Программа по художественно-эстетическому воспитанию учащихся. «Мир- спасет красота».

Наименование
программы
Программа по художественно-эстетическому воспитанию учащихся.
«Мир- спасет красота».

Основания для
разработки программы
1. Система работы по художественно-эстетическому воспитании;
2. Осуществление межпредметных связей в художественно-эстетическом воспитании учащихся;
3. Использование природного окружения и других пространств в образовательных целях;
4. Взаимодействие образовательного учреждения с общественными организациями;
5. Организация практической деятельности школьников по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.
6. Разработка и реализация спецпроектов с привлечением родителей и общественности
7. Проведение регулярных тематических мероприятий

Разработчик Воспитатель КС «К» ОУ «Калининская
программы специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-
интернат» Воинова Е.С.

Цель программы 1  воспитание гармоничной личности ребёнка
2  воспитание ценностного отношения к искусству,
эстетического вкуса

Задачи программы 1.  формирование образного мира ребёнка,
2. приобщение школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
3. развитие интуиции с творческой интеллектуальной деятельностью, способность понимать и ценить прекрасное.
4.  использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;
5. обучение этическим нормам и правилам
6. привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями

Сроки реализации на 2014-2016 учебный год
программы

Перечень приоритетных 1. Индивидуальная работа с учащимися
мероприятий 2. Проведение классных часов
3. Внеклассные мероприятия: предметные
кружки, конкурсы сказок, стихотворений,
рисунков; выставка поделок; смотр художест-
венной самодеятельности; спортивные
кружки (теннис, шашки); проведение
информационных часов; участие в
соревнованиях, проводимых в классе
4. Внешкольные мероприятия, проводимые в
районе: конкурс рисунков, выставка поделок,
смотр художественной самодеятельности

Объемы и источники Государственное обеспечение
финансирования

Ожидаемые результаты 1  создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка,
2  организация взаимосвязи искусства и учебных предметов, направленная на обеспечение целостного художественно-творческого развития школьников.
Мы считаем, что жизнь детей в школе должна быть яркой, красочной, эмоциональной, что детей должны окружать музыка, произведения искусства, цветы. Важно, чтобы дети были включены в этот процесс, были активными участниками. Необходимо, чтобы все пели, все танцевали, создавали произведения искусства (пусть не шедевры).









«Чтобы воспитать человека чувствующим
и думающим, его следует, прежде всего,
воспитать эстетически»
(Ф. Шиллер)
Пояснительная записка.
Здоровье, Семья, Отечество, Культура, Человек, Труд, Природа - это общечеловеческие ценности, которые являются основой воспитательного процесса.
Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Задача педагога - помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к ее мировым сокровищам. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность.
Художественно-эстетическое образование и воспитание – одно из ведущих путей гуманизации воспитания. Важность и значимость художественно-эстетического образования и воспитания школьника особенно актуальна в наше время, когда нигилизм, товарно-рыночная психология, псевдокультурная продукция отодвинули истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы, зомбируют умы школьников низкопробными, развращающими, низменными потребностями, когда ценность заменяется ценой, а грубая сила, изворотливость и ложь становятся "достоинствами".
Задача художественно-эстетического образования в школе - развивающее обучение, оно рассматривается не в свете достижения престижных образцов, а сточки зрения творческой самореализации учащихся.
Искусство в школе - это не только комплекс отдельных дисциплин, но и художественная, творческая деятельность учащихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика.
Учебная, воспитательная и художественно-эстетическая работа школы представляет собой единый, неразрывный процесс. Такое взаимодействие составляющих элементов работы школы базируется на убеждённости педагогического коллектива в огромной воспитательной роли искусства, в его благотворном влиянии на учебно-воспитательный процесс в школе.
Основная направленность работы преподавателей по художественно-эстетическому образованию и воспитанию - предоставление разнообразных возможностей для раскрытия природных задатков и способностей ребёнка (в театрализованных постановках, рисовании, пении, танцах и др.) - формирование творческой личности, что является конечной целью работы всей школы.
Особенностью внеклассной работы является её добровольность. И чем интереснее, содержательней и разнообразнее форма внеклассной работы, тем больше школьников становятся её участниками.
Целью Программы - является воспитание гармоничной личности ребёнка,
воспитание ценностного отношения к искусству,
эстетического вкуса.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
-  формирование образного мира ребёнка;
-  приобщение школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
- развитие интуиции с творческой интеллектуальной деятельностью, способность понимать и ценить прекрасное;
-  использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;
-  обучение этическим нормам и правилам.
-  привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями
- развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2 ближайших года. Она определяет содержание и основные пути развития системы художественно-эстетического воспитания школьников, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее становление нравственной, духовной, свободной и творческой личности; воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса, приобщение к культуре, развитие умения видеть и ценить прекрасное, обучение этическим нормам и правилам.
Программа реализуется в три этапа:
1.  диагностико-проектный - 2014 учебный год
2.  содержательно-деятельностный – 2014-2015учебный год
3.  рефлексивный – 2015-2016 учебный год
Содержание деятельности на каждом этапе:
1.  Диагностико-проектный:
·  обобщение опыта школы в организации художественно-эстетического воспитания;
·  проведение рейтинга внеклассных мероприятий
·  разработка групповых проектов по развитию отдельных аспектов художественно-эстетического воспитания отдельными классами, внешкольными объединениями и т. п.;
·  сбор информации о численном составе учащихся, занимающихся в кружках художественно-эстетического направления и кружка ДК.
2.  Содержательно-деятельностный:
·  реализация комплекса проектов – как вновь созданных, так и традиционных как внутри, так и внешкольных.
3.  Рефлексивный:
·  выявление результативности реализуемых программ (общешкольной программы и программ классных коллективов) посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.
Основные направления реализации Программы
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват художественно-эстетическим воспитанием всех учащихся школы – с 8 по 9 –ый класс.
·  Развитие форм и методов художественно-эстетического воспитания на основе новых информационных технологий для совершенствования процесса художественно-эстетического воспитания.
·  Развитие методических основ художественно-эстетического воспитания предусматривает:
Ш  разработка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по проблемам
формирования нравственной, духовной и творческой личности
и приобщению школьников к ценностям культуры, искусства и
лучшим образцам народного творчества;
Ш  изучение и обобщение педагогического опыта в области
художественно-эстетического воспитания для его внедрения в
практику.
·  Координация деятельности основного, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], внеклассной деятельности и работы общественных организаций в интересах художественно-эстетического воспитания.
Участие классных коллективов в программе
Каждый классный коллектив конкретизирует данную программу. Исходя из особенностей жизни и традиций класса, интересов и возможностей школьников и их родителей, в каждом классе разрабатывается своя собственная система дел по ее реализации.
В школе уже сложилась система КТД. Коллективные творческие дела - это и труд, и общение, и искусство, и различные формы досуговой деятельности. Эти дела вносят в жизнь школы определенный ритм и упорядоченность; праздники знаний активизируют деятельность интеллектуалов школы, фестивали искусств - удовлетворяют детскую потребность в сценическом самовыражении. От педагогов во время проведения КТД требуется умелое и тактичное соучастие.
Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и сплачивает классные коллективы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
Принципы художественно-эстетической деятельности
1.  Принцип развития
2.  Принцип индивидуальности
3.  Принцип творчества и успеха
4.  Принцип поддержки и доверия
5.  Принцип ответственности
Социокультурная среда – единое пространство по художественно-эстетическому воспитанию.




















 











Калейдоскоп
возможных форм работы с детьми
Праздники:
- праздник «День знаний»
- праздник «День учителя»
- праздник «День матери»
-новогоднее представление у елки
- День защитника Отечества
- праздник «8 Марта»
- неделя здоровья
- праздник «День Победы»
- праздник последнего звонка
Устные журналы:
·  «Очевидное - невероятное».
·  «Моя родословная».
·  «Семейные традиции».
Диспуты:
·  «Можно ли изменить свой характер?».
·  «Что значит владеть собой?».
·  «Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?».
·  «Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективистом?».
·  «Можно ли стать красивым?».
·  «Что такое духовность человека?».
·  «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».
·  «Сеющий неправду пожнет беду».
·  «Разумное и нравственное всегда совпадают».
·  «Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?».
·  «Надо ли любить всех?».
Игры:
·  «Добро пожаловать!» .
·  «Школа, которую мы строим».
·  «Тайны вокруг нас».
·  «По каким правилам мы живем?».
·  «Твои гражданские права».
Вечера:
·  «Молодость наших бабушек».
·  «Орден твоего деда».
·  «Моя малая Родина».
Викторины:
·  «Классики литературы о добре и зле».
·  «Новогодняя. По странам и континентам».
·  «Братья наши меньшие».
Беседы:
·  «Расскажи мне обо мне».
·  «Как изучить самого себя».
·  «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?».
·  «Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них».
·  «Расскажи мне о себе».
·  «В дружбе - сила».
·  «Чтобы иметь друга, надо быть им».
Выставки поделок:
·  «Праздник Урожая».
·  «Наша лучшая кормушка».
Встречи с интересными людьми:
·  «Встреча с ветеранами педагогического труда».
·  «Моя родословная».
Игры-путешествия:
·  «Имена путешественников на карте нашей страны».
·  «По маршрутам Колумба».
·  «Доброе утро, ветеран».
·  «Праздничный сюрприз».
·  «Подарок моим друзьям».
·  «Снежная сказка» (для малышей).
Ожидаемые результаты
Воспитывая красотой, мы учим детей тонким наблюдениям, глубокому проникновению в мир искусства, воспитываем стремление своими руками творить прекрасное вокруг себя. Главное здесь - создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка, создание взаимосвязи искусства и учебных предметов, направленной на обеспечение целостного художественно-творческого развития школьников. Мы считаем, что жизнь детей в школе должна быть яркой, красочной, эмоциональной, что детей должны окружать музыка, произведения искусства, цветы. Важно, чтобы дети были включены в этот процесс, были активными участниками. Необходимо, чтобы все пели, все танцевали, создавали произведения искусства (пусть не шедевры). Занятия вокалом, театром, танцами, ИЗО должны стать для школьников средством самовыражения, самоутверждения. Концерты и фестивали искусства и литературные салоны, музыкальные гостиные и выставки рисунков, фото, изящных поделок, должны стать в школе традиционными.








13PAGE 15






Рисунок 2Рисунок 4 Заголовок 115