Вопросы к квалификационному экзамену по профессиональному модулю Методическое обеспечение организации физкультурной и спортивной деятельности


Тема 1. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте
Проблемная ситуация и проблема исследования.
Выбор темы исследования
Объект и предмет научной работы.
Гипотеза исследования.
Задачи исследований, требования к их постановке.
Наиболее распространенные методы исследований в области физической культуры.
Беседа, интервью, анкетирование.
Педагогическое наблюдение.
Метод экспертных оценок
Особенности педагогического эксперимента.
Актуальность темы научной работы - основные критерии определения
актуальности.
Научная новизна и практическая значимость исследования.
Этапы научного исследования (на примере собственной научно-исследовательской работы).
План научно-исследовательской работы (на примере собственной научно-исследовательской работы).
Требования к библиографическому описанию научно-методическойлитературы в списке (книги, монографии, учебник, статьииз журналов и сборников научных трудов, тезисы доклада).
Требования к тезисам доклада и научным статьям, представляемым кпубликации.
Виды научных работ.
Научное исследование в области физической культуры и спорта, отличительные особенности.
Тема 2. Методика спортивной тренировки
Основные понятия и структура курса.
Виды, способы и оценка спортивных соревнований.
Цель, средства и принципы спортивной тренировки.
Основы управления и контроля в спортивной тренировке.
Физическая подготовка спортсмена.
Функциональная подготовка спортсмена.
Техническая подготовка спортсмена.
Тактическая подготовка спортсмена.
Психологическая подготовка спортсмена.
Теоретическая подготовка спортсмена.
Практическая подготовка спортсмена.
Интегральная подготовка спортсмена.
Планирование тренировочного процесса.
Тренировочные микроциклы.
Структура многолетней подготовки в спорте.
Прогнозирование и моделирование в спорте.
Тема 3. Методика физического воспитания
Структура обучения двигательным действиям.
Правила оказания первой медицинской помощи.
Физическое воспитание детей старшего школьного возраста.
Выносливость и методика ее воспитания.
Структура урока по физической культуре.
Этапы процесса обучения двигательным действиям.
Физическое воспитание в пожилом и старшем возрасте.
Методы формирования физической культуры личности.
Средства физической культуры.
Методические основы оздоровительной физической культуры.
Принципы физического воспитания.
Гибкость и методика ее воспитания.
Контроль и учет в процессе физического воспитания.
Планирование процесса физического воспитания в школе.
Тема 4. Валеология
Уровни человеческого организма. Саморегуляция.
Дать характеристику внешней и внутренней среды организма.
Дать определение возрастной периодизации.
Основные составляющие концепции здоровья.
Здоровый образ жизни- главный фактор здоровья.
Принципы мотивации. Мотивы стиля здоровой жизни.
Основные компоненты эмоции, природа эмоций и их функции.
Принципы духовного оздоровления
Значение двигательной активности для организма.
Значение и проблемы питания для организма
Принципы концепции сбалансированного питания
Биоритмы и их биологическое значение для организма.
Общая характеристика суточного биоритма. Типы суточных биоритмов
Виды десинхроноза и его профилактика
Вредные пристрастия и факторы зависимости.
Причины и социальные факторы алкоголизма. Алкоголь и потомство, профилактика».
Дать определение понятий «экология» и «экологическая культура».
Воздух. Газообразные загрязнители. Радиоактивное загрязнение.
Тема 5. Методика спортивной реабилитации
Спортивная реабилитация спортсменов после травм опорно – двигательного аппарата конечностей.
Виды реабилитации.
Адаптация сердечно – сосудистой системы к физическим нагрузкам.
Характеристика физических средств восстановления.
Техника безопасности на занятиях по физической реабилитации.
Физиотерапевтические средства восстановления работоспособности в практике физической культуре и спорта.
Основные принципы реабилитации спортсменов после черепной – мозговых травм.
Основные принципы реабилитации спортсменов после повреждений грудной клетки и позвоночника.
Механизм действия магнитных полей на органы и ткани.
Методы применения аэрозольтерапии.
Тема 6. БЖД в сфере физической культуры и спорта
Первая доврачебная помощь при закрытых травмах.
Действия при пожаре на спортивном объекте.
Правила безопасного поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.
Правила безопасного поведения в плавательном бассейне.
Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в образовательных учреждениях.
Состав аптечки первой помощи для спортивных залов.
Методика испытаний спортивного инвентаря и оборудования для занятий физической культурой.
Содержание вводного инструктажа по технике безопасности по избранному виду спорта.
Содержание инструктажа для учащихся по мерам безопасности на занятиях легкой атлетикой.
Содержание инструктажа для учащихся по мерам безопасности на занятиях гимнастикой.
Содержание инструктажа для учащихся по мерам безопасности на занятиях подвижными играми.
Содержание инструктажа для учащихся по мерам безопасности на занятиях спортивными играми.
Тема 7. Биохимия спорта
Биологическая роль белков. Строение молекул белка.
Строение ферментов и их специфичность.
Строение и биологическая роль АТФ.
Тканевое дыхание и анаэробное окисление.
Общая характеристика углеводов и их классификация.
Биологическая роль и строение глюкозы.
Строение и биологическая роль жиров.
Строение и биологическая роль липоидов.
Строение и обмен нуклеиновых кислот.
Общая характеристика витаминов и их значение.