Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Домашние и дикие животные


Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения
предметов и явлений окружающей действительности
Тема: Домашние и дикие животные
Цель: Познакомить с понятиями домашние и дикие животные. Дать представление о происхождении домашних животных. Сравнить условия обитания диких и домашних животных.
Задачи: образовательная: уточнить знания учащихся о группах животных; учить сравнивать, анализировать, делать обобщения
Совершенствовать знания детей о домашних и диких животных, относящихся к разным группам.
развивающая: обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Развивать познавательный интерес, умение логически мыслить и использовать в работе ранее полученные знания;
воспитательная: Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к ним.
Формирование УУД:
личностные:
- воспитать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним;
познавательные:
- умение использовать наглядные пособия;
- умение использовать наблюдение, как способа познания окружающего мира;
- находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в энциклопедиях, через интернет.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы:
Беседа, познавательная игра, иллюстрация, демонстрация; работа с книгой
Ход урока
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –Начинается урок.Каждый день – всегда, везде,На занятиях, в игре,Смело, чётко говоримИ тихонечко сидим.
II Целеполагание.
- Посмотрите на доску и скажите, кто изображен на картинке?
(кошка, волк, лиса, лошадь, свинья, белка, заяц, корова, овца)
- Как назвать одним словом? (Животные)
- Правильно, тема нашего сегодняшнего урока «Животные».
III Объяснение нового материала.- Назовите тех животных, которые живут вместе с человеком и помогают ему. (кошка, лошадь, свинья, корова, овца).
- Давайте повесим картинки с животными рядом с изображением дома.
- Животные, которые живут рядом с людьми, и не могут жить без заботы человека называют домашними животными.
- Как человек ухаживает за домашними животными?
- Человек кормит животных, заботится о них, лечит, если заболели; человек охраняет животных от врагов.
- Какую пользу приносят домашние животные человеку?
- Домашних животных разводят для пользы (для получения мяса, шерсти, молока, пуха, охраны жилища и т.д.);
- Посмотрите на схемы и расскажите, что делают из молока, и из шерсти.


- А сейчас мы вспомним, как зовут детенышей домашних животных. Ответьте на вопросы.
1. Как зовут детёныша у свиньи?  (Поросёнок)
2. У коровы кто?  (Телёнок)
3. Ау лошади кто?  (Жеребёнок)
4. Как зовут детёныша собаки?   (Щенок)
5. А у кошки кто?  (Котёнок)
6. У козы кто?  (Козлёнок)
7. Какая польза от коров и коз?  (Дают молоко)
8. Что есть на лапах у собак и кошек?  (Когти)
9. Для чего нужны когти кошкам?   (Для защиты от врагов, кошкам для лазания по деревьям)
10. Чем любят питаться кошки?   (Кошки любят молоко, рыбку.)
11. Что едят собаки? (Кости, мясо)
12. Что жуют коровы?  (Траву, сено)
13. Чем кормят коз?  (Травой, сеном, листьями капусты, яблоками, свеклой)
- Ребята, скажите, а где живут волк, лиса, белка, заяц?
- Эти животные живут в лесу.
- Кто заботиться об этих животных? Кто им добывает пищу?
- Животные, которые живут в лесу и сами заботятся о себе, называются дикими животными.
- Дикие животные живут в дикой природе, жилище строят себе самостоятельно, от врагов спасаются самостоятельно; - животные сами добывают пищу, если заболели, то лечат себя сами; - звери живут свободными в дикой природе, заботятся о себе сами.
- А сейчас я вам буду показывать животного, а вы должны назвать это животное ласково и его детенышей.
- Это заяц – зайчонок -  зайчата.– Это волк - волчонок - волчата.– Это еж - ежонок - ежата.– Это белка - бельчонок - бельчата.– Это лиса – лисёнок - лисята.– Это медведь - медвежонок - медвежата.
Физкультминутка
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть.
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
     А кому зарядки мало – начинает все сначала
- Кто из животных встретился в физкультминутке?
- Игра «Кто что любит»
- Глядя на картинку скажите: Кто что любит?

- Дидактическая игра. «Кто это?» Цель: составление предложений и короткого описательного рассказа (по таблице), активизация мыслительных процессов, словаря.
- Задание: Выбрать любого животного и описать его по плану.
1) Кто это?
2) Какой по цвету? По размеру?
3) Чем покрыто тело?
4) Как передвигается?
5) Чем питается?
6) Где живет?
7) Как называют детенышей?
8)Какой голос подает? (если есть)
-Подвижная игра «Ребятки-зверятки»
Цель: развитие общей моторики, координации движений со словами, вызвать положительные эмоции.
Медвежонок-топ-топ (топают)
А лосёнок – хлоп-хлоп (хлопают)
А волчонок щёлк-щёлк (руками изображают пасть волка)
А зайчонок –скок-скок (скачут)
А рысёнок –прыг-прыг (прыгают)
И бельчонок – прыг-прыг
А лосёнок –дрыг-дрыг (дрыгают ногами поочерёдно)
А ежонок шмыг-шмыг (шмыгают носиком)
IV. Закрепление изученного.
Обобщающая беседа.
1)      Животные, которые сами себе добывают пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилище, выводят потомство называются…(дикие)
2)      Животные, которых разводят люди, кормят и защищают, строят для них жилища, заботятся об их потомстве называются…(домашние)
3) Как вы думаете, кому из животных живется труднее: диким или домашним? (ответы детей)
4) Бывает так, что люди бросают животных и они становятся дикими. Правильно ли люди  поступают? (дети высказывают своё мнение)
 5) Как вы понимаете пословицу «Мы в ответе за тех, кого приручили!»
V. Подведение итогов урока.
 – Каких животных вы поместили рядом с домиком? Почему? Где живут домашние животные? Кто ухаживает за ними? Какую пользу они приносят людям?
– Готовятся ли домашние животные к зиме?
– Каких животных вы поместили рядом слесом? Почему?
– Где живут дикие животные? Как по-другому их можно назвать? (Лесные животные. Звери леса.) Как добывают себе корм дикие животные?
– Ухаживает ли за ними человек?
– Что происходит с животными при смене времен года – осенью и весной? Что делает зимой медведь?
VI Домашнее задание. Нарисовать домашнее или дикое животное.