Консультации для родителей по теме Отцы и дети. Как общаться с вашим ребенком-подростком.


Консультация для родителей
Шпаргалка для родителей
(что должны знать родители подростка)
Для того, чтобы существовала эмоциональная связь с подростком, проводите с ним вместе какое-то время, чтобы он не ощущал себя покинутым и одиноким.
2. Установите доверительные отношения с подростком, прежде чем переходить к нотациям и сложным темам бесед.
3. Не отказывайте подростку в общении с вами, даже если для этого нужно будет отложить дела!
4. Для сохранения эмоционального контакта крайне необходимо общение. Общайтесь с подростком на интересующие его темы, изучите молодежную субкультуру, читайте их журналы, чтобы быть «продвинутыми». Тогда ребенок почувствует, что он и его мир вам интересны, он станет больше доверять вам. Только ни в коем случае не критикуйте молодежные движения, стили, музыку, моду в присутствии подростка. Вы можете потерять нить общения с ним.
5. Никогда не обсуждайте личность подростка и его поступки в присутствии других людей, особенно друзей или сверстников. Они не любят, когда их с кем-то сравнивают, ставят других в пример. Это расценивается как посягательство на его личность.
6. Подросток должен чувствовать себя полезным. Дайте ему возможность почувствовать себя помощником в каком-то общем семейном деле.
7. Не злоупотребляйте своей любовью и заботой. Старайтесь не проживать за него жизнь. Фразы «Я лучше знаю, как тебе поступить» или «Я делаю это ради тебя, потому что люблю тебя» неискренни и не воспринимаются подростками.
8. Никогда не оскорбляйте подростка. Когда ребенок слышит от родителей враждебные, резкие, грубые слова, он сохраняет обиду на всю жизнь. Уж очень тонко устроены психика подростка и его восприятие окружающего.
9. Родители, злоупотребляющие своей властью физически, шлепая, толкая, избивая детей, могут причинить вред физическому и психическому развитию, а еще больший вред — эмоциональному развитию подростка, что значительно осложнит его взрослую жизнь.
10. Помните, подросток — не ребенок. Он находится на стадии перехода к взрослой жизни, его основные качества — НЕЗАВИСИМОСТЬ и САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.
11. Подросток хочет быть частью семьи и в то же время быть независимым от семьи. Часто это выражается как потребность в личном пространстве. Выделение личного помещения и возможность его самостоятельно оформить — вот те желания подростков, которые способствуют формированию чувства независимости.
12. Подростки нуждаются в эмоциональной независимости. Когда вы спрашиваете девочку-подростка о каком-нибудь ее друге, она обвинит вас в том, что вы лезете не в свое дело. Это не означает, что она от вас что-то скрывает. Это говорит лишь о том, что, не раскрывая родителям своих чувств и мыслей, она утверждает свою эмоциональную независимость. Родители должны уважать подобный настрой подростков.
13.Подростка необходимо поддерживать. И одним из способов поддержки является похвала. Только одним из факторов похвалы должна быть искренность, а другим — то, что похвала должна быть конкретной. Если родители не могут похвалить подростка за результаты или конкретные действия, то необходимо оценить его старание.
14. Важная область подростковой независимости — это их музыкальные вкусы. Подростки выбирают свою музыку. Нет в подростковой культуре ничего важнее, чем музыка. Музыка способна тронуть сердце и душу человека. Родитель, который критикует музыку, выбранную подростком, косвенным образом критикует и самого подростка.
Составил:
соц. педагог М.Н. Никитина
Консультация для родителей
Принципы отношений взрослых и детей
 1. Принцип равенства. Мир детей и мир взрослых совершенно равноправные части мира человека.
2. Принцип диалогичности. Мир детства представляет собой особую ценность для взрослых: диалог двух миров (детей и взрослых) составляет учебно-воспитательный процесс, в котором обучение есть движение содержания мира взрослости в мир детства, а воспитание - движение содержания мира детства в мир взрослости.
3. Принцип сосуществования. Мир детства и мир взрослых должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, не навязывания друг другу своих ценностей и законов. Любая акция взрослых или детей не должна наносить ущерб ни одной стороне.
4. Принцип свободы. Предоставление миру детства полной свободы в выборе собственного пути. Взрослые обязаны сохранять жизнь и здоровье детей.
5. Принцип единства. Мир детства и мир взрослых не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей.
6. Принцип принятия. Особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть. Отношения должны складываться только на основе безоговорочной любви. Ненависть может проявляться только в отношении поступка, а не человека, так как человек больше, чем его негативный поступок.
Составил:
соц. педагог М.Н. Никитина
Консультация для родителей
Если Вам не нравятся некоторые черты характера Вашего ребёнка
Для начала вспомните своё детство. Вашим родителям всё нравилось в вас? Что они делали? Что Вы чувствовали? Как Вы к этому относились? Подумайте, не повторяете ли Вы ошибок Ваших родителей?
Всё-таки не нравятся (черты характера)?
Как быть
Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребёнка, пока сами не разберётесь в причинах своего неудовольствия и тревоги.
Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся. Понаблюдайте за своим ребёнком, как, в каких ситуациях они проявляются. Вполне возможно, что Вы какими-то своими действиями провоцируете подростка на негативные проявления.
Попробуйте взглянуть на эти «не устраивающие» Вас черты иначе. Например, подросток «упрямый», «настырный». Если не Вы - причина упрямства, то посмотрите, как эти черты проявляются в самостоятельной деятельности подростка: возможно, приняв решение, он обязательно выполняет его, возможно, начав дело, он доводит его до конца, несмотря на внешние помехи (Вы требуете, чтобы он немедленно шёл обедать).
Нет ли здесь, напротив, очень положительных черт?
«Оборотной стороной медали» могут оказаться такие черты, которые очень даже желательны или компенсируются другими особенностями ребёнка. Например, ребёнок, на взгляд родителей, очень несобран, неаккуратен, в своих вещах. Более внимательный взгляд на ситуацию открыл возможную причину этих явлений – у подростка буйная фантазия, он всё время что-то придумывает, и беспорядок – следствие развитого воображения в большей мере, чем прямая неаккуратность.
Самое главное, постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребёнка. Осознайте сами их значимость и ценность. Дайте возможность знать и чувствовать это ребёнку. Способствуйте развитию сильных сторон характера, это придаст подростку уверенность, желание измениться в лучшую сторону.
Составил:
соц. педагог М.Н. Никитина
Консультация для родителей
Если Вы не уверены в возможностях своего ребёнка
Иногда родителям кажется, что дети друзей и соседей более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнение успешность Вашего ребёнка на занятиях математикой или физикой, в общении со сверстниками. Пугает перспектива обучения и перспектива похода к специалистам.
Как предотвратить
Начните с себя.
Постарайтесь определить, что вызывает Ваши сомнения.
Не полагайтесь только на своё субъективное мнение, спросите об этом других членов семьи, педагогов.
По возможности понаблюдайте за подростком в той сфере, которая вызывает Ваше сомнение, и, обязательно, за его деятельностью в целом. Постарайтесь записать то, что видите.
Вернитесь к Вашим начальным определениям и дайте себе искренний ответ: это настоящая проблема вашего ребёнка или результат Вашей гипертревожности.
Чаще разговаривайте с преподавателями о способностях, перспективах, особенностях, потребностях подростка. Это позволит раньше «захватить» проблему, если она действительно есть.
Как справиться с существующими проблемами
Помните, что Ваше эмоциональное состояние, эмоциональный настрой передаются Вашему ребёнку быстрее, чем прозвучат слова, и ваша неуверенность может стать его неуспешностью.
Постарайтесь избавиться от таких высказываний, как «У тебя не получается», «Ты не сумеешь». Замените их конструктивными фразами «Ты решил пересдать экзамен по экономике? Прекрасно. С чего начнёшь?».
Никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах Вашего ребёнка. Все дети развиваются по своей траектории.
Если вы видите, что в чём-то Ваш ребёнок отличается от других, найдите его сильные стороны. Посмотрите, что можно исправить через сильные, успешные стороны.
Не пугайтесь визита к специалисту (педагогу-психологу, социальному педагогу), если это действительно нужно.
Составил:
соц. педагог М.Н. Никитина