Пояснительная записка к методическому семинару


​Пояснительная записка к методическому семинару: 
«Квест – игра как СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО развития детей старшего дошкольного возраста!»Добрый день уважаемые члены жюри!Слайд 1 Разрешите представить вам свою тему «Квест – игра как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста!» Современного ребенка с самого детства окружают компьютеры, игровые приставки, электронные игрушки. Их сложно чем- либо удивить. И педагог, вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, нетрадиционные формы проведения образовательной деятельности. Одной из новых форм в практике дошкольного образования можно считать квест - игру.
Слайд 2 Уже давно доказано, что в игре ребенок не только познает мир, но и, самопроявляет себя и саморазвивается. Как известно, образовательный процесс детьми часто воспринимается, что называется, «в штыки». Особенно это касается случаев, когда подается сухой материал, насыщенный фактами. Чтобы заинтересовать детей, и было предложено использовать квест - игру, в которой одновременно совмещены и элементы обучения и отдыха. Обучение происходит как бы незаметно, ненавязчиво, и при решении поставленных игровых задач узнается очень много нового.Слайд 3 Квест – это приключенческая игра и пришла к нам из компьютерных игр. Для игры в нее нужна команда. Путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности. И к тому же такая форма организации образовательной деятельности способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.Слайд 4 При подготовке и организации квестов необходимо определить цели и задачи.
Цель любого квеста:создание условий для развития познавательных способностей у детей в процессе игры.Задачи:-образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный познавательный процесс;- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения, мышления, логики ,поисковой активности; - воспитательная - формируются навыки взаимодействия со сверстниками, заботливое отношение к окружающимСлайд 5И чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:1. Доступность - задания не должны быть чересчур сложными для ребёнка.2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.3. Эмоциональная окрашенность заданий.4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.Все эти принципы прописаны ФГОС ДО.Слайд 6 В нашем детском саду квесты проводятся в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются определенные навыки знаний и умений. При составлении маршрута мы используем разные варианты подсказок: «Волшебный клубок» (на клубке ниток прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети находят эти подсказки и перемещаются от станции к станции);Маршрутный лист (например, написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть ребусы, загадки, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать); «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники) Карта (схематическое изображение маршрута); Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от воспитателя; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) Слайд 7 
Любая квест – игра строится по четкому плану: - Написание сценария, содержащего познавательную информацию - Подготовка «продукта» для поиска (карта сокровищ, клад, подсказки и др)- Разработка маршрута передвижений - Художественное оформление «остановок» по маршруту поиска должно соответствовать тематике и содержать в себе подсказку – направление для продолжения пути 
Слайд 8Все квест – игры мы поделили на 3 вида: классические, театральные, спортивные.Слайд 9КЛАССИЧЕСКИЙ КВЕСТ Задача каждой команды пройти испытания, решая различные головоломки, загадки, задачки, проводя разные опыты и эксперименты, находя решения даже в самых нестандартных ситуаций. Каждому участнику нужно подключить свои умения, воображение, смекалку. 
Слайд 10  ТЕАТРАЛЬНЫЙ КВЕСТНеобычный и завлекающий вид квеста. Игра заключается в том, что нужно или найти выход, решив множество заданий, или достичь определенной цели (например, отнести кольцо Кощея в Тридесятое государство). Однако, отличие от классического в том, что каждому участнику даются определенные роли (главные), а второстепенные роли играют специально подготовленные для этого актеры. Именно они направляют героев или, наоборот, мешают им в выполнении заданий. Слайд 11СПОРТИВНЫЙ КВЕСТЭтот вид квеста придется по душе любителям напрячься не только интеллектуально, но и физически. Слайд 12 Констатирующий эксперимент позволил выявить интерес детей к игровой деятельности. С детьми проводились практическая ситуация «Выбор деятельности» Л. Н. Прохоровой. Это позволило определить место игры в структуре детских предпочтений.Результаты констатирующего эксперимента показали: игровая деятельность, как один из шести видов, находится на первом месте. Это свидетельствует о том, что эта деятельность очень нравится детям. Слайд 13 -15Формирующий экспериментВ начале года с детьми старшей группы «Цветочки» был проведен формирующий эксперимент. Суть его состояла в том, что за всеми детьми, участвующими в эксперименте велась запись, которая впоследствии анализировалась по следующим критериям: 1.интерес к поиску решения проблемы;2. инициативность в поисковых действиях;3.способы решения проблемы (не может решить; решает с помощью воспитателя, решает самостоятельно);4.результативность (результат адекватной цели, частичный результат илиотсутствие результата); 5. настойчивость, вариативность поиска;6.эмоционально-положительное отношение к поиску.Одновременно по этим критериям мы провели обследование старшей группы «Звездочки» структурного подразделения Бутчино. И к нашему удивлению результаты старшей группы «Цветочки» оказались выше группы «Звездочки».У детей этой группы был менее эмоциональный заряд, они не так раскрепощены в общении, познавательно – речевая активность ниже и у них не наблюдалась сплоченности в коллективе. У детей старшей группы «Цветочки» наблюдались следующие показатели: 
Слайд 16 Контрольный эксперимент позволил оценить эффективность проводимой работы. Участники мероприятий отметили, что в ходе проведения образовательной деятельности в форме квест-технологии все дети включались в игру, исчезала скованность, напряжение, пассивность в поведении. Дети чаще проявляли инициативу, воображение, применяли логическое мышление, начинали мыслить нестандартно. Такая игра способствовала проявлению любознательности. Возникающие в игре проблемы дети решали самостоятельно. Таким образом, квест-игры – это лучшее средство развития познавательной деятельности детей. Слайд 17 
Самое главное, это то, что квесты помогают нам объединить и детей, и родителей, и педагогов. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также укрепляются доверительные взаимоотношения педагогов и семьи.Слайд 18Перспективе я планирую: Можно с уверенностью утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические и нравственные качества. В этом году я разработала сценарий квест – игры только по старшей группе, которые провожу раз в две недели.
Месяц                              Тема недели                                                 Квест - игра
Сентябрь Мой любимый детский сад                  «Сегодня дошколята, завтра – школьники»
              Сегодня дошколята, завтра - школьники
              Осенняя пора, очей очарованья!             «Необыкновенное путешествие или                    
      Труд людей осенью                                            помощь красавице Осени»
                                                                                     
                     
Октябрь  Мой город                                                   «​ Лучше нет родного края!»​
                Родная страна
               Труд взрослых, профессии                «Путешествие Незнайки по детскому саду»
                Мы помощники
Ноябрь   Семья и семейные традиции             «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
               Наши добрые дела
                Друзья спорта                    «Дошколята спешат на помощь профессору Неболейке»
                Неделя здоровья
Декабрь  Права ребенка​                                                            «В поисках прав детей»
                Будь осторожен​
                Готовимся к новогоднему празднику
                Зимние чудеса                                                  «В поисках новогодних игрушек»
Январь      Неделя игры                                           «В поисках сокровища пирата Флинта»
                  Неделя познания                                          
                 Опыты и эксперименты                             «Волшебные свойства магнита»
Февраль   Я в обществе                                           «Путешествие с бабушкой Ариной»
                 Народная культура в традиции
                 Неделя безопасности (ОБЖ)
                 Защитники Отечества                                                    «Мы защитники»
Март       Весна пришла!
               Женский праздник                                                      «Мамины помощники»​
               Искусство и культура
               Неделя книги                                                   «Путешествие по сказкам Пушкина»
Апрель   Мир вокруг нас
               Космические просторы                                        «Космическое путешествие»
               Транспорт
               Дорожная азбука                                                    «Экскурсия по городу»
Май        Юный гражданин
               9 мая                                                                          «Разведчики»​
В перспективе же планирую разработать перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста (мини – квесты), на ближайших методических объединениях хочу поделиться с коллегами опытом работы по квест технологиям, ну и конечно продолжу дополнять коллекцию квест – игр по старшему дошкольному возрасту.
Слайд 19
 ​ Спасибо за внимание!