Проект в рамках Всероссийской национальной образовательной программы «Гимназический союз России» Инновационные методы и приемы преподавания иностранного языка: теория, практика. «Формирующее оценивание»

Введение в тему, раскрытие понятия формирующее оценивание.
Сущность формирующего оценивания
«Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений.
Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».
Фишман И.С., Голуб Г.Б.
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения.
Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

Результатами применения формирующего оценивание является:
обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,
максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,
формирование оценочной самостоятельности учащихся,
формирование адекватной самооценки.

Формирующее оценивание позволяет учителю:
четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.

Формирующее оценивание для обучающихся:
может помогать видеть ошибки
может помогать понять, что важно
может помогать понять, что у них получается
может помогать обнаруживать, что они не знают
может помогать обнаруживать, что они не умеют делать

Оценивание: современные тенденции
От
К

Письменные работы, закрытый экзамен
Открытый экзамен, проекты

Оценивание преподавателем, тьютором
Оценивание при участие обучающихся

Имплицитные (неявные) критерии оценки
Эксплицитные (явные) критерии оценки

Конкуренция
Сотрудничество

Оценка результата
Оценка процесса

Цели и задачи
Учебные результаты

Оценивание знаний
Оценивание умений, способностей, компетенций

Тестирование памяти
Оценивание понимания, интерпретации, применения, анализа, синтеза

Оценивание курса
Оценивание модуля

Итоговое, суммарное оценивание
Формирующее, развивающее оценивание

Приоритетность оценки
Приоритетность учения


В современной дидактике выделяется два базовых вида оценивания: внешнее (суммирующее, стандартизированное) оценивание и внутреннее (формирующее) оценивание.
Внешним первый вид оценивания называется потому, что всегда производится субъектом, непосредственно не участвующим в процессе обучения, не включенным в процесс подготовки к проводимому тестированию, то есть внешним по отношению к образовательному процессу. Также данный способ оценивания предполагает сравнение одного ученика с другим, но не посредством сравнения работ этих учащихся, а путем сравнения каждой работы с эталоном.
При таком способе оценивания крайне важно, чтобы все учащиеся находились в равных условиях. Для обеспечения подобных условий разработчик дает специальные указания по проведению и способам интерпретации результата. Яркими примерами подобного вида оценивания являются на сегодняшний день ОГЭ и ЕГЭ, различные мониторинги на ступенях общего образования, годовые контрольные работы, контрольные работы по итогам изучения конкретной темы и т.д. Внутреннее (формирующее) оценивание предполагает оценку достижений обучающихся совместно с учителем, который их обучает, то есть человеком, находящимся внутри процесса обучения. Этот способ нацелен на определение индивидуальных достижений каждого обучающегося и не предполагает, как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения конкретных школьников. Специалисты Центра Педагогических Инноваций в образовании рассматривают формирующее оценивание как существенный элемент образовательных реформ, направленных на повышение учебных достижение обучающихся, обеспечение равенства в обучении и поддержку образования, цель которого «научить учиться» (learning to learn). Они определяют formativ assessment (формирующее оценивание) как интерактивное оценивание состояния и прогресса учащихся, нацеленное на выявление учебных потребностей и формирование отвечающего им преподавания. Формирующее оценивание собирает информацию, на основании которой осуществляется коррекция или улучшение учебного процесса. Это принципиально отличает его от Summative assessment (внешнего, суммирующего оценивания), цель которого определить и представить итоговые показатели достижений учеников. Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагностировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии, и если данные окажутся неудовлетворительными, на основе полученной информации внести в него необходимые изменения. Его цель состоит в совершенствовании качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения.
Базовыми принципами формирующего оценивания, по мнению М.А. Пинской, одного из разработчиков практического руководства для учителей по внедрению формирующего оценивания в образовательную практику в нашей стране являются:
Центрированность на ученике. Это оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно даёт учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.
Направляемость учителем. Это оценивание предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.
Разносторонняя результативность. Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.
Учителя работают более концентрированно, ведь они постоянно спрашивают себя: «Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; «Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; «Как я могу помочь им учиться лучше?». Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.
Влияние на учебный процесс. Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно не привязано к какой-то конкретной балльной шкале, может быть анонимным. Оценивание говорит учителю, достиг ли он пункта назначения или нет, и надо ли продвигаться к нему по-другому. Эта «дорожная карта» обеспечивает детальную разработку направления и всех действий, которые нужно совершить согласно указателям по ходу пути.
Определенность контекстом. Это оценивание должно конкретизироваться особенностями класса и изучаемой дисциплиной, а также личными предпочтениями педагога. То, что хорошо работает в одном классе, необязательно подойдёт для другого.
Непрерывность. Формирующее оценивание – процесс, который запускает механизм обратной связи и поддерживает его в постоянно действующем состоянии. Используя широкий набор простых техник, которые можно легко и быстро освоить, учитель организует обратную связь. Для того, чтобы проверить, насколько эти техники оказались полезны, проводит новое оценивание. Если этот подход интегрируется в ежедневную учебную работу, проходящую в классе, коммуникационный механизм, связывающий учителя с учениками и учение с преподаванием, становится более действенным и эффективным.
Опора на качественное преподавание. Формирующее оценивание должно основываться на высоком профессионализме педагога. Учитель активно задаёт ученикам вопросы, отвечает на те вопросы, которые возникают у них, наблюдает за их поведением, выражением их лиц, включив механизм обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики. На основании этой информации выявляет проблемы и корректирует образовательные действия ученика, помогая ему продвинуться в наиболее актуальном направлении. Формирующее оценивание даёт возможность естественным образом интегрировать оценивание в традиционные процессы преподавания и учения, происходящие в классе.

Итак, подводя предварительную черту, ответим на первый вопрос: Что такое формирующее оценивание или оценивание для обучения?
1. Оценивание это больше, чем маркировка.
Оценивание – это механизм, обеспечивающий преподавателя информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать преподавание, находить наиболее эффективные методы обучения, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение.
2. Оценивание – это обратная связь
Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени преподаватель реализовал поставленные учебные цели. Но в полную силу возможности оценивания реализуются только, если оно используется для того, чтобы дать ученикам обратную связь. А чтобы эта обратная связь сработала на повышение качества учения (learning), необходимо не только определить, на каком уровне ученики должны владеть содержанием курса к его окончанию, но и до какой степени они осваивают его по ходу курса.
3. Оценивание направляет учение
Написав тесты, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, пройдя тот или иной курс. Традиционные техники тестирования, как правило, проверяют, знают ли ученики конкретные факты и могут ли решать задачи по определённому алгоритму, – это создаёт у учеников представление, что именно такой род знаний является наиболее ценным.

Знакомство с основными методами и приемамми формирующего оценивания
Методы и приемы формирующего оценивания
Определив подход к проведению формирующего оценивания, учителю надо выбрать те его методы и приемы, которые необходимы ему исходя из поставленных целей. Существует несколько групп методов и приемов формирующего оценивания. По цели оценивания все методы и приемы можно разделить на две группы: оценивающие результат и оценивающие метапознавательный процесс. По времени проведения: регулярно используемы в течение образовательного процесса (урока), используемые после прохождения определенного блока (темы, правила и т.д.). По возможности использования: универсальные (оценивающие предметные и метапредметные результаты), предметные (оценивающие только предметные результаты). При этом предметные методы и приемы оценивания также могут подразделяться на универсальные предметные (используемые на всех предметах) и частные (используемые на отдельных предметах). С точки зрения участников оценивания методы и приемы формирующего оценивания также можно разделить на несколько групп: 1 группа – оценивание
производится только учителем, 2 – самооценивание, 3 – взаимооценивание, 4 – комбинированное оценивание.

Техники (инструменты):
Портфолио
Дневники планирования
Характеристики
Ментальные карты
Рубрики
Листы самооценивания
Составление тестов
Мини обзор
Оценивание по результату
Опросник: установки и отношения
Недельные отчёты

Оценочные техники для формирующего оценивания
Основные техники, обеспечивающие эффективную обратную связь для преподавателя и учеников Название:
Описание:
Что делать с полученными данными:
Временные затраты

Мини (минутный) обзор
.В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался
наименее ясным?» Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе.

Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников.
Подготовка: небольшое
В классе: небольшое
Анализ: небольшое

Цепочка заметок
.Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос, по поводу происходящего на уроке. Получив конверт, ученик находит момент, пишет ответ и кладёт его в конверт.
Просмотрев все ответы надо определить наилучшие критерии для категоризации ответов, для того, чтобы выделить определённые паттерны ответов. Обсуждение этих паттернов с учениками может улучшить преподавание и учение.
Подготовка: небольшое
В классе: небольшое
Анализ: небольшое

Матрица запоминания
Ученики заполняют клетки диаграммы, которая имеет два измерения или две оси, обозначенные определённым образом учителем. Например, для музыкального курса это будет название стиля (Барокко, классицизм) и страны (германия, Франция и др.). И ученики помещают в нужную клетку разных композиторов, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия.
Определить количество правильных и неправильных ответов для каждой клетки. Проанализировать разницу между шкалами и клетками и внутри каждой шкалы и клетки. Выделить образцы ошибочных ответов и подумать о возможной причине.
Подготовка: среднее
В классе: среднее
Анализ: среднее

Направленная расшифровка
Ученики пишут «перевод» с позиции неспециалиста (дают расшифровку) чего-либо, что они только что изучали, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий.
Категоризировать ответы в соответствии с характеристиками, которые кажутся наиболее важными. Анализировать ответы как внутри одной категории, так и в разных, выявляя таким образом возникшие у них проблемы.
Подготовка: небольшое
В классе: среднее
Анализ: среднее

Саммари в одном предложении
Ученики делают саммари изученной темы, в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Кто сделал, что, кому, когда, как, почему?» Задача – требуется отбирать только чёткие характеристики для
каждого пункта.

Оценить качество каждого саммари быстро и в целом. Отметить идентифицируют ли ученики основные понятия пройденного материала и их взаимосвязи. Поделиться наблюдениями с
учениками.

Подготовка: небольшое
В классе: среднее
Анализ: среднее

Оценка экзамена учениками
Выберите тот тип теста, который собираетесь использовать неоднократно или тот, который существенно влияет на достижения учеников. Придумайте несколько вопросов, которые оценивают качество теста. Присовокупите его к тем, на которые ученики будут отвечать, выполняя тест.
Постараться различить комментарии учеников относительно справедливости ваших оценок от тех, которые характеризуют справедливость теста как инструмента оценивания.
Подготовка: небольшое
В классе: небольшое
Анализ: среднее

Карты приложения
После преподавания важной теории, принципа или процедуры попросите учеников написать, по крайней мере, один вариант реального приложения того, что они только что изучили, для того, чтобы определить насколько они способны к переносу знаний.
Быстро просмотреть все предложения и категоризовать их в соответствии с их качеством. Подобрать широкий ассортимент примеров и представить классу.
Подготовка: небольшое
В классе: небольшое
Анализ: среднее

Тестовые вопросы, составленные учениками
Позвольте ученикам написать по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. Это позволит им оценить пройденную тему, отрефлектировать, что они поняли и какие вопросы подходят для теста.
Оценить качество вопросов, взять наиболее интересные за основу и организовать обсуждение в классе. Можно также использовать вопросы для экзамена, предварительно их обработав.
Подготовка: среднее
В классе: значительное
Анализ: значительное (возможно в виде домашнего задания)




Рефлексивные оценочные техники (опросники, оценочные рубрики, рефлексия, саморефлексия и др.).
Оценочная техника – саморефлексия позволяет учащимся, выступавшим с докладом, самостоятельно определить:
что заинтересовало;
что вызвало трудности;
почему было трудно;
что получилось («Чем гордитесь?»);
что не получилось.

Педагогики делятся с нами – какими метдами и техниками пользуются они (возможно новые), затем мы добавляем еще несколько известных нам техник (они написаны ниже).


Перечислим техники, позволяющие оценить знания студентов на старте обучения:
Associations: учащиеся пишут свои ассоциации с названием темы на небольшом листе бумаги. Ответы эти могу быть анонимными, обсуждаться или могут быть вывешены на всеобщее обозрение;
Corners: учитель предлагает вопрос и четыре вероятных ответа на него располагает по углам комнаты. Ученики встают рядом с ответом, который кажется им правильным, и в группе разрабатывают аргументацию, доказывающую их точку зрения;
Sorting: ученики пишут на карточках слова, ассоциируемые с разными темами, затем распределяют их по темам в группах.
Know-Want to Learn-Learned: учащиеся заполняют таблицу Знаю-Интересуюсь-Узнал, в первом столбце записывая то, что они знают по теме, во втором – что хотели бы узнать, в третьем – по прохождении темы отмечают, были ли выяснены интересовавшие моменты.
Обучение – нелинейный процесс, поэтому необходим его постоянный мониторинг. Оценка в процессе обучения позволяет подстроить учебный процесс под нужды и возможности учащихся. Обратимся к техникам формирующего оценивания, позволяющим держать руку на пульсе класса:
Quick Pulse: в любой момент преподаватель останавливает урок и задает вопрос на понимание.
Voting: педагог задает вопрос, на который можно ответить «да» или «нет». Студенты голосуют карточками противоположных цветов или заранее согласованными движениями.
Fingers up: Ученики оценивают степень понимания темы по пятибалльной шкале, поднимая соответствующее количество пальцев.
Graphics: учащиеся упорядочивают знания по теме, используя графические способы организации материала, такие как ментальные карты, диаграммы Венна, графики или таблицы.
Каковы же преимущества формирующего оценивания после изучения темы? Во-первых, это шанс выявить и устранить пробелы, во-вторых, возможность рефлексии и развития навыков критического мышления. К техникам формирующей оценки, используемым по завершении обучения, могут быть отнесены:
Ball Toss: учитель кидает мяч и задает вопрос. Ученик, поймавший мяч, отвечает на вопрос и задает свой. Если же данный учащийся ответить на вопрос не может, он передает мяч другому ученику.
Question and Answer Mix-up: учащиеся пишут вопрос и ответ на него на разных карточках, учитель проверяет грамотность, карточки с ответами распределяются среди студентов. Ученик задает свой вопрос, студент, который имеет карточку с ответом на этот вопрос, поднимает ее и зачитывает ответ.
Grab bag: учащиеся пишут на листе бумаги вопрос/ предложение для перифраза/ дефиницию и складывают карточки в мешок; студенты достают карточки по-очереди и выполняют задание.
К техникам формирующей оценки, применяемым на любой ступени обучения, можно отнести взаимо- и самооценку. Учащиеся, вовлеченные в взаимо- и самооценку, демонстрируют больший интерес к предмету и самостоятельность в обучении. Способность критически оценивать себя и других является важным навыком, которым должен обладать современный человек.
Методами формирующей оценки традиционный пересказ можно организовать в русле взаимооценки. Каждому учащемуся выдается контрольный лист взаимооценки пересказа, работа организуется в парах. При прослушивании партнера ученик записывает, какие элементы активной лексики были употреблены, грамматические ошибки совершены, отмечает примерный объем выступления. Роль учителя состоит в мониторинге с целью проследить объективность взаимооценки. Экономия учебного времени и возможность вовлечения всех учащихся, а также взаимообучение могут быть перечислены как достоинства данного приема формирующей оценки. Подобная тактика может быть перенесена на оценку, например, техники чтения или других видов монологического высказывания, главное, перед учащимися должны быть четкие и всеобъемлющие критерии оценивания, которые могут быть выработаны самостоятельно учителем или в совместной дискуссии с учениками.
Четкие критерии оценки будут решающими и в случае самооценки учащихся. Незадолго до конца урока учащиеся заполняют анкету, в которой вспоминают этапы урока, анализируют свою активность во время фронтальной, групповой и парной работы, взаимодействие со сверстниками, качество выполнения домашнего задания, прогнозируют, что необходимо изменить в поведении на следующем уроке. Выявляется, что осталось неясным и что хотелось уяснить глубже. Для учителя подобная рефлексия является индикатором того, какие педагогические действия необходимо предпринять на следующем уроке. Рефлексируя свою деятельность, ученик сам выставляет себе оценку за работу на уроке. Если оценка неадекватна, учитель проводит с учеником беседу с целью корректировки самооценки.
Самооценка и взаимооценка могут быть также использованы при проверке домашнего задания и небольших проверочных диктантов.
Стоит отметить, что умению критически оценивать себя и других и давать обратную связь необходимо обучать. Для этой цели можно воспользоваться заданием под названием Stars and Wishes. Оценивая работу одноклассника, учащиеся отмечают две удачные стороны и оставляют одно пожелание.
Еще одной стратегией формирующей оценки являются дневники наблюдений. На протяжении всего урока учитель отмечает активность и продуктивность каждого ученика в каждом виде заданий, в результате чего выставляется общая оценка за урок. Данный вид оценки требует много усилий от учителя, но активизирует учеников. К тому же, дневники наблюдений позволяют иллюстрировать объективность оценки и, при необходимости, могут быть основой при выявлении объективности самооценки учащегося.
Краткий опрос используется учителем для выявления сформированности знаний по теме. Он представляет собой серию заданий открытого типа, которые учащиеся выполняют в письменной форме, предполагающую немедленную обратную связь со стороны учителя.
При использовании методов формирующей оценки оценка становится не только инструментом контроля и обучения предмету, но и формирования метапредметных и личностных навыков, в чем, как нам видится, есть его главное преимущество.
Анализ подобных практик, представленный в различных источниках, позволяет сделать вывод, что именно формирующее оценивание, используемое в разумном сочетании с внешним (суммирующим) оцениванием, позволяет решать задачи по повышению качества образовательных результатов при введении ФГОС.

Предлагаем вам включить методы формирующего оценивания в план урока (план урока один, для каждой группы определяется свой метод)

Трудности:
Специфика использования формирующего оценивания в российской школе заключается в том, что наша система образования прежде всего строго ориентирована на качество знаний, приобретенных учеником, в то время как, например, финская система образования требует высокого уровня профессионализма от учителя и качественного преподавания. Соответственно, оценивание производится с точки зрения качества передачи знаний. Уровень обученности ученика зависит от его мотивации, способностей, потребностей и не подлежит строгому контролю со стороны внешних контролирующих организаций. Согласно результатам исследования восьми стран, в число которых входит Россия, проведенного Центром исследований и инноваций в области образования (CERI – Centre for Educational Research and Innovation) при Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), основная проблема использования оценивания связана с противоречиями, возникающими между формирующим и суммативным оцениванием. Результаты суммативного оценивания не используются для анализа слабых и сильных сторон обученности учащихся, а являются инструментом оценивания образовательного учреждения и преподавательского состава в целом. В связи с тем, что в некоторых случаях результаты суммативного оценивания могут носить карательный характер и приводить к лишению образовательного учреждения права вести образовательную деятельность, а также к увольнению учителей, учителя могут быть настроены на целенаправленную подготовку учащихся к сдаче тестов суммативного оценивания (в частности ЕГЭ и ГИА), а не на формирование у учащегося навыка умения учиться.
Кроме того, определенную негативную роль при проведении формирующего оценивания может играть социокультурный фактор. Интенсивное развитие информационнокоммуникационных технологий, переход средств массовой информации на цифровую основу, широкое распространение сети Интернет приводят к тому, что ученики сталкиваются с качественно новой информационной средой. Изза недостаточно развитых познавательных универсальных учебных действий российские школьники не всегда умеют грамотно сортировать и анализировать информацию, необходимую им для написания различных творческих работ, которые используются для проведения формирующего оценивания. Используя такие стандартные методы и приемы формирующего оценивания, как проектная деятельность или технология кейсов, учителя часто забывают, что простой сбор и систематизация информации не являются эффективным инструментом оценивания, так как информация может быть просто позаимствована из Интернета, выполнение проекта может быть «куплено», или же проект выполнен третьими лицами (родителями, друзьями, и т.д.). Для релевантного оценивания таких работ должны быть выполнены определенные условия: по возможности большая часть работ должна быть реализована в школе под наблюдением учителя; необходимо проводить обсуждение каждого этапа работы с учащимися для определения того, что они уже сделали, что получилось, какие есть трудности; регулярно использовать само и взаимооценку, мотивировать учащихся к выполнению работы самостоятельно через обращение к их собственному жизненному опыту.
Еще одна из особенностей российской системы оценивания заключается в том, что традиционно под итоговым оцениванием мы понимаем результаты государственной аттестации (ГИА и ЕГЭ), а в понятие промежуточного оценивания входит и формирующее оценивание и итоговое оценивание по окончанию изучения тем, блоков, четвертное, триместровое, полугодовое и годовое оценивание. При создании системы оценивания образовательного учреждения необходимо четко определить значение каждого из используемых терминов.
Кроме того, несколько авторитарная, субъектобъектная позиция учителей, которая исторически сложилась в российской системе образования, приводит к тому, что они не привыкли делегировать свои полномочия по оцениванию учащимся. Взаимооценка и самооценка, являющиеся неотъемлемыми частями формирующего оценивания, используются педагогами достаточно редко и неохотно.
Одна из часто встречаемых ошибок учителей при проведении формирующего оценивание – сравнение результатов оценивания со среднестатистическими, стандартными, в то время как для эффективного проведения формирующего оценивания результаты конкретного ученика должны сравниваться с предыдущими результатами этого же ученика и констатировать его личный прогресс или регресс.
Отсутствие четких, заранее определенных, желательно единых для одинаковых видов работ (например, сочинений по разным предметам, проектной деятельности, пересказов и т.д.), критериев также приводит к снижению эффективности проведения промежуточного оценивания. Каждым образовательным учреждением должна быть разработана единая
четкая критериальная база для оценки различных работ учащихся. Это даст возможность систематически отслеживать прогресс в развитии предметных и метапредметных результатов учащихся.
Еще одна ошибка – тенденция оценивать только результат образовательной деятельности, в то время как для достижения метапредметных и личностных результатов важен не только сам результат, но и путь его достижения, процесс размышления, приведший к получению такого результата. Такой подход позволит исключить случайно угаданный или позаимствованный путь к достижению результата, а также найти ошибки в логике размышления учащегося, с тем чтобы быстро и эффективно их исправить.
С какими трудностями сталкиваетесь вы при использовании формирующего оценивания в педагогической деятельности?

Заключение
На современном этапе традиционная система оценивания уже не даёт нужных результатов, и как следствие должна претерпеть существенные изменения. Образовательный процесс строится на внешнем, «срезовом» оценивании, который позволяет измерить знаньевые показатели и никак не влияет на их улучшение.
Формирующее (или внутреннее) наоборот, направлено на ученика и работает для него. Новый подход к оцениванию устраняет дефициты действующей сегодня традиционной системы и полностью меняет сложившуюся практику.

Список литературы
1. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе [Электронный ресурс]. - 2014. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-obrazovatelnyh-rezultatov-uchaschihsya-v-sovremennoy-shkole
2. Витковский А., Пинская М. - Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности/Учительская газета Первое сентября. – М., 2014.
3. Ирина Л., Людмила Р. - Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника. – Пособие для учителя. – 50 с.
4. Коллик Д. Использование данных в работе учителя и формирующее оценивание.
5. Корнеева Е.В., Глухемчук Е.А., Никитин Ю.М. Некоторые подходы к развитию оценочной самостоятельности обучающихся (из опыта работы НОУ «Город Солнца») // Развитие творческих способностей школьников и формирование раз-личных моделей учета их индивидуальных достижений. Вып. 2 / Под ред. Л.Е. Курнешовой. М.: Центр «Школьная книга», 2005.
6. Лебедева М.Б. Материалы тренинга по формирующему оцениванию.
7. Мухина В.С. Возрастная психология. Учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 1999.- 312 c
8. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. Пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение. Владос, 1994. – с. 288.
9. Пинская М.А.- Оценивание в условиях новых ФГОС: трудности перехода. – Пособие для учителей. – 15 с.
10. Пинская М.А.- Формирующее оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А. Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.
11. Пинская М.А.- Формирующее оценивание: оценивание для обучения. - Практическое руководство для учителей. – 35 с.
12. Техники внутриклассного оценивания – сайт для учителей: http://www.flaguide.org/intro/intro.php
13. Техники оценивания – сайт для учителей: http://www.curriculumfutures.org/assessment/a04-05.html
14. Тряпицына Н.П., Родионова. Модернизация общего образования: оценка образовательного результата. СПб., 2002. 225 с.
15. Фишман И.С., Голуб Г.Б. – Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 244 с.

Picture 215