Рабочая программа профессионального модуля ПМ.06 Организационно – аналитическая деятельность по специальности 31.02.01 «Лечебное дело»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кущёвский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края


УТВЕРЖДАЮ
· Директор
_______ Н.В. Цапкина
«____» __________ 2016г.




рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 06 «ОРГАНИЗАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.02.01 «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»

УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ






ст. Кущёвская
2016 г.



Рассмотрена на заседании ЦК № 1
Протокол №10 от 21.06.2016 г.
Председатель:
Руденко И.П. __________




Рассмотрена
на заседании педагогического совета
Протокол №1 от 31.08.2016 г.




Рабочая программа профессионального модуля «ОРГАНИЗАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) «Лечебное дело». Приказ №472 от 28.10.2009г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.12.2009г. №15432

Организация-разработчик рабочей программы: ГБПОУ «Кущёвский медицинский колледж»
Разработчики:
Козлова Т.А. – заместитель директора, преподаватель высшей категории ГБПОУ «Кущёвский медицинский колледж» ;
Руденко И.П. – преподаватель 1 категории ГБПОУ «Кущёвский медицинский колледж».
Белоусова Л.О. – преподаватель ГБПОУ «Кущёвский медицинский колледж».

Рецензенты: ________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа профессионального модуля (ПМ) «Организационно-аналитическая деятельность» предназначена для реализации требований ФГОС по специальности «Лечебное дело» и является частью основной профессиональной программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Организационно-аналитическая деятельность», в том числе профессиональными и общими компетенциями.
Рабочая программа по ПМ состоит из обязательной и вариативной частей.
С учетом реализации Федерального Закона «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», национального проекта «Здоровье», приоритетного направления государственной политики в области охраны материнства и детства, а также требований работодателя из учреждения здравоохранения, необходимы специалисты, оказывающие широкий спектр медицинских услуг. Поэтому дополнительно отведены часы, по предложению работодателя (протокол совместного заседания ЦК и работодателя), из вариативной части на междисциплинарный курс: МДК.06.01. Организация профессиональной деятельности - 208 часа. Управление собственной деятельностью имеет особое значение для фельдшеров, т.к. их предназначение - самостоятельная работа по оказанию медицинской помощи. Поэтому теория управления, а также функции и структуру отрасли здравоохранения должна быть изучена в полном объеме. (ОК1-14, ПК 6.1-6.5)
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена квалификационного.




СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Стр.
5

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

10

4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

21

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
(вида профессиональной деятельности)

24












1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ пм. 06
ОРГАНИЗАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее - программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО Лечебное дело. (углубленный уровень) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организационно-аналитическая деятельность и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 6.1. Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы команды.
ПК.6.2. Планировать свою деятельность на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях,
центрах общей врачебной (семейной) практики и анализировать ее эффективность.
ПК 6.3. Вести медицинскую документацию
ПК 6.4 Организовывать и контролировать выполнение требований противопожарной
безопасности, техники безопасности и охраны труда на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных
учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики.
ПК 6.5. Повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
работы с нормативно-правовыми документами;
работы с прикладными информационными программами, применяемыми в здравоохранении;
работы в команде; ведения учетно-отчетной документации;
работы по оказанию неотложной помощи населению.
уметь:
организовать рабочее место;
рационально организовать деятельность персонала и соблюдать этические и психологические аспекты работы в команде
анализировать эффективность своей деятельности;
внедрять новые формы работы;
использовать нормативно-правовую документацию, регламентирующую профессиональную деятельность;
вести утвержденную медицинскую документацию, в том числе с использованием информационных технологий;
пользоваться прикладным программным обеспечением в сфере профессиональной деятельности;
применять информационные технологии в профессиональной деятельности (АРМ – автоматизированное рабочее место);
применять методы медицинской статистики, анализировать показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения;
участвовать в защите прав субъектов лечебного процесса.
анализировать кадровую потребность учреждения и формировать коллектив.
знать:
основы современного менеджмента в здравоохранении;
основы организации работы коллектива исполнителей;
принципы делового общения в коллективе;
основные нормативные и правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность;
основные численные методы решения прикладных задач;
основные этапы решения задач с помощью ЭВМ;
программное и аппаратное обеспечение вычислительной техники;
компьютерные сети и сетевые технологии обработки информации;
методы зашиты информации;
основные понятия автоматизированной обработки информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
использование компьютерных технологий в здравоохранении;
демографические проблемы Российской Федерации, региона;
состояние здоровья населения Российской Федерации;
значение мониторинга;
медицинскую статистику;
виды медицинской документации, используемые в профессиональной деятельности;
принципы ведения учета и отчетности в деятельности фельдшера;
функциональные обязанности фельдшера и других работников структурного подразделения;
вопросы экономики, планирования, финансирования здравоохранения;
основы организации лечебно-профилактической помощи населению;
принципы организации оплаты труда медицинского персонала, учреждений здравоохранения;
основные вопросы ценообразования, налогообложения и инвестиционной политики в здравоохранении;
основные вопросы финансирования здравоохранения, страховой медицины;
принципы организации медицинского страхования;
основы организации лечебно-профилактической помощи в условиях ФАПа;
принципы учета и отчетности деятельности ФАПа.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
всего – 480 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 408 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 272 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 136 часов;
производственной практики – 2 недели (72 часа).
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности – организационно-аналитической деятельностью, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


Код
Наименование результата обучения

ПК 6.1.
Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы команды

ПК 6.2.
Планировать свою деятельность на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики и анализировать ее эффективность.

ПК 6.3.
Вести медицинскую документацию

ПК 6.4.
Организовывать и.контролировать выполнение требований противопожарной
безопасности, техники безопасности и охраны труда на ФАПе, в здравпункте промышленных предприятий, детских дошкольных учреждениях, центрах общей врачебной (семейной) практики.

ПК 6.5.
Повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы.

ОК 0.1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 0.2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК.0.3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК.0.4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.0.5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК.0.6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.0.7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК.0.8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК.0.9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК.10.
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.


3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
(если предусмотрена рассредоточенная практика)




Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

ПК.6.2., ПК.6.3.
Раздел 1. Общественное здоровье
30
20
12
*
10


-

ПК.6.1., ПК.6.2., ПК.6.3., ПК. 6,4., ПК.6.5.
Раздел 2. Организационные основы профессиональной деятельности
60
40
18

20


-

ПК.6.1., ПК.6.2., ПК.6.3., ПК.6.5.
Раздел 3. Экономические основы здравоохранения
36
24
12

12


-

ПК.6.1., ПК.6.2., ПК.6.5.
Раздел 4. Основы управления здравоохранением
42
28
12

14


-

ПК.6.2., ПК.6.5.
Раздел 5. Страховая медицина
30
20
12

10


-

ПК.6.1., ПК.6.2., ПК.6.3., ПК. 6,4., ПК.6.5.
Раздел 6. Правовое обеспечение профессиональной деятельности
72
48
24

24


-

ПК.6.2., ПК.6.3.
Раздел 7. Медицинская статистика
33
22
12

11


-

ПК.6.3., ПК.6.5.
Раздел 8. Основы документоведения в здравоохранении
33
22
12

11


-

ПК.6.2., ПК.6.3., ПК.6.5.
Раздел 9. Информационное обеспечение профессиональной деятельности
72
48
24

24


-













Производственная практика (по профилю специальности), часов
72

72



Всего:
480
272
138

136


72
































3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Общественное здоровье
20=8/12


Тема 1.1. Общественное здоровье населения как экономическая категория
Основные понятия здоровья населения.
Индикаторы оценки здоровья населения.
Группы оценки здоровья населения.
2
2
2
2

Тема 1.2. Основные понятия здоровья населения, факторы, определяющие здоровье
Факторы, формирующие здоровье населения.
Основные показатели здоровья населения.
Качество жизни, связанные со здоровьем.
2
3
2

2

Тема 1.3 Медико-социальные аспекты демографии.
Демографические проблемы РФ, региона
Показатели общественного здоровья населения. Заболеваемость населения.
Инвалидность. Физическое развитие. Прогноз.
4



Практические занятия:
12



Анализ и прогнозирование основных показателей общественного здоровья
Анализ источников заболеваемости населения

2
2

Самостоятельная работа при изучении раздела 1.
Составление схем и таблиц; Изучение нормативных документов, Изучение показателей общественного здоровья и заболеваемости. Работа с лекциями, учебниками, справочниками, дополнительной литературой по темам с целью закрепления материала. Составление прогнозов.

10




Тема 2. Организационные основы профессиональной деятельности
40(22/18)


Тема 2.1. Основы организации лечебно-профилактической помощи населению
Основы организации лечебно-профилактической помощи в условиях ФАПа взрослому, детскому и декретированному населению.
Правовое и организационное обеспечение экспертизы временной нетрудоспособности.
Правовое и организационное обеспечение медико-социальной экспертизы
10
2


2

2

Тема 2.2. Место и роль фельдшера в системе здравоохранения
Основы организации лечебно-профилактической помощи в условиях здравпункта , промышленных предприятий, образовательных учреждений, центрах общей врачебной (семейной) практики.
Основы организации оказания неотложной помощи населению
Специальность Лечебное дело, квалификация фельдшер. Сфера профессиональной деятельности. Обязанности. Права. Ответственность.
12







2


2

2


Практические занятия:
18



Организация рабочего места в соответствии со сферой деятельности фельдшера:
- на ФАПе;
- в условиях здравпункта промышленного предприятия;
- в образовательных учреждениях;
- в центрах общей врачебной (семейной) практике.

3

Самостоятельная работа при изучении раздела 2.
Изучение нормативных документов,
Работа с лекциями, учебниками, справочниками, дополнительной литературой по темам с целью закрепления материала
Составление квалификационных характеристик.

20


Раздел 3. Экономические основы здравоохранения
24(12/12)


Тема 3.1. Экономические основы здравоохранения Источники финансирования, планирование в здравоохранении
Здравоохранение как отрасль экономики.
Общественное здоровье как экономическая категория.
4
1
1
1
1
2


Экономические проблемы развития здравоохранения.
Основные источники финансирования.




Планирование в здравоохранении
Основные источники финансирования ФАПа на муниципальном уровне.



Тема 3.2. Рынок медицинских услуг. Особенности услуг в здравоохранении
Услуга в здравоохранении. Виды услуг. Рыночный механизм услуг в здравоохранении.

4
2

Тема 3.3. Анализ экономической деятельности ФАПа, здравпункта образовательных учреждений и производственных предприятий, СМП
Финансовые и материальные ресурсы здравоохранения.
Оплата труда медицинского персонала учреждения здравоохранения. Ценообразование, налогообложение и инвестиционная политика здравоохранения
4
2



1



1


Финансово-хозяйственная деятельность ФАПа, здравпункта образовательных учреждений и производственных предприятий, СМП.
Значение бухгалтерского баланса




Практические занятия:
12



Экономические основы здравоохранения.
Рыночный механизм в здравоохранении.
Анализ экономической деятельности медицинской организации.

3

Самостоятельная работа при изучении раздела 3.
Изучение нормативных документов,
Работа с лекциями, учебниками, справочниками, дополнительной литературой по темам с целью закрепления материала
Изучение финансовых и материальных ресурсов ФАПа, составление схем и таблиц.
Изучение показателей финансово-хозяйственной деятельности ФАПа, составление схем и таблиц.
Составление прогноза основных направлений деятельности ФАПа..

12


Раздел 4. Основы управления здравоохранением
28(16/12)


Тема 4.1. Основы современного менеджмента
в здравоохранении

Предмет, метод и принципы менеджмента. Процесс управления.
4
1

2

2


Основные функции, правила и методы управления.




Характеристика основных функций менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль.



Тема 4.2. Управление как реализация индивидуального стиля руководителя.
Теория лидерства.
4
1
1
1


Модели адаптивного руководства.




Процесс принятия управленческих решений. Внедрение новых форм работы.



Тема 4.3. Кадровая политика и кадровое планирование

Понятие и структура кадровых потребностей.
4
2
2
2

2
2

2


Законы, условия и признаки формирования коллектива.




Основные принципы и способы распределения полномочий.




Теория мотивации.




Принципы и формы делового общения в коллективе.




Законы, условия и признаки формирования коллектива. Организация работы коллектива исполнителей. Преодоление конфликтов.



Тема 4.4. Управление качеством медицинской помощи
Теоретико – методологические основы качества медицинской помощи.
Управление качеством медицинской помощи.
4
2
2
2

2


Контроль качества медицинской помощи
Стратегия повышения качества медицинской помощи




Практические занятия:
12



Принятие управленческих решений

2


Анализ кадровых потребностей учреждений

3


Формирование коллектива

2


Управление качеством медицинской помощи

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 4.
Изучение нормативных документов,
Работа с лекциями, учебниками, справочниками, дополнительной литературой по темам с целью закрепления материала.
Анализ штатного расписания.
Анкетирование персонала, анализ результатов анкетирования
Разработка анкет для пациентов ФАПа
Составление таблицы «Методы мотивации сотрудников в условиях ФАПа»
14


Раздел 5. Страховая медицина.
20(8/12)


Тема.5.1. Нормативно-правовые основы и значение страховой медицины.
Общие вопросы организации и финансирования медицинского страхования.

4
1

Тема 5.2. Виды медицинского страхования
Организационно-правовая основа обязательного медицинского страхования.
4
1

1


Организационно-правовая основа добровольного медицинского страхования.




Практические занятия:
12



Организационно-правовые основы обязательного и добровольного медицинского страхования



Самостоятельная работа при изучении раздела 5.
Изучение нормативных документов,