Консультация для педагогов !Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза


209550-243839Развитие
фонематического восприятия,
фонематического анализа
и синтеза
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ
ПОМОЩЬ
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ
ПЕДАГОГОВ
МКОУ
«Специальная школа № 80»
Составил:
учитель-логопед
Колмогорова Мария Витальевна
00Развитие
фонематического восприятия,
фонематического анализа
и синтеза
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ
ПОМОЩЬ
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ
ПЕДАГОГОВ
МКОУ
«Специальная школа № 80»
Составил:
учитель-логопед
Колмогорова Мария Витальевна

Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза
Эта работа особенно важна при устранении артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.
При этом учитывается, что совершенствование слухопроизносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Коррекционная работа по дифференциации смешиваемых звуков включает два этапа:
Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков, где уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков;
Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков, где проводится сопоставление смешиваемых звуков на речевом материале.
Программа общеобразовательной школы предусматривает аналогичную работу в классе на уроке. Большая часть этой работы проводится в первом классе в течение добукварного периода и в четвертом классе, когда дети выполняют письменный фонетический разбор. Во втором и третьем классе такой работе уделяется минимум рабочего времени.
В связи с этим при работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза можно порекомендовать:
исключить проговаривание во время письма тем детям, у которых имеются нарушения звукопроизношения. При этом на логопедических занятиях ребенок проговаривает, а логопед страхует проговаривание ребенка, то есть повторяет за ним правильно.
включать в материал урока игры и задания на развитие фонематического слуха. Такие игры могут проводиться на любом этапе урока, включая организационный момент и физкультминутки.
Рассмотрим примеры таких игр и заданий.
Игра «Хлоп-топ»
Эта игра имеет множество вариантов и может использоваться при изучении практически любой темы на уроке русского языка.
Цель: развитие фонематического слуха, внимания, быстроты реакции. 1.Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово, начинающееся (заканчивающееся) на определенный звук.
2. Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он услышит слово со звуком К, и топнуть, если он услышит слово со звуком Г.
Упражнение лучше начинать в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
3.Учитель произносит слоги, предлагая ребенку хлопнуть себя по коленкам, если он услышит слог ПА, и подпрыгнуть на двух ногах и мягко приземлиться, если он услышит слог БА.
Игра «У кого хороший слух?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Учитель показывает картинку и называет ее. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся проговаривают название картинки про себя и реагируют так же. Учитель отмечает правильно определивших звук или тех, кто не смог его найти.
Игра «Какой звук чаще всего слышим?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Учитель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали. Например:
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.
Игра «Если звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного звука из ряда других.
У каждого ребенка в руках мяч. Учитель называет ряд звуков, дети подбрасывают мяч, если услышат заданный звук.
Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»
Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку.
Учитель называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова…).
Кроме игр на уроке можно предусмотреть для ребенка с нарушениями письменной речи индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа и синтеза. Хорошо использовать карточки и для дифференцированного домашнего задания.
Задания на карточках могут быть следующими:
вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а и т.д.;
подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
выбрать из данных предложений слова с определенным количеством звуков;
добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па- (пар)
па-- (парк)
па--- (паром)
па---- (паруса);
преобразовать слова различными способами
- добавляя звук (рот-крот, осы-косы, мех-смех);
- изменяя один звук слова (сом – сок – сук – суп – сух - сох – сор – сыр – сын - сон);
- переставляя звуки (пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак);
разгадать ребус;
составить как можно больше слов из букв одного слова (крапива – парк, ива, карп, пар, рак, Ира);
составить слово, выделив данный по порядку звук (третий звук в словах рак, брови, сумка, трава, сыр – комар).
Как логопед, так и учитель должен знать, что при работе над развитием фонематического анализа опора на проговаривание дается только на начальных этапах работы. Конечной целью совместной работы логопеда и учителя является формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению.