Презентация к докладу Формирование функциональной грамотности у младших школьников на урока познания мира через приёмы КМ


Северо – Казахстанская областьТайыншинский районКГУ «Новогречановская СШ» Шпак Наталья Леонидовна учитель начальных классовАвгустовская конференция 2015-2016 учебный год. ТЕМА: Формирование функциональной грамотности младших школьников через приёмы критического мышления на уроках познания мира.ЦЕЛЬ:Сформировать представление о влиянии применения приёмов критического мышления на развитие функциональной грамотности учащихся на уроках познания мира. Функциональная грамотность - способность личности на основе знаний, умений и навыков нормально функционировать в системе социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. /Национальный план действий на 2012–2016 годы/ Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действию. Руководство для учителя Стадия вызоваРефлексия Стадия осмысления Пробуждение интересаОсмысление материала во время работы над нимОбобщение, подведение итогов Приём «Чистая доска»Тема: «Корень растений»- Что такое корень?- Какой корень называется стержневым?-Что такое мочковатый корень? Приём «Перепутанные логические цепочки»Тема: «Природа» ТЕМА: «Почва»ПОЧВАсамая плодородная почваудобрение из помёта животныхНАВОЗЧЕРНОЗЁМПЛОДОРОДИЕверхний плодородный слой землиосновное свойство почвы2.4.1.3. Приём «Инсерт»Тема: «Птицы»КОЛИБРИ. Самые маленькие птицы на свете. Они не щебечут и не поют, а забавно жужжат. Питаются они нектаром. Колибри засовывают свой длинный клювик в чашечку цветка и высасывают нектар через язычок-трубочку. Колибри умеют летать на месте, то есть зависают в воздухе. При этом они быстро-быстро машут крылышками вперёд-назад, а кончики крыльев описывают в воздухе восьмёрку. Также колибри единственные из всех птиц, которые могут летать задом наперёд. Они никогда не садятся на землю, а на ночь подвешиваются, подобно летучим мышам, вниз головой. Эти птички очень отважны. Они героически защищают свои гнёзда с птенцами или яичками величиной с горошину. Нападают на врага и сильным ударом в глаз сбрасывают на землю даже змей. V+?-V – «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;+знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. Приём «Синквейн»Тема: «Семья»Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (три глагола);4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).МАМАДобрая, нежнаяЗаботится, помогает, лелеетМой самый надёжный другРодитель Приём «Кластер» Тема: «Размножение растений» Размножение растений   Надземными частями Семенами Подземными частямиЧеренком (кусочек стебля), «усами», листьями, прививкой, отводкамиКорневые черенки (корневища), клубнями, луковицами Приём «Толстые и тонкие вопросы»Тема: «Воздух»?-Можем ли мы увидеть воздух?-Чистый воздух имеет запах?-Можем ли мы попробовать воздух на вкус? ?-Дайте объяснение тому, что такое воздух?-Как человек может почувствовать движение воздуха?-Почему вы считаете, что воздух обладает какими – либо свойствами? Приём «З-Х-У» (Знаю - Хочу знать - Узнал)Тема: «Космос»З – что мы знаем Х – что мы хотим узнатьУ - что мы узналиКосмос необъятен;Ю.А. Гагарин – первый космонавт;Тохтар Аубакиров и Талгат Мусабаев Казахстанские космонавты;Самый большой космодром «Байконур».В чём измеряются расстояния между космическими телами;Спутники Земли;Диаметр Земли.Расстояния измеряются скоростью света;Свет с Луны достигает Земли более чем за 1 секунду, а с Солнца за 8 минут;Как происходит смена времён года. Приём «Кубик»Тема: «Компас»1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это) Приём «Групповая дискуссия», «Профессии наших родителей», «Город и село», «Комнатные растения»,«Сотовые телефоны» Приём «6 шляп» /Эдварда де Боно/Тема: «Транспорт»Рассказать о транспорте только цифрами и фактами.Назовите преимущества использования транспорта.Перечислите недостатки использование транспорта. Подумайте, какие эмоции вы испытываете, когда видите средства передвижения.Какие ещё виды транспорта и правила дорожного движения вы могли бы предложить человечеству?Обобщите высказывания других групп. Приём «Фишбоун» или «Скелет рыбы»Тема : «Пустыня»Нужно беречь зону пустынь.Экологическая проблема пустыни.БраконьерствоНеумелое орошениеЛюди создают каналыПогибают животныеПогибаютрастения.Не хватает воды. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!Над проектом работала:Шпак Н.Л.