Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моё портфолио» 5 класс, ФГОС


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новомичуринская средняя общеобразовательная школа № 3»
Согласовано Утверждена решением
зам.директора по УВР педагогического совета школы
__________В.Н. Егорова Протокол № _ от «__»августа 2016 г.
«___» августа 2016 г.
Директор _________ С.И. Фролов
.
Приказ №__ от «___» августа 2016 г.

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Моё портфолио»
5 класс, ФГОС
2016-2017 учебный год

«01» сентября 2016 г._______________________
(подпись учителя)
Рассмотрено
на заседании кафедры естественно-математических дисциплин
«20» июня 2016 г. Протокол № 6
Руководитель кафедры Качикина Е.А._______________
(Фамилия, имя, отчество)(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ:
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc462661206 \h 3Учебно-тематический план: PAGEREF _Toc462661207 \h 3Содержание курса: PAGEREF _Toc462661208 \h 3Методические рекомендации PAGEREF _Toc462661209 \h 3Список литературы PAGEREF _Toc462661210 \h 3Приложение 1 PAGEREF _Toc462661211 \h 3Приложение 2 PAGEREF _Toc462661212 \h 3
Пояснительная записка
Программа «Моё портфолио» составлена на основе Портфолио ученика средней школы / авторы Е.А.Андреева, Н.В.Разваляева. – Москва: «Планета», 2011.
Данная программа модифицирована по часам и предполагает изучение следующих тем:
Мой мир
Законы школьной жизни
Я и мои друзья
Что я могу рассказать о себе
Самоанализ
Актуальность данной программы состоит в том, что это эффективное средство для плодотворной совместной работы учеников, родителей и учителей над формированием положительных качеств характера развивающейся личности. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным элементом практико-ориентированного подхода в образовании. Содержание его помогает ребёнку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности.
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио - это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических целей и задач.
Цели:
- Формирование у пятиклассника навыков самооценки.
- Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
- Развитие мотивации творческого роста, самостоятельной организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Задачи:
- Своевременно отмечать успехи ученика.
- Сместить акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету.
- Поощрять активность и самостоятельность ученика, расширять возможности обучения и самообучения.
- Интегрировать количественную и качественную оценки.
- Через создание ситуации успеха для каждого ученика, повышать самооценку и уверенность в собственных силах и возможностях.
- Через создание условий для самореализации и самоактуализации в различных областях школьной и внешкольной жизни максимально раскрывать индивидуальные способности каждого ребенка, развивать познавательные интересы учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию.
- Перенести педагогическое ударения с оценки на самооценку.
- Формировать положительные моральные и нравственные качеств личности.
Функции портфолио
- Целеполагание.
- Поддерживает образовательные цели, сформулированные ФГОС второго поколения
-Диагностическая функция.
- Позволяет проследить личностный рост ребёнка, формирование у него умения учиться.
- Даёт возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении с детьми.
- Мотивационная функция
- Поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
- Контролирующая и оценивающая функция. Это оценка учащимися своих достижений в учебной деятельности. Причём эти страницы помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт. Задуматься над результатами своего труда.
- Воспитательная функция. Важно направить сознание детей на воспитание в себе ученика, человека, узнать о его ценностных ориентациях.
- Кроме того , заполняя эти страницы, ребёнок пропускает через себя человеческие ценности, узнаёт значение слов, оценивающих человеческие качества. С помощью этих страниц можно проследить адекватность самооценки. Есть страницы, на которых ребёнок делится своим социальным опытом.
- Развивающая функция. Обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
- Рейтинговая функция.
- Показывает диапазон и уровень навыков и умений.
Страницы портфолио включают в себя 9 основных разделов:
Мой мир
Моя учёба
Моя общественная работа
Мои достижения
Список прочитанной литературы
Мои мечты и цели
Творческие работы
Самоанализ деятельности за год
Отзывы и пожелания
Содержание каждого раздела углубляется с каждым годом.
Сроки реализации – 1 год. Программа рассчитана на проведение занятий в течение учебного года – 34 недели (1 час в неделю). Продолжительность занятий – 40 минут.
Методология:
В ходе всего обучения на занятиях доминирует познавательная и практическая деятельность. Основными формами обучения являются:
беседы;
игры;
практические работы.
Особое место и значение отводится на каждом занятии игре:
Это ведущий вид деятельности этого возраста (10-11 лет).Через игру ребёнок вступает во взрослый мир. Через игру формируется чувство товарищества и дружбы между детьми, гуманистическая атмосфера в группе.
Формы подведения итогов работы: беседа, заполнение и оформление страницы портфолио.
Планируемые результаты освоения программы:
Портфолио отражает динамику становления обучения, воспитания, развития и социализацию ребёнка. Оно даёт проследить, как в течение школьной жизни меняется ребёнок: его отношение к обучению, степень овладения ЗУН, как постепенно меняется и обогащается мир ребёнка, как складываются и меняются его отношения с ребятами и взрослыми.
В большей степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимаем как адаптацию ребёнка к реальной жизни через овладение разными сторонами социального опыта, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманные отношения).
Собранные листы наблюдений отражают динамику следующих показателей:
1. сформированности и индивидуального прогресса в развитии таких навыков учения, как:
- приобретение знаний,
- понимание,
- применение,
- анализ,
- синтез,
- оценка,
- диалектичность мышления,
- метазнание;
2. сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков:
- способность принимать ответственность;
- способность уважать других;
- умение сотрудничать;
- умение участвовать в выработке общего решения;
-способность разрешать конфликты;
- способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе;
3. сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда коммуникативных навыков:
- слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);
- говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);
- чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации);
- письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник).
Учебно-тематический план:№
Темы Количество часов
Всего Теория Практика
1 Мой мир 5 1 4
2 Законы школьной жизни. 5 1 4
3 Я и мои друзья 7 2 5
4 Что я могу рассказать о себе 15 5 10
5 Самоанализ 2 1 1
Содержание курса:№ Название тем Название разделов
Практическая работа
1 Мой мир Значение имени
Тайна характера
Моя семья
Мои путешествия и впечатления
Мои увлечения Беседа, практическая работа, игра, творческая работа
2 Законы школьной жизни.
Мой класс.
Традиции класса.
Права и обязанности ребёнка.
.Безопасность движения.
Моя успеваемость Беседа, практическая работа, игра, творческая работа
3 Я и мои друзья Как я отношусь к людям.
Мои друзья.
Мои добрые дела.
Моя общественная работа
Я познаю мир. Беседа, практическая работа, игра, творческая работа
4 Что я могу рассказать о себе Тайна имени
Мой город
Мой режим дня
Моя школьная жизнь.
Мои учителя.
Учимся ставить цели.
Мои цели: 5 класс.
Портфель читателя.
Творческие работы.
Мои достижения.
Моё созвездие успеха.
Оцени свои знания по ИЗО.
Оцени свои знания по музыке.
Оцени свои знания по математике.
Оцени свои знания по русскому языку. Беседа, практическая работа, игра, дискуссия, творческая работа, экскурсия,
5 Самоанализ Самоанализ деятельности за год.
Отзывы и пожелания. Беседа, практическая работа, дискуссия

Методические рекомендации:
1) Рекомендации по оформлению портфолио ученика средней школыСоздание Портфолио – это увлекательная совместная кропотливая работа. К созданию его следует отнестись внимательно и серьезно – ведь это лицо вашего ребенка. Для начала приобретите в канцелярском магазине самую красивую папку, с большим количеством пустых файлов (не менее 90 листов), пусть ее выберет сам ребенок. Папка покупается на многие годы, она должна быть прочной. Вам понадобятся фломастеры, карандаши, клей, линейка и несколько листов с различными наклейками ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ:Содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество; учебное заведение, класс; период, за который представлены документы и материалы), контактную информацию (телефон, адрес электронной почты, адрес сайта) и фото ученика.РАЗДЕЛ «ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ»Здесь помещают все имеющиеся у школьника сертифицированные индивидуальные достижения в различных областях деятельности. Сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, олимпиад, соревнований, свидетельство об участии в конкурсах в музыкальной или художественной школе, удостоверение о наличии спортивного разряда. В данном разделе допускается представление копий официальных документов.РАЗДЕЛ «ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА»Раздел представляет собой собрание различных творческих и проектных работ, а также описание основных форм и направлений социальной и творческой активности, участие в научно-практических конференциях, конкурсах, образовательных лагерях. Также представляются проектные, исследовательские работы, техническое творчество и другие формы творческой активности: результаты социальных практик (языковых, трудовых) - указывается вид практики, место, где она проводилась, ее продолжительность, результат.РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ»Предлагает предоставить отзывы на творческие работы, исследовательские проекты, социальные практики, участие в конференциях, в самых разных сферах. Бывает, что ребенок представляет в портфолио результаты по каким либо предметам, образовательным областям, конкурсам, а выполняет работу с большим нежеланием, о чем часто никто не подозревает. В результате он может получить рекомендации заниматься в профиле, где он будет успешен, но не будет испытывать морального удовлетворения. Помочь ребенку "найти себя", грамотно выстроить профориентацию будет возможно, используя этот раздел портфолио. Здесь будет представлена саморефлексия ребенка на разнообразную деятельность, выполняемую им, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.
РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ»Содержит информацию о школьнике.1. Резюме. Составляется по заданной схеме, заполнение официального бланка в соответствии с инструкцией. Это, в основном, деловая информация, которая позволяет представить возможности и имеющийся деловой опыт.2. Автобиография. В свободной форме школьник пишет краткую автобиографию, описывая основные события своей жизни, своё отношение к ним и те выводы, которые сумел сделать из этих событий.3. Мои жизненные планы. Данный документ представляет собой итог серьезных размышлений и требует определенного времени для его составления. Документ должен помочь ребенку определиться с планами на ближайшее будущее и более жизненную длительную перспективу. Планы должны быть конкретными. Они должны иметь точные сроки исполнения. Главное - не забывать давать ответ на вопрос: "Что я собираюсь для этого сделать?", анализируя очередной пункт жизненных планов.1 подраздел «Моя учеба» посвящен школьным предметам и заполняется написанными контрольными и проверочными работами и тестами.2 подраздел «Мои лучшие работы» заполняется только работами, выполненными на отличную отметку, а также красивыми рисунками, докладами.3 подраздел «Мое творчество» заполняется рисунками, фотографиями поделок, собственными стихами, рассказами и т.д.4 подраздел «Мои достижения» собирается из таблиц, графиков, показывающих динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета, также туда включается все грамоты, дипломы и благодарности. 5 подраздел «Наши праздники и мероприятия» состоит из фотографий праздников и мероприятий (например, чаепития, экскурсий) и комментариев к ним: когда состоялся праздник и какое я принимал в нем участие.6 подраздел «Моя общественная работа» включает всю деятельность ученика, кроме учебной (участие в различных мероприятиях, рисование газет, посадка растений на школьном дворе, субботник и т.д.).7 подраздел «Литературное чтение», где ребенок пишет названия книг, которые он прочитал, автора и краткое описание прочитанного.Самый последний 8 подраздел может называется «Отзывы и пожелания». В конце учебного года учитель пишет ученику характеристику, которая вкладывается сюда. Сам ребенок здесь может написать свои пожелания учителям и родной школе, какими бы он хотел их видеть и что бы изменил.


Список литературы:
«Портфолио ученика начальной школы» Андреева Е.А., Разваляева Н.В. – Москва, «Планета», 2011.
«Портфолио ученика. Оценка достижений школьников» - электронное пособие – Волгоград, «Учитель», 2009.
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2005. – № 3 – С.56-81
Приложение 1Памятка для педагогов по ведению портфолио
1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио
2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).
3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.
4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!
5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).
6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.
7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.
8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».
Взаимодействие с родителями
Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей.Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
Приложение 2Памятка для ученика по ведению портфолио
1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.
2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.
3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.
4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!
5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!