ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)



ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ1. Цели и основные направления инновационного менеджмента.
2. Разработка и внедрение новой продукции.
3. Организационные формы инновационного менеджмента.
4. Управление инновационной деятельностью в фирмах США и Японии.
1. Цели и основные направления инновационного менеджмента.
Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией.
Целью инновационного менеджмента является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях:
разработка и внедрение новой продукции;
модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции;
дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции;
снятие с производства устаревшей продукции.
Главное внимание при разработке технической политики уделяется инновационной деятельности, которая предполагает:
разработку планов и программ инновационной деятельности;
наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрение;
рассмотрение проектов создания новых продуктов;
проведение единой инновационной политики;
обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности и т.д.
Особенностью современного этапа развития инновационной деятельности является образование в крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство.
2. Разработка и внедрение новой продукции
Новым продуктом называется товар с новым наименованием, производство и сбыт которого добавляется к существующему ассортименту (простые усовершенствования существующих изделий сюда не входят).
Цели процесса инновации можно свести к следующим:
нахождение нового технического решения задачи – создания и изобретения;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР);
налаживание серийного производства продукции;
параллельная подготовка и организация сбыта;
внедрение нового товара на рынок;
закрепление на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии повышения конкурентоспособности продукта.
Инновационная деятельность составляет часть маркетинговой деятельности фирмы. Главное в инновационной политике фирмы – формулирование основной цели НИОКР, определение срока их проведения, оценка результатов в виде конкретных практических целей, сокращение сроков внедрения новых продуктов.
Основными этапами процесса инновации является:
систематизация поступающих идей, (сбор информации о технологических изменениях на рынке о нововведениях, о потенциальных возможностях фирмы в отношении разработки и освоения продукции);
отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта (определение возможностей практической реализации идей, соответствие новой продукции имиджу фирмы и стратегии развития);
анализ экономической эффективности нового продукта – разработка программы маркетинга (техническая разработка продукта, определение технико-экономических характеристик продукта, оценка его качества, оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж, анализ и оценка рентабельности и т.д.);
создание нового продукта (разработка конкретной программы развития нового продукта с распределением обязанностей по подразделениям фирмы, определение наименования товара, его товарного знака, оформления, упаковки, маркировки, проверка на экологичность, безопасность, испытание образца и т.д.);
тестирование на рынке (выбор средств и методов рекламы, выбор оптимальных каналов реализации, организация технического обслуживания и т.д.);
принятие решения о внедрении нового изделия в производство на основе программы маркетинга по продукту, которая отражает:
коммерческое обоснование нововведения: объем продаж, рентабельность продукции, степень удовлетворения спроса и потребностей, каналы и методы сбыта и т.д.;
производственные возможности фирмы: использование имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированным персоналом;
финансовые возможности: общая сумма инвестиций в массовое производство и сбыт, источники финансирования, предполагаемые результаты;
соответствие нормативным показателям: стандартам, государственным нормам;
обеспечение патентной защиты нововведения.
В программе маркетинга по новому продукту в качестве важнейшего критерия используется оценка влияния внедрения нового продукта на реализацию целей фирмы в целом, т.е. имеется ввиду объем продаж нового изделия, изменения в реализации других товаров в связи с внедрением нового изделия, оценка времени достижения прибыльности в производстве нового продукта или товара (обычным сроком возмещения затрат на разработку, производство и сбыт нового товара считается пятилетний период).

3. Организационные формы инновационного менеджмента
В современных условиях в крупных фирмах сложились устойчивые механизмы управления научно-технической деятельностью. Сложившаяся в 80-е годы система управления процессом инновации предполагает:
Создание на высшем уровне специализированных подразделений – Советов, Комитетов или рабочих групп по разработке технической политики. Задачей таких подразделений является определение ключевых направлений инновационного процесса и внесение конкретных предложений в Совет директоров для принятия решений. В такие подразделения входят управляющие производственными подразделениями, представители центральных служб, НИОКР и сбытовых служб.
Создание центральных служб развития новых продуктов, которые осуществляют координацию инновационной деятельностью, обеспечивают комплексный подход к такой деятельности (разработку единой технической политики, контроль и координацию инновационной деятельностью, производимой в различных производственных отделениях, а также в других центральных службах).
Создание проектно-целевых групп по проведению научных исследований, разработке и производству новой продукции, т.е. самостоятельных хозяйственных подразделений создаваемых для комплексного осуществления инновационного процесса от идеи до серийного производства конкретного вида изделия или проекта.
Центры развития – новая форма организации инновационного процесса, предполагающая создание хозяйственно самостоятельных подразделений, не связанных с основами сферы деятельности фирмы. Для центров устанавливаются такие показатели хозяйственной деятельности, которые на первом этапе внедрения новой продукции стимулируют расширение объема продаж и способствуют завоеванию рыночных позиций. (Заработная плата зависит от коммерческих результатов деятельности центра, а коммерческий риск и неудачи не влекут за собой административных санкций и штрафов.)
Отделы НИОКР в производственных отделениях в новой системе управления нововведениями играет важную роль, т.к. осуществляют не просто поиск и разработку новых перспективных идей, но и их быстрое доведение до стадии освоения, производства и сбыта.
Венчурные подразделения организуются в крупных компаниях на основе создания собственных фондов “рискового капитала”. Средства венчурных часто вкладываются в небольшие начинающие фирмы, которые затем поглощаются крупными или с ними устанавливаются долгосрочные межфирменные связи.
Специальные централизованные фонды стимулирования нововведений создаются за счет части прибыли компаний и используются на ускорение внедрения новой продукции в серийное производство. (Например, в компании “Дженерал Электрик” за счет централизованных фондов финансируются исследования и разработки, имеющие значение для деятельности всей фирмы. Из этих средств создаются фонды внедрения, которые используются как инвестиции в независимые венчурные фирмы.)Фонды стимулирования нововведений в производственных отделениях создаются для стимулирования НИОКР прикладного характера, связанных с потребностями производственного отделения. Они позволяют отделениям более активно включать научно-технические программы в свои планы.
Консультационные или аналитические группы создаются в крупных компаниях (например “Мицубиси”) – в составе исследователей, управляющих, представителей функциональных подразделений. В их функции входит: прогнозирование развития технологии и спроса на новую продукцию, выбор перспективных идей, определение тематики исследований, координация работы ученых и инженеров, работающих производственных отделениях. То есть они выступают в качестве консультантов по различным вопросам научно-производственной деятельности фирмы.
4. Управление инновационной деятельностью в фирмах США и Японии
Японские компании завоевывают мировой рынок через разработку новых видов продукции. Они придают большое значение творческой разработке новых товаров на основе технологии своей компании и используют комплексный подход к инновационной деятельности.
Важнейшие факторы успеха во внедрении новой продукции у японских компаний:
поддержка высшего руководства компании;
удачная организационная структура - солидный исследовательский потенциал и широкие возможности в области маркетинговой деятельности;
ориентация разработчиков новых идей на потребности рынка как высшего критерия успеха;
поведение людей, участвующих в разработке новых изделий;
степень новизны, уникальность новой продукции.
Американские компании до недавнего времени ограничивались в выборе направлений НИОКР, хотя имели мощную научно-исследовательскую базу. В настоящее время проведена реорганизация структуры управления, которая ориентировалась на новые формы организаций разработки новых идей (моделей) и на создание новой системы сквозного управления, которая предполагает развитие горизонтальных взаимосвязей между подразделениями, перестройку сбытовой сети, введение новых принципов в систему оплаты труда и стимулирования персонала.