Конспект урока по теме : Былины. Былинные герои.

Тема урока: Былины. Былинные герои.
Цели:
1.Обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепить знания об отличии и сходстве былины и сказки.
2.Совершенствовать умения анализировать художественное произведение, сравнивать, обобщать, делать выводы;
3.Воспитание патриотических чувств, нравственных качеств на примере былинных героев.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, интерактивная доска ,презентация, учебник, записи в тетради

Ход урока
1.Орг.момент (Приветствие, отметить отсутствующих, )

2. Актуализация
У.: Обратимся к картине Васнецова «Три богатыря», посмотрите на неё внимательно, что можете сказать о богатырях изображённых здесь? вспомните какие произведения с их участием вы знаете? (Ответы детей)
У.: А сейчас с помощью ваших ответов сформулируем ответ на вопрос кто же они -богатыри?
Богатыри – собирательные образы, т.е. образы, в которых народ воплотил доброту, силу, храбрость, выносливость, мудрость, смекалку, чувство собственного достоинства – все, что хотел видеть в защитниках Родины, богатырь – идеальный герой, воин-патриот.
- Скажите, с каким жанром УНТ схожа былина? (со сказкой)
- Что общего былины и сказки, а в чем отличие?

Запись в тетради:
Сказка
Былина

1. Сказка – художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера.
1. Описание подвигов богатырей.

2. Главная черта-вымысел, фантастика.
2. Былина отражает историческую реальность, но ей не свойственна точная передача исторических фактов.

3. Сказка – прозаическая форма, сказки «сказывали»
3. Былины – песенно-стихотворная форма, их пели или «сказывали» под гусли.

4. Сказка-произведение развлекательного и поучительного характера.
4. Былина – возвеличивание Руси, прославление ее героического прошлого.


Общее
И былина, и сказка существовали в устной форме.
Оба жанра существуют с древнейших времен.
Оба жанра имеют зачин, концовку, повторы, общие места.Язык сказок и былин отражают средства выразительности народной речи (постоянные эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболу, уменьшительно-ласкательные суффиксы, оценочную лексику)
3.Физкультминутка (восьмёрка)
4.Работа с учебником
4.1. Выразительное чтение нескольких страниц былины, работа с незнакомыми словами.
4.2.Составить и записать «богатырский» словарь (меч булатный, палица, копьё, сапоги сафьяновые, тугой лук разрывчатый, стрелы каленые, шлем, кольчуга, конь вороной, богатырский и т.д.).
4.3. Работа в парах. Придумать небольшой диалог с «богатырской» лексикой*.
Проверка устно.
5.Д\з
Выразительное чтение отрывка, выучить таблицу