меня общение – это… я люблю говорить о… неприятная тема разговора для меня – это… я люблю общаться с людьми, которые… я не люблю общаться с людьми, которые… я становлюсь разговорчивым в ситуации, когда… я становлюсь молчаливым в ситуации, когда… меня невозможно разговорить человеку, который… в общении с людьми мне нравится, когда… в общении с людьми мне не нравится, когда… общаясь, я получаю… общаясь, я теряю… если бы мне пришлось прожить в изоляции и ни с кем не общаться целый месяц, то я бы… в общении я, как и мои родители, …
2. Маски общения
Ведущий предлагает участникам на выбор карточки, где заданы маски:
1) безучастности;
2) прохладной вежливости;
3) высокомерной неприступности;
4) агрессивности („попробуй не выполнить мое желание");
5) послушания или угодливости;
6) деланной доброжелательности или сочувствия;
7) простодушно-чудаковатой веселости.
(Карточки повторяются в зависимости от количества участников занятия)
Теперь участники по очереди должны продемонстрировать свою „маску", разыгрывая мини-сцену из известного произведения с произнесением одной реплики. Например, «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор» (Н.В.Гоголь «Ревизор»). Другие участники отгадывают соответствующую маску.
Примерные фразы:
Так рано поднялась! а? для какой заботы? («Горе от ума»)
Так не доставайся ж ты никому! («Бесприданница»)
Обсуждение: какие маски общения легче/сложнее распознать, какие маски общения характерны в большей степени для участников, их окружения
3. Стили общения – первичное знакомство
Участники делятся на 2 команды, каждой команде даются карточки с описанием ситуаций, краткое описание 4-х стилей общения и карточки с названиями стилей общения (см. Бланк 1). Задача каждой команды за 5 минут соотнести ситуативные карточки с карточками названий стилей.
4. Стили общения – углубленная проработка
В командах в том же составе участникам предлагаются фрагменты таблицы по стилям общения, содержащие такие критерии, как «Отношение», «Поведение», «Голос», «Слова», «Язык тела», «Преимущества», «Недостатки». За 7 минут нужно восстановить таблицу (соответствие каждого стиля общения со всеми критериями), а также придумать жизненные ситуации, в которых стили общения оказываются полезными и вредными (2 стиля разбирает одна команда и 2 стиля – другая).
Например, пассивный стиль общения полезен при общении с начальником, демонстрирующим агрессивный стиль, и вреден в ситуации общения с человеком, от которого вы хотите что-то конкретное получить.
5. Мой стиль общения – «Выжить в пустыне»
Психолог предлагает научиться определять чужой ведущий стиль общения и узнать, каким видят окружающие его стиль общения. Для этого каждому участнику раздаётся карточка с именем одного из присутствующих членов группы – за этим человеком он должен будет наблюдать в процессе принятия группового решения в игре «Выжить в пустыне». Задача наблюдателя – установить стиль общения этого человека и аргументировать свой выбор. При возникновении ситуации, когда человеку достаётся карточка с его собственным именем, он должен сразу же об этом сказать, чтобы ведущий мог заменить её. После получения карточки с именем человека, за которым будет вестись наблюдение, начинается групповое обсуждение задания.
Текст задания: «Время - середина июля, 10 часов утра. Вы только что пережили аварийную посадку самолета, в котором вы летели, в песчанокаменистой пустыне. Вы находитесь в 100 км. от человеческого поселения и решили направиться к нему. Температура воздуха - 40 градусов в тени. Прежде чем самолет загорелся, удалось спасти 15 предметов, перечисленных ниже. Ваша задача заключается в установлении такой последовательности этих предметов, чтобы самый жизненно-важный предмет получил 1-ое порядковое место, а наименее важный предмет занял позицию 15.
Список предметов:
1. Карманный фонарик.
2. Перочинный нож с выскакивающим лезвием.
3. Авиационная карта района аварии.
4. Большой полиэтиленовый плащ.
5. Магнитный компас.
6. Санитарный ящик с марлевыми салфетками и бинтами.
7. Пистолет калибра 7,62 мм.
8. Парашют красно-белого цвета.
9. Флакон с 1000 таблетками соли.
10. Два литра воды на каждого.
11. Книга о съедобных животных пустыни.
12. Одни солнечные очки на каждого.
13. Два литра водки.
14. Одно пальто на каждого.
15. Карманное зеркальце.
Обсуждение: каждый участник аргументировано обосновывает своё мнение по поводу стиля общения того, за кем ему выпало наблюдать, во время группового обсуждения. Заметим, что стиль общения может быть смешанным и сочетать даже такие противоречивые стили, как пассивный и агрессивный. Обсуждаемого участника необходимо спросить, согласен ли он с оценкой наблюдателя и если нет, то почему.
6. Рефлексия
Ведущий бросает мяч первому участнику занятия (далее – каждый бросает любому другому участнику) и просит ответить на вопрос: «Что понравилось/не понравилось на занятии? Что нового узнали на занятии?»
Список использованной литературы
1. Рамендик Д.А. Тренинг личностного роста. – М.: Форум, 2010
2. Хэдфилд С., Хэссон Дж. Обрести уверенность в себе. Что означает быть ассертивным. – М.:Претекст, 2011
Примерные ответы на задание «Выжить в пустыне» (как таковых, правильных ответов нет, главное – убедительная аргументация команды по обоснованию своей точки зрения):
Вариант «Ждать спасателей» (кстати, по мнению экспертов, предпочтительный).
Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходима для утоления жажды.
Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям.
Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады.
Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчикам ночью.
Парашют красно-белого цвета. И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям.
Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания.
Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы.
Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и для подачи звукового сигнала.
Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей.
Переносная газовая плита с баллоном. Поскольку двигаться не придется, может пригодиться для приготовления пищи.
Магнитный компас. Большого значения не имеет, так как нет необходимости определять направление движения.
Летная карта окрестностей. Не нужна, так как куда важнее знать, где находятся спасатели, чем определять свое местонахождение.
Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира.
Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма.
Пачка соли. Значимости практически не имеет.
Вариант «Двигаться к людям». Распределение по значимости будет иметь несколько иной вид:
Полтора литра воды на каждого.
Пачка соли.
Магнитный компас.
Летная карта окрестностей.
Легкое полупальто на каждого.
Солнечные очки на каждого.
Литр водки на всех.
Карманный фонарь.
Полиэтиленовый плащ.
Охотничий нож.
Охотничье ружье с боеприпасами.
Карманное зеркало.
Определитель съедобных животных и растений.
Парашют красно-белого цвета.
Переносная газовая плита с баллоном.
Бланк «Маски общения»
1) безучастности;
2) прохладной вежливости;
3) высокомерной неприступности;
4) агрессивности („попробуй не выполнить мое желание");
5) послушания или угодливости;
6) деланной доброжелательности или сочувствия;
7) простодушно-чудаковатой веселости.
1) безучастности;
2) прохладной вежливости;
3) высокомерной неприступности;
4) агрессивности („попробуй не выполнить мое желание");
5) послушания или угодливости;
6) деланной доброжелательности или сочувствия;
7) простодушно-чудаковатой веселости.
1) безучастности;
2) прохладной вежливости;
3) высокомерной неприступности;
Бланк 1. «Стили общения»
Ситуативные карточки:
1. Когда появляется Николай, Лида здоровается с ним, как ни в чём не бывало. Николай говорит: «Извини, я опоздал». Лида говорит: «Всё в порядке»
2. Когда появляется Николай, Лида здоровается с ним и говорит: «Коля, ты опоздал на 45 минут, и мне это не понравилось. Я здесь никого не знаю, и мне было очень неуютно стоять и ждать тебя. Что случилось?» Николай объясняет причину своего опоздания. Лида говорит: «В следующий раз, если будешь задерживаться, позвони, пожалуйста»
3. Когда появляется Николай, Лида начинает флиртовать с другим парнем, считая, что это преподаст урок Николаю, чтобы он не заставлял её ждать.
4. Когда появляется Николай, Лида начинает кричать на него: «Где ты был?! Я тебя прождала 45 минут! Можешь забыть про вечеринку - теперь мы никуда не успеем!»
ПАССИВНЫЙ стиль
АГРЕССИВНЫЙ стиль
ПАССИВНО-АГРЕССИВНЫЙ стиль
АССЕРТИВНЫЙ стиль
Ассертивный стиль: уверенность в себе и честность в общении с другими.
Агрессивный стиль: высокомерие, властность и желание сделать все по-своему.
Пассивный стиль: постоянные уступки, отказ от своих нужд в пользу интересов и желаний других людей.
Пассивно-агрессивный стиль: неискренность, манипулирование людьми в поведении и общении.
Бланк 2. «Стили общения» (расширенный)