Урок по русскому языку для 1 класса «Перенос слов. Правила переноса слов»

Урок русского языка в 1 классе по программе «Школа России»

Тема: Перенос слов. Правила переноса с одной строки на другую.

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления обучающихся с правилами переноса слов; применять правила с учётом особенностей слов; развития речи. ввести в активный словарь учащихся термины «перенос слова».

Планируемые результаты: обучающийся в совместной деятельности с учителем научится
( планируемые) переносить слова с одной строки на другую, используя правила
переноса слов.
Личностные результаты: определяют границы собственного знания и незнания.
Универсальные учебные действия: Регулятивные: Овладение способностью принимать и ( метапредметные) сохранять учебную задачу, поиска средств её осуществления.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации,
Самостоятельно создают способы решения проблемы.
Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для
партнёра высказывания; сотрудничать с одноклассниками при
выполнении учебной задачи.
Тип урока: решение учебной задачи
Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В. Г. Горецкий;
презентация к уроку.

ХОД УРОКА
I Организация начала урока.

Эмоциональный настрой.
Дети, повернувшись друг к другу, соприкасаясь поочерёдно каждым пальчиком, произносят пожелание.
Желаю ( большие пальцы)
Успеха ( указательные пальцы)
Большого ( средние пальцы)
Всегда ( безымянные пальцы)
И во всём.( мизинцы)
Здравствуй! ( вся ладонь)

II Чистописание

Определите, письмо какой буквы будем повторять?

А В Г Е Ж И
Б Д ?

- Буква, находящаяся внизу, стоит в алфавите между двумя верхними. Буква Б между А и В, буква Д между Г и Е. Между буквами Ж и И стоит буква З, значит будем писать букву З.
- Рассказать о букве З.
- Письмо заглавной и строчной буквы З в тетради.

III Актуализация знаний

1. Повторение пройденного.

- Из чего состоят слова? ( Слова состоят из частей, которые называют – слогами.)
- Из чего может состоять слог? ( Слог может состоять из одного гласного звука, из одного согласного и одного гласного звука, нескольких согласных звуков и одного гласного звука. В каждом слоге обязательно должен быть гласный звук.)

2. Упражнение на умение дополнять слоги до целых слов.
Учитель читает слоги, ученики дописывают слог или слоги , чтобы получилось слово:
Мо(роз) , пе(нал), воро (на ) (бей), соба(ка), лиси (ца), мали(на)
- Разделить слова на слоги.
- Проверка друг у друга ( парами).
IV Постановка учебной задачи
- Вы записали слова, все ли слова вошли в одну строку?
- Как поступить, если слово не входит в строку?
- Как надо переносить слова? А необходимо ли соблюдать какие либо правила?
- Сформулируйте учебную задачу урока?
( Узнаем, как переносить слова; познакомимся с правилами переноса слов.)

V Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Упражнение в делении слов на слоги для переноса.
- Прочитайте текст, озаглавьте его. ( слайд)

По небу плывёт пушистое облако. А вот
ещё такое же белое и пушистое Они мед -
ленно плывут по весеннему небу, как стая
огромных белоснежных птиц. Зимой таких
облаков не бывает. Это весенние куче-
вые облака.

- С чем автор сравнивает плывущие по небу облака.
- Приходилось ли вам наблюдать такую картину?
- Какие слова не уместились на строке? Как их перенесли?
- Докажите, что слова были перенесены по слогам?
- Как ещё можно перенести эти слова?
Вывод: если слово не умещается на строке, то его часть переносится на другую строку по слогам ,на месте переноса ставится горизонтальная чёрточка (-). Слова переносятся по слогам.

2. Определение способов переноса части слова в трёхсложных словах
Работа по учебнику с. 37 упр. 3
- Рассмотрите, как перенесены слова для переноса? А как по-другому можно перенести эти слова? Образец в учебнике.
- Напиши любое слово столько раз, сколько есть способов переноса.
( Самопроверка, на слайде)

VI Физкультминутка
- Какие слова нельзя переносить?
Если слово можно переносить – приседаем, если слово не переносится – хлопаем.
Мак, машина, цветы, лук, дуб, поляна, облака, день, буква, ива???
- Возникла проблема!

3. Секреты правила переноса слов. Работа в группах.
- Чтобы узнать, можно ли переносить слово - ива, узнаем секреты переноса слов.
- Помогите Незнайке. ( слайд)
- Он разделил слова для переноса и вот что получилось.
- Прочитайте стихотворение ( на слайде)
Мы изучаем перенос,
Вот как слова я перенёс.
Едва – е-два.
И получил за это два.
Укол – у-кол.
И получил за это кол.
Опять – о-пять.
Теперь , наверно, будет пять?

- А вы как думаете? Можно за этот ответ поставить пять?
- Обсудите в группах, как правильно переносить выделенные слова. Сделайте вывод.
( Дети работают в группах – по рядам)
- Выступление групп. ( Каждая группа записывает свои варианты переноса выделенных слов).
( В ходе обсуждения приходим к правильному ответу)
- Запишем правильный ответ: ед-ва, укол, опять.

Вывод: одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на следующую строку.
- Вспомним игру физкультминутки. Почему нельзя переносить слово - ива?

4. Чтение правил в учебнике на странице 37. Обрати внимание!

VII Закрепление знаний и способов действий

- Придумать слова, которые нельзя переносить. Объяснить почему?
( Устно)
Запишите несколько таких слов.
Игра «Придумай имя»
- Придумайте имена, для девочки, которые нельзя переносить;
для мальчика имена, которые можно переносить. Кто больше!

VIII Рефлексивно-оценочный этап урока
- Какую тему изучали на уроке?
- Какие открытия вы сделали?
- Вспомним, какова была учебная задача урока, выполнена ли она?
- Закончите предложения: Я научился..
Я запомнил .
Я смог
- Оцените свою работу ( хлопками) Я доволен своей работой – 3 раза
Я выполнил часть заданий – 2 раза
Не получилось так, как хотелось – 1 раз