Программа по русскому языку Учись писать грамотно

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР

Директор МБОУ СОШ №14

_______________С.А. Горбунова

______________ И.Н. Ротару

« » августа 2015 г.

« »__________2015г.



Программа по русскому языку

«Учись писать грамотно»

Наименование курса___Русский язык_________________________

Уровень общего образования (класс)____7_____________________

Количество часов: всего_56___в год; в неделю 2__часа

Срок реализации __1 год____________________________________

Учитель__Горбунова Светлана Александровна__________________



















Уфа-2015
 Пояснительная записка
Программа курса «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и рассчитана на учащихся 7-8 классов.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА:
Обобщить и углубить полученные ранее  знания по правописанию; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи; обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе. Известно, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и деепричастных оборотов. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7-го класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа элективного курса «Учись писать грамотно».
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли причастия в словосочетании; о правиле написания Н, НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов, и т.д.). Учить учащихся  давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.
Программа курса состоит из трех разделов (блоков). Каждый раздел рассчитан на 18 часов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по орфографии, где особое внимание уделяется трудным случаям правописания. В этот раздел вошли темы, изученные в 5-6 классах. Во втором разделе – материал, изученный в 7 классе.
Во третьем  блоке рассматривается материал по синтаксису и пунктуации и предусмотрена работа по предупреждению стилистических и речевых ошибок: разъясняются типы ошибок, причины их возникновения. Это тема 8 класса.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра, тестирование.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном  сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, лабораторные занятия, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.
При оценивании письменных  работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».
На заключительном занятии подводятся итоги изучения элективного курса (по разделам). Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга (по балльной системе).
 АКТУАЛЬНОСТЬ
Программа курса «Учись писать грамотно» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.






Тематическое планирование

Программа курса
Кол-во
часов
Содержание занятия


Введение. Основные принципы русской орфографии
1
 Беседа. Правила написания


Фонетический принцип
1
 Выполнение фонетического разбора слов


Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа.
1
Выполнение морфемного разбора слов


Морфемный принцип. Образцы морфемного анализа.
1
 Выполнение морфемного разбора слов


Правописание безударных гласных в корне слова
1
1) Проверяемые ударением
2) Непроверяемые ударением



Правописание безударных гласных в корне слова
1
3) Чередующиеся гласные в корне слова


Правописание безударных гласных в корне слова
1
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-)


Правописание безударных гласных в корне слова
1
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-)


Правописание безударных гласных в корне слова
1
Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-)


Трудные темы орфографии. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ
1
1) Основные значения приставок пре-при
2) Употребление приставок пре-при с одним и тем же корнем


Трудные темы орфографии. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ
Контрольный словарный диктант.
1
3) Слова-исключения
4) Иностранные слова с формантом пре/при


Правописание О-Ё-Е после шипящих
1
1) О-Ё-Е в корне



Правописание О-Ё-Е после шипящих
1
2) О-Ё-Е в суффиксах и окончаниях


Правописание О-Ё-Е после шипящих
1
3) Слова с чередующейся гласной в корнях жог/жег


И-Ы после Ц
1
1) И-Ы в корне
2) И-Ы в окончаниях и в суффиксах  притяжательных прилагательных


Правописание сложных слов
1
1) Соединительные гласные О-Е
2) Сложносокращенные слова



Правописание сложных слов
1
3) Дефис в сложных прилагательных и наречиях


Слитно, раздельно, через дефис
1
Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных


Слитно, раздельно, через дефис
1
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами


Слитно, раздельно, через дефис

Слитное написание приставки НЕДО- со словами.


Разделительные Ъ и Ь. Тест
1
1) Ь для обозначения мягкости
2) Ъ и Ь в корне и после приставок
3) Слова-исключения


Склонение количественных числительных
1
1) Склонение количественных числительных


Склонение количественных числительных
1
2) Склонение дробных и собирательных числительных


Правописание неопределенных и отрицательных местоимений
1
1) Неопределенные местоимения
2) НЕ-НИ в местоимениях


Правописание неопределенных и отрицательных местоимений

3) Указательные местоимения.
4) Местоимения НЕКТО, НЕЧТО


Контрольное тестирование
1
Проверка знаний и умений учащихся.


Правописание личных окончаний глаголов. Тест.
1
1) Морфологические признаки глагола
2) 1и 2 спряжение глаголов.


Правописание личных окончаний глаголов. Тест.
1
3) Суффиксы и окончания глаголов в изъявительном и повелительном наклонении.
4) Ь в инфинитиве, во 2 лице, в повелительном наклонении.


Правописание суффиксов причастий
1
1) Действительные и страдательные причастия настоящего времени.


Причастный оборот
1
Выделение причастного оборота на письме


Синтаксический разбор предложений
1
Синтаксический разбор предложений


Деепричастие
1
Выделение деепричастия, деепричастного оборота на письме


Правописание Н и НН в разных частях речи
1
1) В прилагательных



Правописание Н и НН в разных частях речи
1
2) В причастиях и отглагольных прилагательных



Правописание Н и НН в разных частях речи
1
3) В наречиях
4) Слова-исключения


Правописание частицы НЕ со всеми частями речи
1
1) НЕ с существительными, прилагательными, наречиями


Правописание частицы НЕ со всеми частями речи
1
2) НЕ с глаголом и глагольными формами.


Правописание частицы НЕ со всеми частями речи
1
3) Примечание.


Частицы НЕ и НИ.
1
 Употребление


Правописание наречий. Тест.
1
1) Алгоритм формально-логических показателей правописания наречий, наречных сочетаний и сочетание предлога с существительным.


Правописание наречий
1
2) Наречия и омонимичные сочетания слов


Правописание наречий. Тест.
1
3) Наречия и краткие прилагательные с предлогами
4) Наречия и местоимения с предлогами


Категория состояния
1
Определение категории состояния


Служебные части речи и междометия
1
1) Правописание через дефис частиц
2) Правописание производных предлогов



Служебные части речи и междометия
1
3) Правописание  союзов


Сочинение на лингвистическую тему. Зачет (письменный)
1
Развитие речи учащихся.


Работа с текстом
1
Стили речи


Классификация ошибок.
1
1) Речевые ошибки и недочеты.


Классификация ошибок.

2) Грамматические ошибки.
3) Логические ошибки.


Синтаксический разбор предложения
1
 Синтаксический разбор предложения


Изложение
1
Изложение


Морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола
1
Морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола


Морфологический разор причастия, деепричастия, наречия
1
Морфологический разор причастия, деепричастия, наречия


Морфологический разбор категории состояния, служебных частей речи
1
Морфологический разбор категории состояния, служебных частей речи


Итоговое занятие. Зачет
 1
Тест


Анализ типичных ошибок
1
Анализ типичных ошибок


15