Сочинение о лесе — урок развития речи


Русский язык – 8 класс
Тема: Сочинение о лесе.
Цель: подготовить учащихся к написанию сочинения.
Воспитательная цель: воспитывать у учащихся бережное отношение к лесу,
как к части природы своей Родины;
Коррекционная цель: а) развивать и обогащать речь учащихся;
б) развивать операции анализа и синтеза.
Ход урока:
1.Рапорт.
2. Подготовительная беседа. Мотивация.
1) Выберите из предложенных цветов тот, который преобладает на карте природных зон России.
- Какой это цвет? (зеленый)
Слайд «Карта природных зон России».
- Что изображается зеленым цветом на карте? (лес, зона лесов)
Слайд «Тайга. Смешанный лес. Лиственный лес.» - Из предложенных на карточке определений выберите «Что такое смешанный лес?»
а) … - лес, составленный преимущественно из хвойных деревьев: ели, пихты, лиственницы, сосны с небольшой примесью лиственных пород.
б) … - лес из хвойных и лиственных деревьев.
в) … - лес, состоящий из деревьев и кустарников с крупными или мелкими листьями.
Слайд «Определение – смешанный лес».
- А в какой лесной зоне расположена Ивановская область? ( Область расположена на стыке двух зон: европейской тайги и смешанных лесов.).
2) Лес… Чудесен он своей красотой, добротой и приветливостью… Лес красив во все времена года: и суровой морозной зимой, и тёплым ласковым летом, печальной золотистой осенью и ранней голубой весной. Его красота во все времена привлекала художников. А И.И.Шишкин все свое творчество посвятил русскому лесу(Альбом).
И эти фотографии леса говорят сами за себя.
- Слайды «Зимний лес»
«Лес весной»
«Осенний лес»
«Лето в лесу»
3. Сообщение темы и цели урока.
Таинственная красота леса издавна привлекала к себе внимание человека.
Сегодня мы еще раз вспомним о нашем «зеленом друге», об отношении людей к лесу, о той пользе, которую он нам приносит и подготовимся к написанию сочинения о лесе.
4. Краткая заочная экскурсия в лес.
1)Итак, свое путешествие в лес начнем со стихотворения:
Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный
Средь пятен солнечных и строгой тишины,
Встречает грудь твою, так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широких ёлок
Сливается с листвой рябины и берёз.
2) Если бы лес мог говорить, то он мог бы поведать о далекой старине, о делах давно минувших дней, потому что в нем растут деревья-долгожители.
К самым долгоживущим деревьям на нашей планете относят ель обыкновенную. Возраст самой древней ели - 9550 лет, произрастает она в Швеции. Слайд «Ель обыкновенная».
Дуб обыкновенный, тополь серебристый, липа крупнолистая замыкают список деревьев-долгожителей. Их возраст может достигать 1000 лет. Слайд «Дуб-долгожитель».
Определить возраст дерева можно по годовым кольцам. Слайд «Годовые кольца».
3) А в чем же заключается польза леса? Чем лес является для человека?
Давайте скажем об этом, читая и слушая стихотворение:
Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес.
А будет жажда мучить, То мне лесовичокСредь зарослей колючих Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – И видно все до дна. Течет вода-водица, Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,Орехи и цветы,Душистая малинаНа кустиках густых.
Ищу грибов поляну Я, не жалея ног,А если и устану –Присяду на пенек.
Жизнь кажется иною,И сердце не болит,Когда над головою,Как вечность, лес шумит.
4) Беседа по стихотворению:
– О каких отношениях говорится в этом стихотворении?(Между человеком и лесом)
– Чем является лес для человека? (Лес – место отдыха человека, потому что человеку “нет ничего милее бродить и думать здесь”…) Карточка «Место отдыха»
– А почему лес-аптека? (В лесу много лекарственных растений. Свежий воздух тоже лечит .) Карточка «Аптека»
– В лесу человек находит себе пищу – это ягоды, орехи, грибы, чистая вода: “накормит русский лес”, “Нагнулась к нему напиться…” Карточка «Источник чистой воды и пищи»
-А как лес может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом. А дрова – это деревья, которые росли в лесу.)– Значит, лес для человека – это источник топлива. Карточка «Источник топлива»
– Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? Карточка «Источник древесины»
– Что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении. “Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, душистая малина на кустиках густых. Ищу грибов поляну я, не жалея сил…”
– Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Они там растут.)
– Чем для них является лес? (Домом.)
– Для кого ещё лес является домом? (Для птиц, животных, насекомых-жуков, пауков, червей.)
– Значит, лес – это ещё и дом для растений, животных, грибов. Карточка «Дом для растений, животных, грибов»
– Посмотрите, сколько пользы приносит лес, но это ещё не всё!
Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.
– Чем является лес для воздуха? (Защитник)
– Чему ещё лес является защитником? (Водоёмов и почв). Карточка «Защитник воздуха, водоёмов и почв»
– Как лес защищает водоёмы? (Лес питает реки, реки не мелеют)
– Как лес защищает почвы? (Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться)
5. Физминутка. Слайд «Лес-анимация»
А сейчас сядьте поудобней. Сделайте глубокий вдох и выдох (2р.), закройте глаза. Представьте, что вы на берегу лесной реки… Тихо журчит вода, легкий ветерок освежает ваше лицо, чудесный чистый воздух наполняет грудь, а кругом поют лесные птицы…
Покорила ли вас лесная красота?
6.Отношение человека к лесу.
- Но всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Какие действия человека приносят лесу вред? Слайд «Действия человека»
( 1.Вырубка деревьев на берегах водоёмов.2.Загрязнение леса бытовым мусором.
3.Разведение костров.)7.Подготовка к написанию сочинения.
1) – Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас.
Поэтому, помня о чем мы говорили на уроке, давайте обратимся к упражнению №98. Оно содержит план к сочинению о лесе. Прочитаем его.
2) Давайте выберем подходящий заголовок к нашему сочинению. Слайд «Заголовки»
3) К каждому пункту плана подберите нужные словосочетания. Заполните таблицу.
План Словарь
1.Вступление.
Деревья – долгожители планеты. 2.Главная часть.
Красота и тайна леса. 3. Заключение.
Спасибо тебе, лес! 8. Запись сочинения на черновиках.
9. Чтение составленного сочинения.
10. Итог урока.
- Как же надо относиться к лесу, чтобы будущие поколения нас не проклинали, а вспоминали добром?