Урок по обучению грамоте на тему Гласный звук [у], буква У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у. Написание заглавной и строчной буквы У.

Урок 30.
Тема: Гласный звук [у], буква У, у. Чтение слогов и слов с буквой У, у. Написание заглавной и строчной буквы У.
Цели:
– формируем умение выделять звук в слове;
– формируем умение находить слова с заданным звуком;
– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение писать предложения.
– формируем умение анализировать текст.
Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД



·. Актуализация знаний

1. Фонетическая разминка. 2
– Я назову слова, а вы первый звук обозначьте схемой-«человечком».
Весна, озеро, кроты, календари.
– Сколько схем получилось? (4.)
– Какая лишняя? Почему?
– Положите перед собой эту схему.
– Какие гласные в слове астры?
– Обозначьте звуки схемами-«человечками».
– Сколько схем получилось? (2.) Почему?
– Какой гласный в слове стриж? Обозначьте схемой-«человечком».
– Сколько всего схем? (4.)
– Что общего у всех «человечков»?
– Сколько надо букв, чтобы заполнить все схемы? Назовите и запишите соответствующие буквы.
2. – Откройте «Букварь» на с. 56.
– Совпадает ли количество схем в «Букваре» с вашими схемами? (Не хватает буквы У.)
– Кто догадался, какая тема урока? (Гласный звук [у], буква У, у.)
– А как вы думаете, что будет нового на уроке?
План (примерный) 3 2
Выделение звуков в слове.
Знакомство с новой буквой.
Чтение слогов и слов.
Составление схем слов.
Работа с предложением.
Письмо букв, слогов и слов.
8. Работа с текстом.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.



·
·. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
– Подберите слова, в которых слышится звук [у].
– Подберите слова, которые начинаются со звука [у].
– Про кого можно так сказать?
Плавала, купалась, сухонькой осталась. (Утка.)
– Произнесите слово утка.
– Составим в тетрадях для печатания схему этого слова (с. 16).
– Дайте характеристику звука [у]. (Это гласный звук: воздух не встречает во рту преграды, произносится с голосом; может образовывать слог.)
– Давайте нарисуем схему-«человечка» буквы У в «Букваре». 1
– Почему буквы У, А, О, И, Ы взялись за руки? (Они дружат. Это буквы гласных звуков.)
– Приведите пример слов, где звук [у] образовал целый слог. (Ура, улица, ужин, улитка.)
1. Сравнение письменной и печатной, заглавной и строчной букв.
– Найдите на ленте букву У.
– На что она похожа?
2. Игра «Моя Вообразилия».
– На что похожа буква У? (На вешалку, сучок...)
У – сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
– Сложите из счетных палочек букву У.
– Сколько палочек понадобилось?
– Что мы уже сделали на уроке? 2
– Что ещё предстоит сделать? 3
3. Работа в прописи (с. 26) 3 2
1) Сравнение письменных строчной и заглавной букв У, у на табло, с. 26.
2) Анализ строчной буквы у.
– Посмотрите на строчную букву, из каких элементов состоит? (Из палочки-крючка и линии с петлёй.)
– У какой буквы, уже вам известной, первый элемент тот же, что и первый элемент буквы У? (У буквы И.)
– Расскажите, как вы будете писать линию с петлёй.
– Какой элемент написать сложнее?
– В чём сложность? 4 , 4 (Этот элемент знаком детям.)
3) Запись элемента на первой строчке. Подготовка к написанию буквы.
– Запишите тройки петелек разными цветами, меняя цвет ручки. Используйте три разных цвета.
а) Показ написания буквы учителем на доске с комментированием.
б) Письмо в воздухе.
в) Обведение буквы на табло и на строчке под счёт (раз-и-два-и).
– Обведите все наклонные линии на следующей строке красным цветом.
– Почему вместе с новой буквой появляется наклонная линия?
г) Самостоятельное написание буквы. Анализ ошибок:
* отклонение петли влево. (Не надо загибать петлю раньше.)
* петля пересекается ниже линии. (Должна быть на линии.) И т.д.
Письмо строчной буквы У на строке. Выделение звука [у] в словах.
Учитель произносит слова, дети слушают и обводят буквы, если
У встречается в слове.
– Возьмите зелёную ручку для письма.
Круг, круглый, кружки, квадрат.
– Сколько букв обвели? (3.) Почему, ведь слов было 4?
– Что можно сказать про слова: круг, круглый, кружки?
– Возьмите синюю ручку для письма.
Утёс, скала, утренний, вечерний, умный, сообразительный.
– Сколько букв обвели? (3.)
– Почему? Ведь слов было больше?
– Какие слова, противоположные по смыслу, запомнили? (Утренний, вечерний.)
– Кто из ребят может продолжить диктовать слова?
Дети самостоятельно пробуют называть слова. Обводят буквы до конца строки разными цветами.



·
·
·. Применение нового знания
1. Работа в «Букваре». 5
Чтение слогов.
– Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий.
– Прочитайте столбик, в котором вторая буква А, сверху вниз.
– Прочитайте столбик, в котором вторая буква О, снизу вверх.
– Обозначьте все гласные буквы Ы красным карандашом. Прочитайте слоги с этой буквой.
– Какой столбик остался? Прочитайте.
– Какими буквами написаны слоги, которые мы читали? (Печатными.)
– Давайте попробуем написать прописными буквами.
2. Работа в прописи.
1) Написание слогов.
– Прочитайте слова в прописи.
– Какая буква есть в каждом слове?
– Прочитайте только те слоги, в которых есть буква У.
Ку, тут, пу, у, кну, у, у, ру.
– Отметьте [у] красной точкой.
– Какое соединение использовано для письма?
– Есть ли слог, который равен слову? (Тут, кнут.)
– А про что можно сказать тут?
– Обведите в словах только слоги с буквой У (согласный – синий, гласный – красный).
Физкультминутка.
2) Анализ и запись заглавной буквы У.
– Когда нам понадобится заглавная У?
– Посмотрите на заглавную букву У.
– В какой букве уже писали элемент, похожий на первый элемент буквы У? (В букве И.)
– В чём отличие этих элементов?
Учитель показывает на доске с пояснением:
– Начинаю писать элемент, как и у буквы И. Закругляю вправо, веду вверх, довожу до высоты первого элемента, начинаю писать второй элемент: наклонную с плавным нижним закруглением влево.
– Напишите пальцем букву на ладошке.
– Обведите на табло.
– Какие слова пишутся с заглавной буквы У?
Учитель произносит слова, дети слушают и обводят буквы, если звук [у] встречается в слове.
– Возьмите зелёную ручку для письма.
Украина, Ульяна, Усольцев, Уренгой, Ужгород.
– Сколько букв получилось? (5.)
– Напишите свои буквы синим цветом. Сколько букв поместится на строке?
3) Письмо соединений с заглавной буквой У (используем два цвета ручки). Для письма учитель предлагает какое-либо задание. Например, повторить снизу те слоги, которые удалось добавить до целого слова.
– Чему научились сейчас?
– Что можно делать дальше? 3
3. Работа в «Букваре».
Чтение слов. Работа над лексическим значением, многозначностью слов.
– Прочитайте первый столбик (про себя). Прочитайте слово, обозначающее «меховые сапоги». (Унты.)
– В каких словах буква У на первом месте? Подчеркните её двумя чертами. Чтение второго столбика (про себя и выборочно вслух).
– Подберите к слову пурга близкое по значению. (Метель.)
– Какое слово имеет несколько значений? (Порка.)
– Подчеркните слог с буквой У. Прочитайте его. Чтение третьего столбика (про себя, затем вслух). Работа над многозначностью слова караул.
Караул – это крик о помощи.
Караул – это солдат стоит на посту.
– Прочитайте слово, обозначающее коллектив актёров. (Труппа.) Чем интересно написание этого слова? (Есть удвоенная буква согласного звука.) Подчеркните две буквы П.
– В каком слове нет буквы У? Отметьте в этом слове все гласные звуки красными точками.
– Почему слово Украина написано с большой буквы?
4. Работа в прописи. Письмо под диктовку слов с буквой У на предпоследней строке прописи на с. 26.
– Рядом с буквами на последней строке есть свободное место, послушайте слово: тур.
– Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?
– Проговорите это слово.
– Запишите слово, диктуя его себе вслух.
– Послушайте следующее слово: уроки.
– Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово?
– Проговорите это слово.
– Запишите слово.
5. Работа в «Букваре».
Чтение предложений на с. 56 «Букваря».
– Сколько предложений написано? (3.)
– О ком рассказывает первое предложение? Второе? Третье?
– Какое первое слово в каждом предложении? Подчеркните его.
– С какой буквы начинается любое предложение? (С заглавной.)
– Сколько слов в первом предложении?
– Назовите первое, второе, третье, четвертое слова.
– Какое слово равно одной букве?
– Составим схему каждого предложения.
– В каком предложении два слова написаны с заглавной буквы? Почему?
– Какие предложения начинаются со слова У?
– В каком предложении меньше всего слов? Больше всего слов?
– С чем сейчас работали? (С предложением.) 4, 4
6. Работа в прописи.
1. Работа над предложением (с. 27).
– Прочитайте написанное на верхней строчке.
– Каким словом заменим рисунок?
– Сколько слогов в этом слове?
– Сколько букв?
– С какой буквы пишется это слово?
– Запишем это слово рядом с рисунком – паук. Прочитайте эту строчку.
– Можно ли прочитанное назвать предложением? Почему?
– Чего не хватает? (Если испытывают затруднение: «Что нужно поставить в конце предложения?»)
– Посмотрите на следующие предложения. О ком они?
– У кого куры?
– У кого живёт утка?
– А что сказано про паука?
– Что сказано про парту?
– Что обозначают цифры над словами? 1 7 3
– Какое слово в каждом предложении станет первым? Обозначьте его уголком.
– Как пишется первое слово в предложении?
– Сколько слов в предложении?
– Прочитайте каждое предложение после того, как поменяли слова местами.
– Какой знак стоит в конце предложения?
– Прочитайте орфографически каждое предложение.
У Риты утка. (Утка у Риты). У Тони куры. (Вслух проговариваем, а записываем только слова, обозначенные картинкой.) У окна парта. (Парта у окна.) Тут урок. (Урок тут.)
2. Списывание предложений по выбору: кто хочет – про паука, кто хочет – про парту, а кто про урок.
3. Самостоятельное написание заглавной У с прямой наклонной и повторение заглавных букв (эта строчка для учащихся, испытывающих трудности при письме).
Проверка.
– Давайте проведём конкурс красоты и выберем самую красивую буквы на этой строке. Подчеркните её.
4. Письмо под диктовку.
– Что общего у всех букв?
– На какие группы их можно разделить?
– Послушайте слова и напишите на строчке внизу букву, с которой начинается каждое слово: Ирина, Гаврилов, Павел, Одесса, Тимофей, Руслан, Ушаков, Иванова, Рига, Иркутск.
– Прочитайте, какие буквы получились. Сколько букв гласных? Подчеркните их красной чёрточкой.
– Сколько букв согласных? Сколько букв, обозначающих звонкие согласные? Глухие согласные?
Самооценка по алгоритму.
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты написал всё правильно или были недочёты?
– Ты записал всё сам или с помощью товарища?
– Молодец!
– Что у вас получилось лучше всего на обеих страницах?
– В чём испытали затруднения?
– В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились сегодня с заданиями в прописях.
– Как оценили свою работу? Почему?
7. Работа с текстом (с. 56).
1) Чтение текста.
– Прочитайте три последних предложения про себя.
– Связаны ли они между собой по смыслу?
– Как можно назвать предложения, связанные между собой по смыслу? (Текст.)
– О чём этот текст? (У взрослых людей и животных когти и ногти, а у детей и детёнышей – коготки и ноготки.)
– Чего не хватает нашему тексту? (Названия.)
– Давайте прочитаем текст ещё раз и придумаем название. («Про коготки и ноготки».)
– Назовите всех героев, которые упоминаются в тексте. (Тигр, котик, папа, Тоня, Никитка.)
– Почему в некоторых словах поставили ударение? (Они длинные, состоят из трёх слогов.)
– Прочитайте только первое слово каждого предложения. Выделите его уголком.
– Сколько точек понадобилось для этого текста? Подчеркните точки двумя чертами.
– А какой ещё знак использовали для составления текста? О чём напоминает этот знак?
– Прочитайте предложение с этим знаком.
– В каком предложении есть две части? (В первом и втором.)
– В каких словах текста ударение падает на первый слог? Подчеркните ударный слог у этих слов.
– Какие слова в тексте написаны с большой буквы? Выделите первую букву этих слов уголком.
– Назовите ещё раз всех героев, которые упоминаются в тексте.
(Тигр, котик, папа, Тоня, Никитка.)
– Какое из этих слов можно заменить словами он, она, они?
– Что мы сейчас прочитали все вместе?
– Теперь все ребята в классе умеют прочитать текст. 2
2) Чтение рассказа Е. Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой». 5
а) – Как называется рассказ?
– Как вы думаете, почему его так прозвали? Кто это Тюпа?
– Рассмотрите иллюстрацию. Что он собирается сделать?
– А он большой или маленький? Почему?
– Прочитайте, кто автор рассказа.
– Евгений Чарушин не только сочинял для детей рассказы, но и сам рисовал к ним иллюстрации. Редко бывает, чтобы писатель сам иллюстрировал свои книги.
б) Работа с текстом во время чтения. Чтение текста учителем с комментированием, учитель показывает, как вести диалог с автором.
Почему Тюпу прозвали Тюпой. 1 1 3
Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп...» (Представили, услышали?)
Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула – Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: «Тюп-тюп-тюп-тюп... Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» (Вот, оказывается, поиграть хочет и опять тюпает!)
Вот почему Тюпу прозвали Тюпой. Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает. (Интересно, а кто это может быть? Ваши предположения?)
Видит: в крыжовнике, где погуще, кормятся серенькие вертлявые пичужки – пенки, ищут, нет ли где мошки-букашки.
Ползёт Тюпа. Уж так таится, прячется. Даже не тюпает – боится спугнуть. (Хитрый!) Близко-близко подполз, коготки выпустил да как прыгнет – прыг! Как схватит... Да не схватил. (А почему? Догадались?)
Не дорос ещё Тюпа птицу ловить. (Вот, оказывается, почему!) Тюпа – ловкач неуклюжий.
в) Выявление первичного восприятия. 1
– Ловкач – это кто? А неуклюжий? Как такое может быть?
– Тюпа смешной?
– За что он получил свою кличку?
– Повторите, какие звуки произносит котёнок.
– А обычно котята такие звуки издают? А какие звуки?
г) Работа с текстом после чтения.
–Давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию.
– К какой части текста она относится?
– А может быть, ко всему тексту?
– Совпадают ли взгляды художника и автора на описание Тюпы?
– А если бы иллюстрации не было, понятно ли из текста, что автор рассказывает про котёнка?
– Какая подсказка есть в тексте? (Близко-близко подполз, коготки выпустил да как прыгнет – прыг!)
– У кого из вас дома есть котёнок?
– Как его зовут?
– Что можете о нём рассказать?
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
















































































































ТООУ




























































·V. Домашнее задание (по желанию)
– Подумайте, какая ещё история могла произойти с Тюпой. Придумайте предложение про Тюпу, чтобы оно начиналось со слова на букву У, напишите схему этого предложения.




V. Итог
– Назовите все гласные буквы, которые мы прошли. Что общего между ними? 4
– Какую работу мы сейчас выполняли? 2 4 7
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Что нового узнали?
– Что повторили?
– Отметьте своё настроение в дневнике.


ТООУ




Ыђ Заголовок 315