Рабочая программа по русскому языку 7 класс. Программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и Н.М.Шанского.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Городня



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
МО учителей русского языка Приказ от_____№__________
Протокол от_____№_______ Директор школы_____________









Рабочая программа
по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
в 8классе
на 2013-2014 учебный год
учителя русского языка и литературы
Ереминой Л.В.












Городня 2013


Программа по русскому языку в 7-ом классе

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, стандарта Федерального компонента и на основе программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и Н.М.Шанского.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса.

Структура документа.
Структурные элементы рабочей программы:
1.Титульный лист
2.Пояснительная записка.
3.Требования к уровню подготовки учащихся 7-го класса
4 Основное содержание рабочей программы
4. Учебно-тематический план.
Календарно- тематический план.
5. Учебно-методические средства обучения.

Общая характеристика предмета.
Язык - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средством межнационального общения и консолидации народов России.
Владение языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 7-ом классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенция.

Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, деятельного подходов к обучению родному языку:
Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности к речевому самосовершенствованию;
Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Место предмета «Русский язык» в Федеральном базисном плане.
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 7-ом классе - 170 часов (из расчёта 5 учебных часов в неделю). Школьный учебный план также предполагает обязательное изучение предмета «Русский язык» в 7-ом классе - 170 часов (из расчёта 5 учебных часов в неделю).

Обучение русскому языку в 7-ом классе осуществляется по учебнику «Русский язык. 7 класс», авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, А.Т.Тростенцова, О.М.Александрова, А.Т.Григорян, И.И.Кулибаба,- Москва, «Просвещение»,2010 год.\

В период изучения русского языка в 7-ом классе предусмотрено :
Контрольных диктантов- 6
Контрольных сочинений- 1
Контрольное тестирование - 1

Виды и формы контроля: промежуточная итоговая аттестация в конце учебного года


























2. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7-го класса


1.Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7-ом классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
2.К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7-ом классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами ( в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.


По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7-ом классе слова с непроверяемыми орфограммами.


По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.


По связной речи.
Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания ( как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения -рассуждения ( на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

















3. Основное содержание рабочей программы
Русский язык как развивающееся явление -1ч
Повторение пройденного в 5-6 классах 11 (1р.р.+1к.р.)
Повторение синтаксиса, пунктуации, лексики, фразеологии, фонетики и морфологии.
Текст и стили литературного языка. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Морфология и орфография. 90 ( 3к.р+14р.р)
Культура речи. Введение
Причастие 40 (7р.р.+1к.р.)
1. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастия.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Не с причастием. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
2. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
3. Публицистический стиль и его языковые особенности.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности ( в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие 15 ( 2р.р+к.т.)
1. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастия. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
2. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
3. Рассказ по картине.

Наречие 30 (4р.р.+1к.р.)
1. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
2. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
3. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния 5 ( 1р.р.)
1. Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
2. Сжатое изложение с описанием природы.

Служебные части речи 47 (5 р.р.+2к.р.)
Самостоятельные и служебные части речи. Повторение .
Предлог (8ч)
1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в предлогах из-за, из-под.
2. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
3. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз 17 (2р.р+1к.р.)
1. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные, противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в простом и сложном предложениях. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
2. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
3. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Написание изложения с элементами сочинения.

Частица 22 (3р.р.+1к.р.)
1.Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
2. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
3.Рассказ по данному сюжету.

Междометие (3ч)
1. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличия от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
3. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация пройденного в 5-7-классах 18 (1к.р.+1р.р)
1.Повторение изученного в 5-7классах.
2.Повторить признаки текста, стилей речи


Перечень контрольных мероприятий
Контрольные диктанты по темам:
Повторение изученного в 5-6 классах
Причастие
Наречие
Предлоги и союзы
Частица
Повторение изученного за год
Контрольное сочинение-рассказ по картине С.Григорьева «Вратарь»
Контрольное сочинение на основе услышанного
Контрольное изложение
Контрольное изложение
Контрольное тестирование по теме «Деепричастие»








































5 Литература и средства обучения

Основная учебная литература
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова А.Т., Александрова О.М., Григорян А.Т., Кулибаба И.И. Русский язык. 7 класс. - Москва, «Просвещение»,2010 год.

Дополнительная учебная литература
Влодавская Е.А.Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Экзамен, 2004
Фёдорова М.В. Уроки русского языка в 7-ом классе. – М.: «Просвещение», 2006
Малюшкин А.Б.. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс. - Москва, ТЦ Сфера, 2008
Малюшкин А.Б.. Комплексный анализ текста. 7 класс. - Москва, ТЦ Сфера, 2008
Текучева И.В. Тесты по русскому языку. 7 класс.- М.: Экзамен, 2007

Справочная литература
Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. – 41-е изд. – М.,1990.
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка.- 10-е изд.- М., 2005.
Панов Б.Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – 3-е изд., испр.и допол. – М.,1991.
Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка. – 2-е изд., дораб.- М.,1998.
Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов.- 8-е изд.- М.,2006.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2-е изд., перер.- М.,1991.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.- М.,1986
Шанский Н.М., Иванов В.В., Шахская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. – М., Просвещение. 1975
Шанский Н.М., Зимин В.И.,Филиппов А.В. школьный фразеологический словарь русского языка. – М., Дрофа. 2007г.
Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1985.
Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. М. Просвещение.1987г.
Школьный словарь слитно-раздельно. М.ентрополиграф.2009
Школьный словообразовательный слова. М.ентрополиграф.2009
Школьный словарь иностранных слов. М.ентрополиграф.2009
Школьный словарь синонимов. М.ентрополиграф.2009
Школьный словарь трудностей русского языка.. М.ентрополиграф.2009
Школьный словарь слитно-раздельно. М.ентрополиграф.2009
Орфоэпический словарь. М. 2009г.
Яранцев Р.И. Словарь-справочник по русской фразеологии. – М., 1985

Дидактические материалы
Карточки по русскому языку. 5-9классы.
Раздаточный материал по русскому языку. 5-9классы.


















4. Учебно-тематический план





п/п
Тема урока
Количество
часов
Предполагаемый
результат
Вид
контроля
Домашнее
задание
По плану
Фактически

1
Русский язык как развивающееся явление
1
Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5-6 классе.
Знать особенности развития русского языка
Вопросы
Упр.4




Повторение изученного
в V – VI классах
11
(1к\д+1р\р)








2
Синтаксис. Синтаксический разбор предложения.
1
Знать основные синтаксические понятия: словосочетание, грамматическая основа предложения, члены предложения.
Уметь составлять словосочетания, распространять предложения
Самостоятельная работа
Упр.8



3
Пунктуация. Пунктуационный разбор предложения.
1
Знать основные синтаксические понятия из раздела, строение СП, правила постановки знаков препинания.
Уметь конструировать предложения по схемам, ставить знаки препинания при обращениях, однородных членах, обобщающих словах
Тест, схематический диктант, работа с карточками
Упр.11



4
Лексика и фразеология
1
Знать понятия: лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.
Уметь работать со словарями, систематизировать материал
Лексический диктант, самостоятельная работа
Упр.13



5
Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова
1
Знать основные фонетические понятия, характеристики звуков.
Уметь производить фонетический разбор
Тестирование, самостоятельная работа
Упр.19



6
Словообразование и орфография Морфемный и словообразовательный разборы

1
Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.
Уметь производить морфемный и словообразовательный разбор
Тест, распределительный диктант, орфографическая диктовка
Упр.24



7
Морфология и орфография
Морфологический разбор слова.
2
Повторить основные грамматические признаки частей речи, основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.

Орфографическая диктовка
Упр.30



8












Орфограммы в корнях слов.












1












Правописание безударных гласных в корнях слов.
Уметь применять орфографические, пунктуационные правила.






Диктант, тест












Упр.31















9
РР Текст. Стили литературного языка


1
Знать изученные стили речи.
Уметь определять стили текстов
Составление таблицы.
Написать сочинение-миниатюру в художественном стиле об осени





10
Комплексный анализ текста
Подготовка к контрольному диктанту по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»
1
Уметь применять полученные знания
Орфографическая диктовка, разборы слов.

Упр.37









11
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в5 – 6 классах»
1
Уметь применять полученные знания





12
Работа над ошибками в контрольном диктанте
Анализ контрольного диктанта.
1

Знать основные признаки текста, типы речи.
Уметь анализировать тексты, составлять план текста
Работа над ошибками, беседа по вопросам
Упр.25




II.

Морфология и орфография. Культура речи








-






Причастие






40
(1к\д+7р\р)































13
Повторение изученного о глаголе и прилагательном в 5-6 класса

1
Знать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия.
Беседа, грамматические задания










14
Причастие как часть речи
1
ИКТ
Знать признаки причастия.
Уметь опознавать причастие
Выборочный диктант, беседа
П.10, правило, упр.47



15
РР Публицистический стиль
1
ИКТ
Знать основные понятия: стиль, тип речи, тема, абзац, микротема.
Уметь анализировать текст публицистического стиля
Свободный диктант
Выписать из данного публицистического текста причастия.



16
Склонение причастия







1
Знать условия выбора окончаний причастия.
Уметь редактировать текст, в котором используются причастия
Выборочный диктант
П.11, правило; упр.51



17

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Знать условия выбора окончаний причастия
Выборочный диктант
П12, упр.52



18
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
1
ИКТ
Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правило выделения его запятыми.
Уметь находить причастный оборот в предложении
Орфографическая диктовка, выборочный диктант, работа по карточкам
П.12, 13



19
Выделение причастного оборота запятыми.
1
Знать нормы согласования.
Уметь выделять причастный оборот в устной и письменной речи
Тренировочные упражнения, графический диктант, тест
Упр.57



20
РР Описание внешности человека
1
ИКТ
Знать признаки текста, типы речи, особенности текста-описания
Творческая работа
Дописать сочинение дома.



21











Действительные и страдательные причастия










1
ИКТ











Знать семантику действительных и страдательных причастий.
Уметь различать действительные и страдательные причастия




Словарный диктант, работа с учебником, распределительный диктант












22
Краткие и полные страдательные причастия
1
Знать о синтаксической роли кратких страдательных причастий.
Уметь находить их в тексте
Тест, выборочный диктант, работа с учебником









П15, упр.67



23
Действительные причастия настоящего времени
1
ИКТ
Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий.
Уметь находить изучаемую орфограмму
Орфографическая диктовка, работа с учебником, распределительный диктант, самостоятельная работа
П.16, правило ; тест



24










Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени








1










Знать условия выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Уметь применять изученную орфограмму




Выборочный диктант, тренировочные упражнения, работа по карточкам






П.17, упр.71



25
Условия выбора гласной в суффиксе действительных причастий настоящего времени.

1
Знать условия выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Уметь применять изученную орфограмму


Тренировочные упражнения







Упр73



26
Действительные причастия прошедшего времени
1
ИКТ
Знать правило написания гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени.
Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени.

Беседа, диктант с грамматическим заданием, тренировочные упражнения
П.17, упр.77



27
Образование действительных причастий прошедшего времени.
1
Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени.

Беседа, диктант с грамматическим заданием, тренировочные упражнения
Упр.78



28
РР Изложение с изменением лица (по тексту упр.100)
1
Знать признаки текста.
Уметь выделять основную мысль текста, его тему.
Изложение от 3-го лица
Тест.



29













Страдательные причастия настоящего времени












1
ИКТ
Знать условия выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени





Орфографическая диктовка, работа с учебником, беседа











П19, упр.80




30
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
1
Знать условия выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени





Орфографическая диктовка, работа с учебником, беседа










П.20, упр.85



31
Страдательные причастия прошедшего времени







1
ИКТ
Знать правило написания суффиксов -енн-; -нн-.
Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, находить страдательные причастия прошедшего времени
Тренировочные упражнения, работа с учебником, по карточкам
П.21, упр.88



32
Образование страдательных причастий прошедшего времени.
1
Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, находить страдательные причастия прошедшего времени
Тренировочные упражнения, работа с учебником
Тест.



33
Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.
1
Уметь определять гласную перед н в страдательных причастиях. Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Тренировочные упражнения, работа с учебником
Упр.114



34
Правописание гласной перед н страдательных причастиях.
1

Уметь определять гласную перед н в страдательных причастиях
Тренировочные упражнения, работа с учебником
Упр.118



35
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
1
Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола.
Уметь различать прилагательные и причастия, применять изученное правило
Комментированное списывание, анализ таблицы, практикум
Упр.108



36
Правописание одной и двух буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных
1
Знать правило написания н – нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола.
Уметь различать прилагательные и причастия
Работа по карточкам, распределительный диктант
Упр.102



37
Одна буква н в суффиксах отглагольных прилагательных
1
Уметь отличать причастия от отглагольных прилагательных.
Знать правило написания н-нн в кратких прилагательных и причастиях
Выборочный диктант, работа по карточкам
Упр.116



38
Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных
1
Уметь отличать причастия от отглагольных прилагательных.
Знать правило написания н-нн в кратких прилагательных и причастиях

Выборочный диктант,
Упр.110



39-40
Р.р Подготовка к написанию и написание выборочного изложения по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»( по упр.130)
2
ИКТ
Знать приёмы систематизации материала
Уметь излагать мысли, работать с текстом





Выборочное изложение
Упр.86



41
Морфологический разбор причастия
1
Знать порядок морфологического разбора причастия
Беседа, тренинг
П.23, план разбора; упр.93




42-43
Слитное и раздельное написание не с причастием
2
Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастием.
Уметь применять орфографические правила на практике
Работа с учебником
П.24, правило; упр96






44
Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
1
Знать условия выбора орфограммы после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Уметь применять орфограмму
Словарный диктант, комментированное письмо
Упр.99(2стр), упр120



45
Самостоятельная работа по теме «Причастие»
1
Знать орфографию причастия.
Уметь обобщать сведения



Упр.121



46-47-48
Повторение изученного по теме «Причастие»
3
ИКТ
Знать орфографию причастия.
Уметь обобщать сведения
Объяснительный диктант, грамматико-орфографический разбор
Упр.116,128,129
Подготовиться к контрольному диктанту;



49
Контрольный диктант по теме «Причастие»
1

Знать морфологические признаки причастия
Контрольный диктант
Упр.131



50
Анализ контрольного диктанта по теме «Причастие»

1


Работа над ошибками, беседа по вопросам
Упр.133



51-52
Подготовка к написанию и написание сочинения на тему «Мой знакомый»
2
ИКТ



Тест



-
Деепричастие
15
(1к\т+2р\р)






53
Анализ сочинения.
Деепричастие как часть речи
1
ИКТ
Знать, что деепричастие самостоятельная часть речи.
Уметь находить деепричастие в предложении, определять их синтаксическую роль

Беседа, работа с учебником, запись под диктовку
Упр.115,



54
Деепричастие как часть речи
1
Уметь находить деепричастие в предложении, определять их синтаксическую роль



Беседа, работа с учебником, запись под диктовку
упр.136



55
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте


1
Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы
Работа с учебником, комментированное письмо, тест
П.31, упр.139



56


Запятые при деепричастном обороте.



1
Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы
Работа с учебником, комментированное письмо, тест
Упр.140



57
Раздельное написание не с деепричастиями
1
Знать правило написания не с деепричастиями.
Уметь распознавать приставку не- и частицу не при деепричастиях.
Работа с учебником, комментированное письмо
П32, упр.146



58
Деепричастия несовершенного вида
1
ИКТ
Знать способы образования деепричастий несовершенного вида.
Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида от глаголов, сохраняя вид
Выборочный диктант, работа с учебником
П33,упр.150 правило; словарь; №177



59
Деепричастия совершенного вида
1
ИКТ
Знать способы образования деепричастий совершенного вида.
Уметь образовывать деепричастия совершенного вида от глаголов, сохраняя вид
Выборочный диктант, работа с учебником, беседа
П.34, упр.155



60-61

Подготовка к написанию и написание контрольного сочинения (рассказ.)по картине С.Григорьева «Вратарь» (от имени одного из действующих лиц картины)
2
ИКТ
Уметь описывать действия, используя деепричастия
Творческая работа
Упр. 160



62
Анализ сочинения. Работа над ошибками в контрольном сочинении.
1
Уметь обобщать и систематизировать знания

Подготовиться к словарной работе.



63
Морфологический разбор деепричастия
1
Знать порядок разбора деепричастия.
Уметь обобщать и систематизировать знания
Тест, работа с учебником
П35, упр162



64
Самостоятельная работа по теме «Деепричастие»
1
Уметь обобщать и систематизировать знания




Упр.163



65-66
Повторение по теме «Деепричастие»

2
ИКТ
Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи
Объяснительный диктант, работа с учебником
Стр.75 вопросы,упр.158, 168



67
Тестирование по теме «Деепричастие»
1
Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию.

Тест
Упр.169




Наречие
30
(1к\д+4р\р)






68-69
Наречие как часть речи
2
ИКТ
Уметь находить наречия в тексте; определять синтаксическую роль наречия в предложении
Словарный диктант
Упр.171,упр173



70-71
Смысловые группы наречий
2
Знать смысловые группы наречий.
Уметь их определять
Беседа, составление таблицы, работа с учебником, выборочный диктант
П.38,упр.178,упр.179



72
РР .Знакомство с жанром дневниковых записей.
1

Уметь строить связный текст, подбирать материал на предложенную тему

Упр.181
Повторить смысловые группы наречий



73
Степени сравнения наречий
1
Знать способы образования степеней сравнения наречий, прилагательных
Тест, объяснительный диктант
Упр.184.






74
Способы образования степеней сравнения.
1
Знать способы образования степеней сравнения наречий, прилагательных
Тест, объяснительный диктант
Упр.187





75
Морфологический разбор наречия
1
Знать порядок морфологического разбора.
Уметь производить устный и письменный морфологический разбор
Словарный диктант, творческий разбор, беседа
П.35, план разбора; словарь; №216







76-77
Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е

2
Знать правило написания не с наречиями.
Уметь правильно писать изученную орфограмму
Обучающий диктант, работа по карточкам, работа с учебником
П41,упр.192, упр.194



78-79
Буквы е – и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
2
Знать правило выбора гласных в приставках не- и ни-.
Уметь выбирать и писать буквы е – и в приставках отрицательных наречий
Работа с учебником, выборочный диктант
П.42 упр.200, упр.201.



80
Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е
1
Знать условия выбора н – нн в наречиях на -о, -е
Выборочный диктант, тренировочные упражнения
П43, упр206



81
РР Подготовка к написанию сочинения по описанию действия
1
ИКТ
Уметь собирать материалы наблюдений за процессами труда; составлять текст с описанием действия
Творческая работа
Упр.211



82
Буквы о-е после шипящих на конце наречий
1
ИКТ
Знать условия выбора о-е после шипящих на конце наречий.
Уметь применять изученное правило на письме
Орфографическая диктовка, объяснительный диктант, тест
П.45, упр214



83
Буквы о-а на конце наречий
1
Знать условия выбора букв о-а на конце наречий.
Уметь применять правило на практике
Таблица, тренировочные упражнения
П.46, упр218



84-85
Дефис между частями слова в наречиях
2
ИКТ
Знать условия выбора слитного, раздельного и дефисного написания наречий.
Уметь правильно писать слова с изучаемой орфограммой
Орфографический диктант, тест
П47,упр.21, упр.225



86
Самостоятельная работа по теме «Наречие»
1
Уметь применять изученные правила на письме


Дидактические материалы.
упр.227



87-88
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
2
Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях.
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой
Работа с таблицей, комментированное письмо, работа с карточками
Упр.233, упр.235.



89
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
1
Знать правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.
Работа по карточкам, работа по учебнику
П.49, упр. 238 стр. 135 – вопросы.



90-91
Повторение изученного по теме «Наречие»
2
ИКТ
Знать основные сведения о наречии как части речи; уметь находить наречия в тексте
К.в. с.135; объяснительный диктант, тест
Упр242(2ч), упр.243




92
Тестирование по теме «Наречие»
1
Уметь применять изученные правила на письме
Тест.
Упр.244



93-94
Р.р Подготовка к написанию и написание сочинения -рассказа
2
ИКТ
Уметь выстраивать структуру сочинения-рассказа.
Творческая работа
Упр.245.



95
Работа над ошибками в сочинении
1



Анализ текста.
Упр.239



96
Контрольный диктант по теме «Наречие»
1
Уметь осуществлять письменный речевой контроль
Диктант




97
Работа над ошибками в контрольном диктанте по теме «Наречие»
1





Работа над ошибками, беседа по вопросам
Упр.241



-
Категория состояния
5(1р\р)






98

Категория состояния как часть речи


1
Уметь находить слова категории состояния ; определять синтаксическую роль категории состояния в тексте
Работа с учебником
Упр.314



99
Употребление слов категории состояния в речи.
1
Уметь находить слова категории состояния ; определять синтаксическую роль категории состояния в тексте
Работа с учебником.
Упр.315



100
Морфологический разбор категории состояния
1
Знать порядок разбора категории состояния
Беседа, тест
Упр.317



101
РР Сжатое изложение с описанием состояния природы (К.Г. Паустовский «Обыкновенная земля»)
1
ИКТ
Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал
Анализ текста, творческая работа
Упр. 322(устно)



102

Повторение по теме «Категория состояния»



1

Уметь находить слова категории состояния ; определять синтаксическую роль категории состояния в тексте

Работа с учебником.
Упр.325




Самостоятельные и служебные части речи.

47
(2к\д+5р\р)







Предлог.
8






103
Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи.

1
Знать отличия самостоятельных частей речи от служебных. Формировать представление о предлоге как служебной части речи
Уметь конструировать предложения, используя служебные части речи
Знать морфологические признаки предлогов, разряды предлогов по значению

Беседа, объяснительный диктант
П.52упр.251




104-105
Употребление предлогов в речи
2
Знать и уметь употреблять предлоги в речи; однозначные и многозначные предлоги
Орфографическая диктовка, тренировочные упражнения
П.53, упр.257, упр258



106
Непроизводные и производные предлоги
1
Знать производные и непроизводные предлоги.
Уметь находить их в тексте
Самостоятельная работа, беседа, работа с учебником
П.54, упр260




107
Простые и составные предлоги
1
Знать простые и составные предлоги.
Уметь находить их в тексте.
Тренировочные упражнения
Упр. 263



108
Морфологический разбор предлога
1
Знать порядок морфологического разбора
Работа с учебником
Упр.264



109-110
Слитное и раздельное написание производных предлогов
2
Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов
Словарный диктант, работа с учебником, орфографическая диктовка
Упр.272



-
Союз

17
(1к\д+2р\р)







111

Союз как часть речи
1
ИКТ
Знать признаки союза как служебной части речи, его роль в предложении
Самостоятельная работа
П58, упр.276(1-2абз)



112
Синтаксическая функция союза.
1

Знать признаки союза как служебной части речи, его роль в предложении


Работа с учебником, орфографическая диктовка
Индивидуальные карточки.



113
Простые и составные союзы
1
Знать о классификации союзов по строению на простые и составные.
Уметь находить простые и составные союзы
Беседа, тренировочные упражнения
П.59, упр.277




114
Союзы сочинительные и подчинительные
1
Знать о классификации союзов по значению, их роль в речи.
Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы
Составление схем, объяснительный диктант
П.60, упр.279



115
Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении



1
Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных
Работа по карточкам, составление схем, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

П. 61, упр.281



116
Сочинительные союзы.
1
Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы
Работа с учебником.
Работа по карточкам, тренировочные упражнения,


Упр.285



117
Подчинительные союзы
1
Знать группы подчинительных союзов по значению.
Уметь определять значения подчинительных союзов
Орфографическая диктовка, объяснительный диктант, тренировочные упражнения
Упр.289



118
Морфологический разбор союза
1
Уметь производить морфологический разбор союза
Словарный диктант, работа с учебником, запись под диктовку
Упр.293



119
120
РР Написание изложения
2
ИКТ
Знать особенности текста-рассуждения.
Уметь составлять план, строить рассуждения .
Работа с текстом изложения




121


Работа над ошибками в изложении. Анализ изложения.

1








Индивидуальные карточки.






122

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато


1

Знать правила написания союзов

Словарный диктант, орфографическая диктовка, беседа, тест


Упр.297




123
Употребление союзов также , тоже, чтобы на письме.
1
Уметь правильно писать и применять союзы в речи, отличать союзы от наречий.




Работа с учебником..
Упр.298 , стр133 вопросы.



124
Повторение изученного о предлогах и союзах
1
ИКТ
Знать и применять на письме изученные орфограммы.
Орфографическая диктовка, тренировочные упражнения, объяснительный диктант

Упр.305



125
Тестирование по теме «Предлоги и союзы»
1
Знать и применять на письме изученные орфограммы.

Тест




Упр.302



126
Контрольный диктант по теме «Предлоги и союзы»
1
Знать морфологические признаки союза, орфографические правила предлога и союза
Диктант
Упр.308(1-3 предл)



127
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1

Работа над ошибками
Упр311




ЧАСТИЦА
22(1к\д +3р\р)


.




128
Частица как часть речи
1
Знать особенности частицы как служебной части речи, их функции упр.311в речи и в языке.
Уметь находить частицы.





129
Разряды частиц. Формообразующие частицы
1
Знать роль частиц в предложении и при образовании форм слова
Составление таблицы, устный диктант, тренировочные упражнения


П.68, упр.313



130
131
Р.р Сочинение –рассказ по воображению(упр.315)

2
ИКТ
Знать признаки текста.
Уметь выстраивать структуру сочинения-рассуждения



Творческая работа


Упр.314



132
Работа над ошибками в сочинении по воображению.

1



Индивидуальные карточки.





133
134

135
Смысловые частицы

Частицы вопроса и восклицания. Частицы указания, сомнения и уточнения
Частицы выделения и усиления.
3
Знать разряды частиц.
Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц
Беседа, словарная работа, выборочный диктант, тренировочные упражнения, орфографическая диктовка, тест

Упр.327.
Упр.330.
Упр.333



136
137

Раздельное и дефисное написание частиц
2
Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограмм

Работа с учебником, объяснительный диктант
П72, упр339.
Упр.340



138

Морфологический разбор частицы
1
Знать порядок морфологического разбора.
Уметь выполнять морфологический разбор частицы

Словарный диктант, тренировочные упражнения




139
РР Подготовка к домашнему сочинению по картине
К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»
1
ИКТ
Уметь составлять текст-рассказ по изображённому на картине, владеть речью
Сочинение
Переписать сочинение на чистовик.



140
Отрицательные частицы не и ни
1
Знать понятия о двойном отрицании, понимать их значение
Беседа, работа с учебником, тренировочные упражнения
Упр.318



141
Употребление отрицательных частиц в речи и на письме.
1
Знать понятия о двойном отрицании, понимать их значение
Беседа, работа с учебником, тренировочные упражнения


Упр.321




142
143

Различение частицы не приставки не

2

Знать разряды частиц по значению и употреблению


Орфографическая диктовка, объяснительный диктант, тест

Упр.322(устно),344(7-10)
Упр.356



144-145
Частица ни, приставка ни, союз ни-ни
2
Уметь различать частицу ни, приставку ни, союз ни-ни. Графически обозначать условия выбора орфограммы

Орфографическая диктовка,
Работа по учебнику.
Упр.356.
Упр.355




146-147
Повторение изученного в разделе «Частицы»
2
ИКТ
Знать морфологические признаки частиц, орфографию частиц.
Уметь правильно писать частицы и употреблять их в речи
Объяснительный диктант; тест; к.в. с.183
Упр.356, стр 153 вопросы.



148


Контрольный диктант по теме «Частицы»

1


Знать морфологические признаки частицы.

Диктант


Упр.363





149


Работа над ошибками в контрольном диктанте.


1



Объяснительный диктант





Упр.359



-
Междометие
3






150
Междометие как часть речи
1
Знать о междометии как части речи.
Уметь употреблять междометие в речи
Анализ текста, работа с учебником
П.77, упр365



151
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях
1
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой
Беседа, работа с учебником
Упр.367.



152
Тренировочные упражнения по теме «Междометие.
1
Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой
Работа с учебником
Упр.368



III.
Повторение и систематизация изученного в V – VII классах


18
(1к\д +1р.р.)






153
Разделы науки о русском языке.
1
Знать разделы науки о языке;


Работа с учебником
Индивидуальные карточки



154
Р.р Текст. Стили речи
1

Особенности текстов различных стилей
Работа с учебником
Упр.371



155
Фонетика и графика
1
Фонетический и графический разбор
Вопросы
Упр.379
Карточки
упр380



156
Лексика и фразеология
1
Знать основные сведения по разделу
Вопросы
Упр.382



157-158
Морфемика. Словообразование
2
Знать состав слова, способы словообразования

Вопросы
Упр384
Упр.386(4стр)
Упр.387



159
Тестирование по теме «Повторение изученного за год»
1



Упр.386(2стр)



160
Анализ тестирования. Морфология и орфография.
1
Знать основные понятия раздела
Вопросы




161-162
Морфология и орфография
2
Соблюдать нормы орфографии
Вопросы
Упр.389



163
Синтаксис. Пунктуация
1
Знать основные понятия раздела
Вопросы
Упр.392



164
Итоговый контрольный диктант
по теме «Повторение»
1
Уметь применять изученные правила
Диктант




165
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
1
Анализ диктанта
Работа над ошибками




166
Резерв







167
Резерв







168
Резерв







169
Резерв







170
Резерв





















































13PAGE 15


13PAGE 14915








15