Пояснительная записка к методическому семинару

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно»
Л.С. Выготский

Дела? Проблемы? Всё пустое!
Душа ребёнка - вот святое!
Цветок в душе ещё так мал!
Успей полить, чтоб не завял!

Я работаю в муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей» учителем физической культуры.  Имею высшее образование: в 1995 году окончила Мордовский государственный педагогический институт, факультет «физической культуры» по специальности «Физическая культура и спорт». На данный момент имею 23 года педагогического стажа и высшую квалификационную категорию.
Обладаю необходимым научно-методическим уровнем, работаю над совершенствованием своего теоретического уровня и педагогического мастерства, постоянно слежу за инновациями, которые появляются в педагогической науке и практике.
Я часто задаю себе вопрос: «Какова моя педагогическая философия?» и понимаю, что не могу коротко и ясно дать ответ. Как учитель физической культуры в её основу я ставлю воспитание у детей здорового образа жизни с помощью повышения интереса к физической культуре и формирование правильной осанки обучающихся обще учебных умений, навыков и способов деятельности. Это нам диктуют новые ФГОС как основной приоритет системы образования. В связи с этим тема, над которой я работаю - «Компетентности  подход к формированию здорового образа жизни учащихся».  
Актуальность темы: Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. За годы работы я столкнулась с серьёзной проблемой здоровья обучающихся, так как по данным СМИ здоровье нации под угрозой. Проведя мониторинг состояния здоровья обучающихся, я поняла, что у многих детей наблюдается дисгармоничное развитие, что создаёт проблемы в общей работоспособности подрастающего поколения.
Причины:
малоподвижный образ жизни обучающихся;
курящие и пьющие родители;
неправильный режим;
большая загруженность в школе

Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета моего исследования.
Объект исследования – учебно-воспитательный и развивающий процесс на уроках физической культуры.
Предмет исследования – условия решения развивающих и воспитательных задач на уроке, развитие действий самоопределения, актуализации и осознание своего отношения к изучаемой проблеме.
В соответствии с вышеизложенным мною были определены цели исследования:
изучение проблемы в теории и на практике;
выявление роли и значения инновационных технологий в образовательной деятельности;
определение уровня использования инновационных технологий на уроках физического воспитания;
формирование основы здорового образа жизни;
формирование универсальных учебных действий;
апробирование и внедрение новых форм и методов работы;
использование диагностической методики при подготовке к урокам и планировании работы;
обобщение и распространение опыта работы по использованию инновационных технологий на уроках физической культуры;
осуществление индивидуального подхода;

Важнейшими источниками исследования были:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФГОС ООО;
фундаментальное ядро содержания общего образования;
концепция духовно - нравственного развития и воспитание личности гражданина России.
литература по вопросам теории и методики решения проблем.

Работая над обозначенной проблемой, я поняла, что сегодня, когда система школьного образования переживает серьёзные изменения, ведущей целью обучения, на мой взгляд, должна стать ориентация на усвоении опыта творческой деятельности. При таком подходе к обучению на первый план ставлю методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности обучающихся, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умения видеть проблемы, искать средства их решения.
Я поставила перед собой цель деятельности: формировать устойчивые мотивы и потребности обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Мной были определены следующие задачи:
укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма обучающихся;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Всю свою деятельность направила на:
реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями обучающихся, материально-технической оснащенностью образовательной деятельности, климатическими условиями;
соблюдение дидактических правил от простого к сложному, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения обучающихся;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.


Намеченную цель достигаю, используя:
личностно - ориентированный подход обучения и воспитания обучающихся, который учитывает способности, потребности, особенности обучающихся. Такой подход позволяет реализовывать идеи демократизации и гуманизации обучения.
Пример: урок планирую с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, с возрастом задания усложняю в зависимости от того, как владеет техникой ученик. Для этого использую приёмы обучения: рассказ, показ, имитация с предметом (стоя на месте и в движении). С целью поддержания интереса обучающихся и учёта их психофизических особенностей применяю разнообразные формы обучения: групповые, индивидуальные, соревновательные, командные. Индивидуальную работу провожу, используя определённые умения и навыки (ведение мяча, передвижение, бросок в кольцо). Групповую - при необходимости выполнения и отработки действий (передачи, взаимодействия и.т.д.).
использую на практике здоровьесберегающие технологии (дифференцированное обучение, игровые технологии, педагогика сотрудничества). При проведении уроков использую системно - деятельностный подход.

Построение оздоровительной деятельности в школе осуществляю по трем основным направлениям:
медико-гигиеническое (осуществляемое при тесном контакте педагог медицинский работник ученик);
физкультурно-оздоровительное (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности);
экологическое (создание гармоничных взаимоотношений с природой).

Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников решаю задачи формирования и укрепления здоровья обучающихся.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяю следующие группы средств:
1) средства двигательной направленности;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенически факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления:
Гимнастические комплексы
Упражнения и игры для формирования правильной осанки
Спортивные игры
Подвижные игры
Подвижные перемены
Дни здоровья
Беседы на уроках по соблюдению правил личной гигиены, закаливанию, профилактике различных заболеваний (нарушение осанки, плоскостопия, близорукости, ожирения, инфекционных заболеваний и т.д.)
Проведение инструкций по профилактике повреждений и травм, оказанию первой доврачебной помощи

На своих уроках приоритет отдаю самостоятельности обучающихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они сами решали двигательную задачу. 
Формирование УУД на уроках происходит на разных этапах обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания  уделяю внимание предполагаемому результату обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися действий, близких по технике к вновь изучаемому. На этапе углубленного изучения  организую работу в группе  по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создаю условия для концентрации внимания на  пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования  - выявляем индивидуальные детали техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельно определяем условия и ситуации применения упражнения и использование известных способов его выполнения. 
Приведу пример отрывка урока в 5 классе по теме: Баскетбол. Ловля и передача мяча
На данном уроке формируются следующие универсальные учебные действия:

Предметные УУД:
совершенствование техники ведения мяча, передачи - ловли баскетбольного мяча (на месте и в движении)
Личностные УУД:
развитие скоростно-силовых качеств, быстроту реакции, точность движений, меткость

Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: формирование потребностей и умений выполнять упражнения игровой деятельности в  баскетбол
Коммуникативные УУД: формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД: формирование мыслительной операции по каждому из разучиваемых элементов баскетбола; произвести перевод названия игры баскетбол с английского языка (баскет – корзина, бол – мяч)

В основной части урока проходят следующие этапы образовательной деятельности:
жонглирование мячом;
индивидуальная работа с мячом;
работа в тройках.

На данном этапе урока формируются следующие универсальные учебные действия
Личностные УУД:
определение влияния элементов баскетбола на результат (владение мячом, передача мяча, ловля мяча, бросок в корзину);
место баскетбола в жизни человека;
определение собственного ощущения при освоении учебной задачи на уроке;

Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: сравнение усилий, затрачиваемых на обычные упражнения и упражнения с мячом, движения  руками при ловле мяча, направленные на развитие координации, сравнение работы индивидуальной и групповой, условия, необходимые для достижения поставленной цели.
Познавательные УУД: формирование мыслительной операции по каждому из разучиваемых элементов баскетбола, формирование умений выделять основные признаки сравнений выполнения учебной задачи.
Коммуникативные УУД: распределение функций обучающихся во время работы с мячом, развитие умений выразить свою мысль по поводу освоения элементов баскетбола одноклассниками, обеспечение социальной компетентности и учет позиций других людей.

Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использую ещё и современные информационно - коммуникационные технологии, которые позволяют эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии в образовательной деятельности, урок становится более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому использую различные виды наглядностей и музыкальное сопровождение, которые интригуют детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации “вырастает” интерес к предмету.
Так же использую на уроках физической культуры  электронные презентации. Это позволило мне при использовании компьютерных технологий в образовательной деятельности, сделать урок более демонстративным.

Следующим пунктом достижения целей является:

Рейтинговая система оценивания знаний (рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценивания знаний обучающихся), которая создаёт комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность обучающихся из необходимости во внутреннюю потребность.
Это позволило мне расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях обучающихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности. Дети перестали испытывать страх перед выполнением упражнения, раскрепостились, так как поняли, что оценка по предмету зависит от их физических способностей, психических возможностей и трудолюбия.

Результативность деятельности моей системы работы:

положительная динамика роста физической подготовленности обучающихся;
повысился интерес обучающихся к занятиям физической культурой и мотивация к соблюдению здорового образа жизни;
отмечается развитие основных физических качеств учащихся, формирование культуры движений;
появилось коллективное взаимодействие и сотрудничество в учебной и соревновательной деятельности.

Показатели результативности и эффективности педагогической деятельности

Сложившаяся система работы и творческий подход к физическому воспитанию школьников позволили мне достичь определенных результатов. В образовательном учреждении действует спортивная секция по таким видам, как волейбол, баскетбол, аэробика, лёгкая атлетика. В соответствии с требованиями ФГОС ООО провожу занятия внеурочной деятельности в 3 классе.
Мои ученики принимают активное участие в школьных, муниципальных, республиканских соревнованиях награждены грамотами и дипломами разных степеней. Я, как учитель, имею благодарности и почётные грамоты муниципального уровня и республиканского уровня. Постоянно повышаю свои профессиональные компетенции. Участвую в профессиональных и дистанционных педагогических конкурсах, в работе методических объединений образовательного учреждения, района. Публикую материалы на профессиональных сайтах в сети Интернет, разместила статью «Организация внеурочной деятельности по физической культуре в условиях ФГОС» инфоурок
У меня много забот! Но главное - нельзя быть равнодушным: надо любить детей и своё дело, следовать принципам педагогики и никогда не отступать перед трудностями.
Уверена - у меня это получается!!! Поэтому за 23 года педагогической деятельности ни разу не было мысли поменять свою профессию!








13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2‘ђ Заголовок 315