Урок по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности для 2 класса Домашние животные. Собака.


Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Тема урока: «Домашние животные. Собака».
Выполнила: Гурьева Н.В.
Цель: Уточнить и расширить представление детей о домашнем животном - собаке.
Задачи:
Активизация словаря; формирование умения согласовывать существительное с числительным.
Коррекция мышления на основе упражнений на сравнение, исключение 4-лишнего.
Воспитание базовых эмоций личности.
Оборудование:
Таблицы с изображениями кошки и собаки.
Карточки: найди лишнее животное, сосчитай количество собак, домашние животные (по вариантам).
Карточки для составления кличек собак (по вариантам).
Карточки для составления предложений.
Осколочные картинки собаки (по вариантам).
Картинки «Где работаю собаки» (Собака на границе, Собака-спасатель, Собака-ныряльщик, Собака-артист, Собака-космонавт, Собака на охоте)Карточки-приметы весны.
Ход урока
Организационный момент.
На парте каждого ученика карточка-приметы весны.
- Прежде, чем сесть за парту, соберите на доске картинку по образцу, называя приметы весны.
Введение в тему урока.
а) - Чтобы узнать тему нашего урока, сложите осколочную картинку (на 3-4 части).

- Кто это? (после ответа ученика на доске крепится карточка "со-ба-ка").
- У кого из вас дома есть собака?
- К каким животным относится собака - к домашним или диким?
- Почему?
- Это случилось во мраке вековПредки собаки ушли от волковА волки вдогонку сверкнули клыкамиОни не пошли - и остались волками.
- Собака - первое одомашненное животное.
- А каких домашних животных вы еще знаете?
- Как называются животные, живучие вдали от человека?
б) - Игра "4 лишний".
Проверим, хорошо ли вы знаете животных. На карточках есть одно лишнее животное, назовите его. (3-4 животных)

в) - Итак, мы будем говорить о собаке. Работа будет проводиться по плану. (на доске картинный план)

Рис 3. Картинный план
Изучение нового материала.
а) Внешний вид собаки.
Нам поможет таблица.
- Сравните по размерам собаку с кошкой.
- Чем покрыто тело собаки?
- Какая шерсть у собак?
- Для чего собакам нужна такая густая шерсть?
- Какого цвета бывает шерсть?
- Назовите и покажите части тела собаки.
- Что есть на голове у собаки?
- Для чего нужны нос? уши? глаза?
- Сколько лап у собаки?
- Какие они?
- Что есть на лапах собаки?
- Для чего?
- Еще раз назовите части тела собаки.
- А теперь проверим, как вы умеете считать. Посчитайте, сколько собак на ваших карточках. (карточка для каждого ученика, на которых находятся от 1 до 8 собак)

Рис 4. Сосчитать количество собак
б) Повадки собак.
- Поведение собаки в разных ситуациях называется повадкой. (на доске карточка со словом "повадка")
- Как собака подает голос?
- Как собака встречает хозяина? (звонким лаем и повизгиванием, виляет хвостом, прижимает уши, старается лизнуть руки и лицо хозяина)
- А если чужой человек? (злобный лай и рычание, оскаливает зубы, поднимает шерсть, принимает угрожающую позу)
- А если собака грустит, тоскует? (грустный лай и вой, а если ей больно - повизгивает и скулит)
- Крупные собаки живут от 8 до 12 лет, а мелкие от 12 до 15 лет.
- Как вы зовете свою собаку?
- Составьте клички собак из карточек и прочитайте их.
1 группа "Мух-тар", "Пол-кан", "Сул-тан", "Ша-рик"
2 группа "Бой", "Бим" - только читают клички.
3 группа (читать не умеют) даны карточки с изображением животных. Узнать и назвать их.

Рис 5. Домашние животные
в) Пища.
- У некоторых из вас были или есть собаки. Чем вы их кормите? (дают сырое и вареное мясо, рыбу, суп, кашу, хлеб, овощи)
- У собаки крепкие острые зубы. Она легко грызет ими кости. Нельзя тревожить собаку, когда она есть. Особенно трогать пищу. Она может укусить.
г) Как называют детенышей собаки?
д) Физминутка (игра в мяч)
1. "Назови ласково": кошка-кошечка
собака-собачка
щенок-щеночек
коза-козочка
теленок-теленочек
хвост-хвостик
кот-котик
2. "Один - много" - на согласование существительных и числительных.
одна кошка - много кошек
одна собака - много собак
одна коза - много коз
одна корова - много коров
один хвост - много хвостов
один нос - много носов
один щенок - много щенков
е) Где живет собака? (на доске слово "Будка")
- Собаки живут в будке или конуре, а так же в доме.
ж) Как за собаками ухаживает человек?
Для прогулки использую ошейник и поводок.
Для больших собак - намордник.
Хозяин кормит собаку, расчесывает шерсть, выводит на прогулку, при необходимости обращается к ветеринарному врачу.
з) Какую пользу приносит собака человеку? (для составления ответа используются таблицы "На границе", "На пастбище", "На севере" (большие таблицы для фронтальной работы))
Где работают собаки?
- И вот "выставка" картин, на которых видно где еще работают собаки. (на доске 6 маленьких картин)
- За верность и преданность человеку собакам даже поставлены памятники. Держат собак просто для удовольствия и общения. А чтобы собаки стали умными, выносливыми, человек специально обучает собак - дрессирует. (таблица "Дрессировочная площадка")
- Ведь не даром говорят: собака - друг человека.
4. Закрепление.
а) Упражнение в составлении предложений из двух слов. Составить предложение по картинке. Первым словом будет - собака.
1. Собака сидит. 4. Собака спит.
2. Собака лает. 5. Собака смотрит.
3. Собака нюхает. 6. Собака грызет.
7. Собака прыгает.

Рис 6. Что делает собака
б) Сравнение кошки и собаки. (две таблицы "кошки" и "собаки")
- Найдите общее в строении, поведении (домашние животные, тело покрыто шерстью, 4 лапы, бегают, прыгают)
- Чем отличаются эти животные? (размером; лазает по деревьям; лает; мяукает; шерсть у собаки жесткая, у кошки мягкая.Собака сторожит дом, а кошка ловит мышей)
Итог.
а) - Чтобы вы не забыли, о ком сегодня шла речь, в тетради найдете и обведете контур собаки. И отгадайте, из частей каких животных мальчик составил "фантастических зверей".

Рис 7. Фантастическое животное
б) Выставление отметок.