Открытый урок по Обучению грамоте на тему:Буква Я. Письмо строчной буквы я(1 класс)


Тема урока: Буква Я. Письмо строчной буквы я"
Цели урока:
Образовательные:
познакомить с новой гласной буквой, обозначающей два звука (в начале слова и после гласного звука);
научить писать строчную букву я;
совершенствовать навык чтения слогов и слов с изученными буквами;
Развивающие:
способствовать формированию навыков правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения, развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания, воображения, мелкой моторики пальцев рук;
Воспитательные:
воспитывать любовь к русскому языку, чувство взаимопомощи, поддержки;
учить детей сотрудничать;
Оборудование: компьютер, проекционный аппарат, магнитофон.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-путешествие.
Используемые технологии: информационно-коммуникативные.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы познавательной деятельности: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок для нас.Все вошли тихонько в класс.Встали все у парт красиво,Поздоровались учтиво.
II. Мотивация
– Сегодня мы с вами отправляемся в далекую необычную страну. Проверьте, все ли необходимое для путешествия у вас имеется. Усаживайтесь удобно, мы отправляемся в путь на нашем замечательном корабле. На доске изображен корабль.
Слайд 1. (Звучит песня «Веселые путешественники»)
Ну что мы это видим (Слайд 2 шум прибоя). Поднялись волны, начался шторм. И чтобы его успокоить давайте ответим на вопросы. (Слайд 3 «Мозговой штурм»).
III. Мозговой штурм.
Какая бывает речь?
Из чего состоит предложение?
Из чего состоит слова?
На какие группы делятся звуки?
Как отличить эти звуки?
Назовите всегда «твердые» звуки?
А какие «хитрые» звуки мы знаем? Почему их так называют?
Какие слова мы пишем с большой буквы?
- Вот ответив на вопросы, мы приблизились к берегам какой-то страны. Давайте прочитаем ее название. (Слайд 4. На слайде изображена страна, состоящая из различных островов, под названием Лингвиния)
– «Лингва» на русский язык переводится как «язык». Как вы думаете, почему страна так называется? Кто там живет? Какой язык изучают эти жители? Для чего мы приехали в страну Лингвиния?
Вывод: В Лингвинии живут звуки, буквы, слова, предложения. Все они являются «строительным материалом» русского языка. Жители Лингвинии помогают нам, ученикам, хорошо изучить язык, на котором мы говорим – русский. Русский язык – язык межнационального общения.
– Во время путешествия за правильно выполненные задания вы будете получать звездочки.
IV. Актуализация опорных знаний
– Я предлагаю причалить к самому живописному острову под
названием Фонетика. Фонетика – раздел, изучающий в русском языке звуки и буквы. Слайд 5.
– Почему остров разделен на 2 государства? Это буквы и звуки.
– Назовите буквы, которые нас встречают. Как вы думаете, почему
один домик пуст?
– Почему государство звуков окрашено красным, синим и зеленым
цветом?
– Вывод: Звуки бывают гласные и согласные. Согласные делятся на
твердые и мягкие, звонкие и глухие. Звуки мы слышим, а буквы – видим. Буквы нужны для обозначения звуков в письменной речи.
– Чтобы заселить один домик, мы должны догадаться, посмотрев на рисунки: с какой буквы начинаются эти слова. (Слайд 6)
V. Постановки цели урока
– Страна Лингвиния таит в себе много загадок и чудес. И сегодня она познакомит нас с новой необычной буквой. Давайте мы с ней познакомимся. Заходит буква Я, а вы знаете ребята, почему буква Я стоит самая последняя в алфавите?
Всем известно:
Буква "Я"
В азбуке
Последняя.
Ну, так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква "Я"
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква "Я"!
- Я, -
Сказала буква "Я", -
Главная - заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла
Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду! –
Говорят ей:
- Встань на место! -
Отвечает: - Не пойду!

– Буква Я на острове самая гордая, хвастливая.
Буква Я: я ребята к вам пришла не просто так. Я знаю, что вы любите загадки. Отгадайте их. Слайд 7.
Круглое, румяное
С дерева достану я
На тарелку положу
«Кушай, мамочка» скажу (яблоко)
Если б не было его
Не сказал бы ни чего (язык)
Бусы красные весят
Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти
Собирать в лукошко дети. (ягода)
Косоглазый, маленький, В белой шубке, в валенках. (заяц)
(На доске появляются слайды с изображением предметов-отгадок)
– Какие одинаковые звуки в этих словах? (йа)
VI. Изучение нового материала
– Если мы слышим рядом звуки [й], [а], то обозначаем их одной буквой – Я. Буква Я «хитрая» если она стоит в начале слова и после гласной, она обозначает два звука.
Сравнение письменной и печатной буквы я; Слайд 8.
Письмо буквы в воздухе;
Письмо буквы в прописи.
Начинаем писать снизу вверх наклонную линию, поворачиваем налево, делая полуовал и введя ручку, вверх опять спускаемся вниз с поворотом направо. Давайте напишем воздухе, а потом в прописи на странице 11.
VII. Физкультминутка «Листопад»
Вы, наверное, ребята устали, и я предлагаю отдохнуть на свежем воздухе. А, какое сейчас время года? (осень). Мы идем в осенний парк (слайд 9).
Продолжение изучения нового материала
Слайд 10. Звуковой анализ слова якорь.
VIII. Осмысление и осознание нового материала
Слайд 11. Буква Я принесла с собой задания прочитать слова.
Ягода – маленькое по высоте растение, которое дает нам плоды – ягоды.
Яблоко – плод дерева яблони. А яблоня вид плодового дерева.
Якорь – необходимый предмет на корабле, для удержания веса корабля на воде.
Маяк - башня с сигнальными огнями на берегу моря, острове для ориентировки проходящих судов.
Моряк – человек, который служит на корабле.
Чем похожи и чем различаются эти слова?
VIII. Применение новых знаний
– А еще ребята буква Я хочет услышать, как мы можем читать, и предлагаем нам прочитать рассказ Л.Воронкой «Лебеди». Слайд 12. Чтением учителем, а затем учащимися «цепочкой».
- Анализ рассказа:
Что делал дедушка? Для чего он копал яму? Звуки, каких птиц услышал дедушка? Послушайте голоса лебедей.
С чем сравниваем голоса лебедей дедушка? Куда полетели лебеди? Какое время года ждут дедушка и Таня?
IX. Итог урока. Слайд 13.
Где мы побывали сегодня на уроке?
С какой хитрой буквой мы познакомились?
Куда мы ее заселили?
Что вам понравилось на уроке?
Давайте с нашей песней вернемся в наш класс.
X. Рефлексия.
– Спасибо за урок! Дарю звездочки активным ученикам.