План-конспект урока русского языка по теме Причастие


ОБОЩАЮЩЕ-ПОВТОРИТЕЛЬНЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ»
ЦЕЛЬ: систематизация знаний о причастии
ЗАДАЧИ:
Закреплять знания о причастии;
Закреплений умения находить причастия;
Уметь образовывать действительные и страдательные причастия;
Правильно писать орфограммы суффиксов причастий;
Развивать речь, мышление, память, внимание;
Воспитывать бережное отношение к языку.
ОБОРУДОВАНИЕ: маршрутный лист для каждого учащегося.
ХОД УРОКА:
Причастие – это часть речи, причастная
глаголу в образе прилагательного.
В.ДальОрг.момент:
- Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске.
Как понять смысл этого высказывания? Что значит «причастный»? (имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь)
Учитель читает строки П.Чеснокова:
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
- О чем эти строки? (о причастии). Какие морфологические признаки причастия обозначены в этом стихотворении? (аукцион знаний о причастии)
Тема и цели урока:
- Рассмотрите внимательно свои маршрутные листы и скажите, какая работа нам сегодня предстоит, что мы будем делать, какой цели добиваться? (учащиеся формулируют цели)
3. Заполнение маршрутных листов:
2 задание: среди записанных словосочетаний найти соответствующие схеме СУЩ. + ПРИЧ. (учащиеся самостоятельно находят словосочетания, затем задание проверяется)
3 задание: вспомните, как образуются действительные и страдательные причастия (коллективная работа - заполнение таблицы)
4 задание: определить суффиксы причастий, зачеркнув ненужную букву
5 задание: кроссворд
(вписать в сетку кроссворда причастия, образованные от данных глаголов)
6 задание: повторение правила написания НЕ с причастиями
(объясняют написание НЕ на примерах, далее выполняют задание )7 задание: Н и НН в причастиях
(вспоминают и формулируют правило, выполняют задание)
8 задание: причастный оборот
(вспоминают, что называется причастным оборотом, формулируют правила постановки запятой)
9 задание: морфологический разбор причастия
(одно причастие разбираем коллективно, остальные - самостоятельно)
ИТОГ УРОКА:
ДОМ. ЗАДАНИЕ: подготовиться к к/работе
Ф.И. _____________________________
Прочитайте загадку:
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
2. Подчеркните словосочетания с причастиями:
Волнистые волосы, старший брат, лаявшая собака, солнечное утро, дремлющий старик, упавший лист, весёлая мелодия, открытое окно, скошенный луг.Заполните таблицу
Действительные Страдательные
Наст. время Прош. вр. Наст. время Прош.врI спр. II спр. I спр. II спр. Определите суффикс причастия, зачеркнув ненужную букву:
Скачу/ащий, зависе/имый, хлопочу/ащий, пиля/ющий, тая/ющий, клеее/ящий, колю/ящий, узнавае/имый, значе/имый, рисуя/ющий.
Кроссворд
1 П 2 Р3 И 4 Ч 5 А 6 С 7 Т 8 И 9 Е Закопать (действ., пр/вр)
Засорить (действ., пр/вр)
Хранить ( стр., наст/вр)
Скакать (действ., наст/вр)
Сделать (действ, пр/вр)
Спастись (дейст., пр/вр)
Спрятать (действ, пр/вр)
Нестись (действ, пр/вр)
Делать (страд., наст/вр)
Правописание Не с причастиями
Нерастаявший снег; ещё не распустившийся цветок; не прочитанная, а просмотренная книга,; задача не решена.
Перестройте словосочетания так, чтобы Не писалась раздельно, используя разные способы:
Нескошенная трава ___________________________________________________________________
Непройденный материал ______________________________________________________________
Невыполненное задание _______________________________________________________________
Несостоявшиеся соревнования _________________________________________________________
Негодующий сосед ___________________________________________________________________
Вставьте Н и НН в причастия
Печё…ые яблоки, связа…ый шарф, маринова…ые огурцы, варе…ый в кастрюле картофель, нагруже…ые вагоны, нитка отреза…а, наде… мяч.
Расставьте знаки препинания, выпишите из предложения причастные обороты, соответствующие схемам.
Продырявленные пулями листы железа лежали в углу ничем не освещаемом.
Х, [ ] _____________________________________________________________________ [ ] Х _____________________________________________________________________
9. Выполните морфологический разбор причастий из предложения №8.
_____________________________________ _______________________________________
_____________________________________ _______________________________________
____________________________________ _ ______________________________________
_____________________________________ _______________________________________
_____________________________________ _______________________________________
_____________________________________ _______________________________________
_____________________________________ _______________________________________
_____________________________________ _______________________________________
_____________________________________ _______________________________________