Пояснительная записка к методическому семинару


Касаткина Ольга Александровна
МБОУ СШ с.п.Селекционной станции
«Реализация проектно-дифференцированного обучения (ПДО)
в предметной области «Технология»»
Актуальность
Развитие современного общества привело к изменению взгляда на роль образования. Его стали напрямую связывать с конкурентоспособностью страны. Во всем мире выросло понимание, что образование создает "человеческий капитал", который в соединении с "физическим капиталом" дает увеличение производительности и качества.
Современное инновационное общество запрашивает человека, владеющего компетенциями инновационной деятельности, в том числе:
способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
способность к критическому мышлению;
способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде;
Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения.
Именно поэтому в ФГОС ООО наравне с требованиями к предметным результатам заложены требования к метапредметным и личностным образовательным результатам. 
В числе ведущих метапредметных образовательных результатов в ФГОС ООО выделено непосредственно формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы. При этом согласно требованию ФГОС в современной школе необходимо организовать освоение обучающимися опыта учебно-исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения всех учебных предметов.
При этом в требованиях к условиям реализации основных образовательных программ всех уровней образования отмечается необходимость обеспечения возможности организации проектно-исследовательской деятельности всех обучающихся в различных предметных областях.
Таким образом требования ФГОС ООО актуализируют не просто введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий, формирующих основы проектной и исследовательской деятельности обучающихся, а реализацию системы формирования проектной компетентности обучающихся.
Проектная компетентность – это способность, готовность и умение обучающегося уверенно, без задержек и трудностей применять в различных учебных ситуациях определенные проектные действия; это демонстрация способности решать различного рода проблемы.
Реализация требований ФГОС ООО в части формирования проектной компетентности как ведущего метапредметного результата, в МБОУ СШ с.п.Селекционной станции обеспечивается через построение образовательной деятельности на основе проектно-дифференцированного обучения (ПДО).
Проектно-дифференцированное обучение (ПДО) представляет собой ориентированную на целенаправленное формирование проектной компетентности школьника дидактическую систему, основанную на сочетании проектной формы учебной деятельности на уроках в процессе изучения всех предметных областей основной школы с проектной деятельностью во внеурочное время, а также на уровневой дифференциации в требованиях к образовательным результатам.
Результат ПДО – сформированность у выпускника 9 класса компетентности в проектной деятельности. Описание проектной компетентности представлено разработчиками идеи проектно-дифференцированного обучения в виде уровневой модели проектной компетентности выпускника основной школы, представляющей собой совокупность критериев и их составляющих на 3 уровнях сформированности (базовый, повышенный, высокий) (таблица 1).
Таблица 1.
Уровневая модель проектной компетентности выпускника основной школы
Составляющие компетентности Критерий (проектные действия)
Способность проектировать
деятельность 1.1.Анализ и обработка информации
1.2.Формулировка проблемы
1.3. Постановка цели проектной деятельности
1.4.Планирование проектной деятельности
1.5.Проектирование проектного продукта
2. Способность организовать и
регулировать проектную деятельность 2.1. Реализация проектной деятельности
2.2. Контроль и коррекция проектной деятельности
2.3. Оценка проектной деятельности
3. Способность применять в проектной деятельности предметные знания и
способы деятельности 3.1. Владение предметным содержанием проекта
3.2. Использование предметных способов действий
4. Способность коммуникативных действий в проектной деятельности 4.1. Организация и планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
4.2. Защита проектного результата
В основании базового уровня достижения планируемых результатов заложена потенциальная возможность их достижения большинством учащихся на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся при условии специальной целенаправленной работы учителя. На повышенном уровне сформированности базовых проектных действий обучающихся представлены планируемые результаты, характеризующие систему самостоятельных проектных и исследовательских учебных действий, выполняемых в условиях распределения обязанностей в групповой проектной деятельности, либо в условиях индивидуального выполнения отдельных проектных заданий с помощью учителя. Высокий уровень сформированности проектной компетентности демонстрируется в индивидуальной проектной деятельности ученика при его возможном обращении к консультации учителя в случае необходимости.
Проблема
Итак, передо мной, как педагогом, реализующим образовательную программу школы, встает вопрос необходимости формирования проектной компетентности у обучающихся через реализацию ПДО во всех предметных областях и отсутствия механизмов и инструментов реализации ПДО на содержании предмета «Технология».
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: Разработать и апробировать методические инструменты реализации проектно-дифференцированного обучения на предметном содержании технологии, обеспечивающие формирование проектной компетентности обучающихся.
Ведущей идеей моего педагогического опыта является убеждение в том, что: целенаправленная системная деятельность , основанная на реализации проектно-дифференцированного обучения на предметном содержании технологии, обеспечит формирование проектной компетентности школьников, как ведущего метапредметного результата. А также будет способствовать достижению планируемого уровня качества обучения по технологии, достижению личностных результатов, включающих:
- повышение познавательного интереса и активности на уроках технологии;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Условия и этапы формирования педагогического опыта
С 2011 года в школе реализовывалась программа ОЭР по теме «Организация проектно-дифференцированного обучения в ОУ» под научным руководством Плетеневой О.В., зав. лабораторией научно-методического обеспечения ПДО ГБОУ ДПО НИРО. В рамках данной работы я вошла в команду педагогов школы, участвующих в разработке ПДО. С 2014 года в режиме реализации программы инновационной деятельности школы по теме «Разработка и апробация методического обеспечения управления ПДО» (научные руководители Плетенева О.В., зав. лабораторией и Белаш Е.А., ст.научный сотрудник лаборатории), я активно занялась разработкой методической системы реализации ПДО при преподавании технологии в 5-7 классах, разработкой и апробацией механизмов и инструментов реализации ПДО.
Следуя за идеей разработчиков системы ПДО, мы выстроили систему деятельности учителя при обучении технологии, следующим образом: (рис.1).

Рис.1
Основным инструментом формирования проектной компетентности школьников в ПДО является проектный модуль по предмету. Проектный модуль - система уроков, построенная в логике развертывания проектной деятельности обучающихся и направленная на овладение ими определенными проектными действиями, составляющими проектную компетентность школьника. Особенности организации деятельности в проектном модуле (рис.2):

Рис.2
Разрабатывая систему проектных модулей по технологии, учитывалась необходимость поэтапного формирования проектных действий у обучающихся.
Этап образова-
тельной деятельности
Основная
педагогическая цель
Основная
педагогическая цель
5 класс:
Модуль «Здоровое питание»
Создать условия для формирования групповых проектных умений под руководством учителя Сформированность проектных действий обучающихся на уровне умений реализации групповой проектной деятельности
6 класс
Модуль «Сервировка стола к обеду»
Создать условия для формирования групповых проектных умений под руководством учителя 7 класс
Модуль «Мучные сладости»
Создать условия для приобретения обучающимися опыта самостоятельной реализации группового проекта по технологии и перехода на демонстрацию умения реализовать индивидуальный проект Сформированность проектных действий на уровне навыка реализации проектной деятельности в совместно-распределительной форме
с переходом на индивидуализацию как демонстрацию достижения повышенного уровня проектной компетентности
достижение планируемогоуровня качества обучения технологии; повышение познавательного интереса и активности на уроках технологии и во внеурочное время.
На этапе выстраивания системы проектных модулей по предмету, учителю важно правильно отобрать предметное содержание. Основным критерием отбора содержания является наличие проблемной ситуации, на основании которой возможно сформулировать проблему. Инструментом решения заявленной проблемы станет разработанный проектный продукт, в основу создания которого ляжет освоенное предметное содержание. Т.е. освоение предметного содержания становится не целью, а средством, необходимым для решения проблемы.
Проблема Целесообразность отбора содержания Проектный продукт
5 Ребята часто нарушают правила питания, так как имеют недостаточно знаний о здоровом питании:
1 группа: не знаем, чем опасны некоторые вкусные, но вредные продукты;
2 группа: не знаем, чем именно полезны некоторые фрукты;
3 группа: недостаточно знаний о гигиене питания Предметное содержание позволяет сформулировать проблему, работа в модуле дает возможность формировать умение вырабатывать критерии к продукту, отработать умение планировать деятельность по реализации цели, формирование рефлексивных умений.
Возможность отработать алгоритм проектной деятельности под руководством учителя.
1 группа: памятка «Опасные продукты».
2 группа: плакат «Фрукты – полезные продукты».
3 группа: презентация на тему «Здоровое питание»
6 Не можем правильно накрыть стол для обеда, т. к. не имеем инструкций с правилами сервировки стола. Предметное содержание позволяет сформулировать проблему, работа в модуле позволяет формировать умение реализовать проектную деятельность в групповой работе при помощи учителя.
Возможность освоить различные способы обработки и представления информации, развивать рефлексивные умения 1. Правила сервировки стола к обеду, оформленные в виде инструкционной карты.
2. Сервировка стола, выполненная с учетом правил.
7 Всем нам хорошо знакомы изделия из теста. В каждой семье есть свои рецепты. Но особенно ценно, когда вкусное блюдо готовиться быстро, и рецепт был под рукой. Существует огромное количество кулинарных книг, но такой, где бы были только проверенные рецепты у нас нет. Предметное содержание позволяет сформулировать проблему, работа в модуле позволяет приобрести опыт групповой работы.
Брошюра проверенных рецептов на тему «Мучные сладости».
Непосредственно выстраивая деятельность в проектном модуле по предмету, учителю важно понимать логику развертывания деятельности в модуле. Итак, работа в модуле организуется в соответствии с этапами проектной деятельности с обязательным наличием промежуточного проектного продукта на каждом этапе (Проектный модуль «Здоровое питание», 5 класс):
Этап проектной деятельности Учебная деятельность
№ Деятельность на уроке Проектный продукт
Актуализация 1-2 Формулируют проблему, цель и задачи проекта.
Проблема: ребята часто нарушают правила питания, так как имеют недостаточно знаний о здоровом питании:
1 группа: не знаем, чем опасны некоторые вкусные, но вредные продукты;
2 группа: не знаем, чем именно полезны некоторые фрукты;
3 группа: недостаточно знаний о гигиене питания
Цель: приобрести новые знания о здоровом питании :1 группа: узнать, чем опасны некоторые вкусные продукты;
2 группа: узнать, чем именно полезны некоторые фрукты;
3 групп: систематизировать и углубить знания о гигиене питания
Разрабатывают образ проектного продукта и критерии его оценки. Сформулирована проблема, цель деятельности.
Определены итоговые продукты и выработаны критерии к ним.
Проблематизация Целеполагание Концептуализация Моделирование Планирование 3-4 1.Планируют деятельность.
2.Выполняют проектные продукты.
3.Готовятся к защите итоговых продуктов. Составлен план деятельности в проекте.
Частично созданы проектные продукты.
Определен порядок защиты проектных продуктов (памятка для защиты).
Реализация
(разработка проектного продукта) –частично, этап реализации учащиеся заканчивают дома Презентация проектного продукта 5-6 Проводят защиту проектных продуктов.
Участвуют в оценке продуктов на основании ранее выработанных критериев.
Оценивают степень реализации цели (решает ли созданный проектный продукт заявленную проблему ).
Проводят рефлексию собственной деятельности в проекте. Выполнена оценка проектных продуктов, а так же работы группы по их защите. Проведена рефлексия.
Оценка Рефлексия Внеурочный проект как инструмент формирования проектной компетентности представляет собой систему целенаправленной учебной (внеурочной) деятельности обучающегося. На уроке происходит запуск проекта (проблемная ситуация – формулировка проблемы), далее во внеурочной деятельности обучающиеся (как правило это группа мотивированных детей) реализуют деятельность по решению выявленной проблемы. Во внеурочном проекте предметное содержание и необходимые для реализации умения выходят за рамки обязательного требования программы. В практике своей работы, я использую механизмы, позволяющие вовлечь обучающихся в проектную деятельность по технологии во внеурочное время. Данную форму организации деятельности обучающихся я использую при подготовке девочек конкурсам, олимпиадам и другим мероприятиям. (Внеурочный проект проект «Подарок маме, 5 класс»).
Результативность реализации ПДО при обучении русскому языку и литературе в 5-7 классах
Анализ результатов апробации разработанной методической системы реализации ПДО в предметной области «Технология» (5 класс), позволяет сделать следующие выводы:
100% обучающихся, участвующих в реализации ПДО демонстрируют уровень сформированности проектной компетентности от минимального (10%) до повышенного (20%). 70% учеников продемонстрировали наличие базового уровня проектной компетентности. 91,6% обучающихся из группы, не участвующих в реализации ПДО, продемонстрировали уровень проектной компетентности ниже базового. Целенаправленная работа позволила изменить стартовый уровень проектной компетентности учеников, участвующих в реализации ПДО: 90% обучающихся достигли базового и повышенного уровня, отсутствуют ученики, демонстрирующие уровень ниже минимального. Достигнут основной ожидаемый результат реализации системы ПДО: демонстрация обучающимися повышенного уровня сформированности проектной компетентности (20%).
Достигнут планируемый уровень качества обучения по предметам: при успеваемости 100% качество по русскому языку- 72%, по литературе – 89%, при планируемом 65% и 85%.
Наблюдается рост количества обучающихся, вовлеченных в проектную деятельность по предметам во внеурочное время, появились победители и призеры конкурсов проектных различных уровней.
Опрос обучающихся на тему «Моё отношение к проектной деятельности» показал интерес учеников к организации учебных занятий в форме проектной деятельности (85%), рост количества обучающихся, осознающих важность изучения русского языка и литературы в школьной программе (85%). От 75% до 100% обучающихся отмечают , что в процессе проектной деятельности они научились планированию и организации собственной деятельности, работать с различными источниками, обрабатывать информацию различными способами, проводить защиту проектного продукта, разрабатывать критерии к проектному продукту.
Литература:
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 8.12.2011 г. № 2227-р.
2. Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. − Режим доступа: http://standart.edu.ru.
4. Проектирование образовательного процесса в проектно-дифференцированном обучении: рабочая программа, учебное занятие, урок: методическое пособие / О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова, М.В. Шуклина. – Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2014.- 172 с5. Проектно-дифференцированное обучение как способ формирования проектной компетентности школьников в условиях реализации требований ФГОС основного общего образования: Сборник методических материалов / Авт.-сост. О.В. Плетенева, В.Я. Бармина, В.В. Целикова, М.В. Шуклина. – М.: ИД «Методист», 2014. – 52 с.
6. Плетенева О.В., Белаш Е.А., Целикова В.В. Организационно-управленческие условия формирования проектной компетентности школьников: Методическое пособие– Нижний Новгород, 2015.- 100 с.