Рабочая программа по русскому языку для 8 класса по программе М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского.

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса
Раздел I. Пояснительная записка.
Общая характеристика курса.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке;
формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIII классе – 102 часа. Курс русского языка в 8 классе в учебном плане школы рассчитан на 102 учебных часа (34 недели, 3 часа в неделю).
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М., рекомендованной Министерством образования и науки РФ, М., Просвещение, 2011г, содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы по русскому языку для основной школы. Имеются некоторые отличия. Содержание и формы работ по развитию речи в целом сохранены, но порядок их расположения в рабочей программе соответствует расположению в учебнике русского языка Л.А.Тростенцовой, что способствует оптимизации процесса обучения. Распределение часов по разделам соответствует Программе по русскому языку к учебникам для 5-9 классов.
Для реализации программы используется УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
Учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская «Русский язык 8 кл».- М., «Просвещение», 2012г Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Раздел II. Содержание дисциплины
Функции русского языка в современном мире (1 ч)
Русский язык в современном мире.
Учащиеся должны знать:
русский язык – язык великого русского народа и один из богатых языков мира, поэтому русский язык функционирует как язык межнационального общения и один из мировых языков
Учащиеся должны уметь:
опираясь на ключевые слова, план текста и его опорный конспект, рассказывать о значении русского языка в современном мире с учетом его истории и функционирования в современном обществе; о роли русского языка в развитии русской литературы
Основные термины по разделу:
Основные разделы языка, основные языковые единицы.
Повторение изученного в V–VII классах (6 ч+2ч )
Учащиеся должны знать:
функции знаков препинания в простых и сложных предложениях: завершение, разделение, выделение; распределение знаков препинания на группы по их функциям; синтаксические условия употребления знаков препинания.
виды предложений по количеству описанных ситуаций, фрагментов действительности (простые и сложные); средства связи простых предложений в сложные: союзные средства и интонация (союзные) или интонация (бессоюзные);
виды сложных союзных предложений (сложносочиненные и сложноподчиненные) в зависимости от средства связи: сочинительного или подчинительного союзного средства
условия выбора и и я в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий, наречий; синтаксическую роль наречий (обстоятельство), кратких прилагательных, причастий, категории состояния (сказуемое)
условия выбора слитного и раздельного написания частицы не с разными частями речи: глаголами, краткими причастиями, деепричастиями, прилагательными (относительными и притяжательными), числительными
Учащиеся должны уметь:
разграничивать знаки препинания по их функциям;
пользоваться простыми предложениями с составным именным сказуемым для характеристики, оценки предмета или явления;
определять вид сложного предложения;
соотносить сложное предложение с его графической схемой, определять по схеме вид сложного предложения;
создавать графические схемы сложных предложений и правильно употреблять разделительные и выделительные запятые;
правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах прилагательных и полных причастий, существительных, прилагательных, причастий, наречий, графически обозначать условия выбора данных орфограмм;
разграничивать краткие прилагательные и краткие причастия, правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в данных частях речи;
разграничивать наречия, краткие прилагательные, причастия и категорию состояния с опорой на их роль в предложении; правильно писать орфограмму «Одна и две буквы н» в суффиксах данных частей речи;
правильно писать не с существительными и глаголами, прилагательными, наречиями; с краткими причастиями; с разными частями речи;
обозначать графически условия выбора орфограмм.

Основные термины по разделу:
Простые и сложные предложения. Знаки препинания. Графическая схема предложения. Орфограмма.
Синтаксис, пунктуация, культура речи (2)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса.
Учащиеся должны знать:
основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст;
основные признаки синтаксических единиц;
функции основных синтаксических единиц: номинативная (словосочетание) и коммуникативная (предложение и текст);
предложение – одна из основных единиц синтаксиса, выполняющая коммуникативную функцию и характеризующаяся смысловой и интонационной законченностью;
соотнесенность с ситуацией, фрагментом действительности – особое свойство предложения.
Учащиеся должны уметь:
находить в тексте синтаксические единицы и определять их роль в раскрытии замысла художественного произведения;
разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям: номинативной и коммуникативной;
соотносить содержание предложения с фрагментами действительности;
разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.
Основные термины по разделу:
Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания
Словосочетание (2 ч)
Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании; согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Учащиеся должны знать:
что такое словосочетание; его функция; виды словосочетаний по главному слову: глагольные, именные и наречные
свободные словосочетания и фразеологические обороты
подчинительная связь – способ связи главного и зависимого слов в словосочетании; виды подчинительной связи: согласование, управление, примыкание;
средства связи слов в словосочетаниях разных видов: предложно-падежные формы, смысл;
порядок устного и письменного разбора словосочетания
Учащиеся должны уметь:
составлять разные виды словосочетаний;
определять роль разных видов словосочетаний в раскрытии авторского замысла;
разграничивать разные виды словосочетаний по их значению;
определять вид словосочетания по главному слову, в том числе в собственных примерах;
использовать в речи синонимические по значению словосочетания;
разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты;
определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании;
составлять словосочетания с заданным видом связи;
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении;
разграничивать словосочетания и сочетания слов, не являющихся словами самостоятельных частей речи или не связанных подчинительной связью;
производить устный и письменный разбор словосочетания.
Основные термины по разделу:
Словосочетание, типы словосочетаний.
Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний.

Простое предложение (3 ч + 1 ч)
Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Учащиеся должны знать:
виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные;
грамматическая (предикативная) основа предложения выражает его основное значение и отражает ситуацию, фрагмент действительности как реальный или как нереальный: возможный, желательный;
в русском языке порядок слов и логическое ударение помогают выделить наиболее важное слово в предложении;
основные элементы интонации – повышение и понижение высоты тона и паузы – и графические способы их обозначения.
Учащиеся должны уметь:
разграничивать односоставные и двусоставные предложения;
определять предикативность предложения – его отношение к описываемому фрагменту действительности (реальному/нереальному);
определять роль порядка слов для выделения наиболее важного слова в предложении;
выразительно читать предложения, в том числе по интонационным схемам;
выделять с помощью логического ударения наиболее важное слово в предложении;
составлять графическую интонационную схему предложения.
Основные термины по разделу:
Предложение, грамматическая основа, предложения простые и сложные.
Предложения повествовательные, побудительные, вопросительные; восклицательные – невосклицательные, утвердительные – отрицательные.
Простые двусоставные предложения
Главные члены предложения (6 ч + 2 ч)
Повторение пройденного о подлежащем.
Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Учащиеся должны знать:
способы выражения подлежащего;
способы выражения сказуемого;
правила согласования глагола-сказуемого с подлежащим в числе и роде;
основные элементы составного глагольного сказуемого: вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределенная форма; их функции;
способы выражения вспомогательного глагола;
основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол-связка; их функции;
способы выражения именной части;
тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении – знак разделения;
правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении.
Учащиеся должны уметь:
находить подлежащее и определять способы его выражения;
определять способы выражения сказуемого;
соотносить грамматически глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным существительным общего рода, аббревиатурами, заимствованными словами;
согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим в числе в трудных случаях;
находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения; использовать составные глагольные сказуемые в речи;
находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части;
разграничивать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом быть, и составное именное сказуемое с глаголом-связкой быть;
определять вид сказуемого; пользоваться синонимическими вариантами сказуемого с учетом речевой ситуации;
интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой;
употреблять тире между подлежащим и сказуемым в соответствии с правилом, графически объяснять условия выбора тире;
пользоваться синонимическими вариантами сказуемых для создания предложений разных стилей;
использовать составные именные сказуемые с отсутствующей связкой в речи для характеристики человека.
Основные термины по разделу:
Двусоставные предложения: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения.
Второстепенные члены предложения (6 ч + 2ч)
Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Учащиеся должны знать:
виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении: дополнение, определение, обстоятельство;
что такое дополнение, основные способы его выражения;
виды дополнений: прямые и косвенные;
способы выражения прямого дополнения
что такое определение;
виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом: согласованное и несогласованное;
способы выражения согласованных и несогласованных определений;
несогласованные определения могут сочетать значение определения со значениями дополнения и обстоятельства
что такое приложение;
способы выражения приложения;
правила постановки дефиса при приложении;
правило согласования имен собственных, выступающих в роли приложения, с определяемым словом
что такое обстоятельство, способы его выражения;
виды обстоятельств по значению (места, времени, образа действия, причины, цели, условия, уступки);
второстепенный член предложения может совмещать разные значения, например дополнения и обстоятельства места или образа действия
порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения

Учащиеся должны уметь:
находить в предложении второстепенные члены;
распознавать в предложении дополнения, определять их вид (прямое/косвенное) и способ выражения;
разграничивать употребление неопределенной формы глагола в качестве дополнения и части составного глагольного сказуемого;
использовать в речи прямые дополнения, выраженные существительным в винительном падеже без предлога и в родительном падеже без предлога при отрицании;
распознавать дополнения, выраженные словосочетаниями;
разграничивать прямое дополнение и подлежащее;
находить грамматические ошибки в использовании дополнений и исправлять их в соответствии с нормами литературного языка;
разграничивать определение и именную часть составного сказуемого;
распознавать согласованные и несогласованные определения и определять способ их выражения;
различать использование неопределенной формы глагола в предложении в качестве сказуемого, дополнения, определения;
использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы;
обнаруживать несогласованные определения, сочетающие значение определения со значением дополнения;
находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их;
использовать приложения в речи;
согласовывать имена собственные, выступающие в роли приложения, с определяемым словом, употреблять дефис при одиночных приложениях;
находить в предложении обстоятельства места, ставить к ним вопросы,
использовать в речи обстоятельства места и определять способ их выражения;
распознавать в предложении обстоятельства времени и использовать их в речи;
находить в предложении обстоятельства образа действия и определять их роль в раскрытии авторского замысла;
разграничивать разные виды обстоятельств и определять способы их выражения;
находить в тексте обстоятельства причины и цели, определять способ их выражения;
ставить вопросы к обстоятельствам условия;
использовать обстоятельства уступки в деловом стиле речи;
находить второстепенные члены предложения, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения;
производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.
Основные термины по разделу:
Второстепенные члены предложения: определения, приложения, дополнения, обстоятельства.
Простые односоставные предложения (9 ч + 2 ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Учащиеся должны знать:
грамматическая основа односоставного предложения состоит из его главного члена, который нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым;
способ графического обозначения главного члена (три прямые линии);
способы выражения главного члена односоставного предложения;
виды односоставных предложений по наличию второстепенных членов (распространенные/нераспространенные)
что такое назывное (номинативное) предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль назывных предложений (зачин: лаконично вводит читателя в обстановку событий; ремарка и пр.)
что такое определенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль определенно-личных предложений (обобщение жизненного опыта в пословицах и поговорках)
что такое неопределенно-личное предложение, способы выражения его главного члена;
текстообразующую роль неопределенно-личных предложений
что такое безличное предложение, способы выражения его главного члена;
функции безличных предложений в речи (описание состояния человека или природы, побуждение к действию)
порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения
Учащиеся должны уметь:
разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений;
различать распространенные и нераспространенные односоставные предложения;
распространять нераспространенные односоставные предложения;
распознавать назывные предложения, находить их главный член, определять способы его выражения; разграничивать главный член назывного предложения и подлежащее двусоставного предложения;
определять роль назывного предложения в художественном тексте (указание на время, место действия; ремарка; указание на фрагментарность воспоминаний и пр.);
пользоваться двусоставными и односоставными назывными предложениями как синтаксическими синонимами;
использовать назывные предложения в речи в качестве ремарок, для создания впечатления фрагментарности воспоминаний
распознавать определенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
разграничивать разные варианты выражения главного члена определенно-личного предложения;
пользоваться двусоставными и односоставными определенно-личными предложениями как синтаксическими синонимами;
использовать определенно-личные предложения в речи;
распознавать неопределенно-личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения;
разграничивать неопределенно-личные и определенно-личные предложения с обобщенным значением;
разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и состояние человека;
находить главный член безличных предложений, определять способ его выражения;
использовать безличные предложения в заданной речевой ситуации;
пользоваться двусоставными и односоставными безличными предложениями как синтаксическими синонимами;
различать разные способы выражения главного члена безличного предложения;
находить безличные предложения, выступающие в роли побудительных;
определять способ выражения их главного члена;
правильно интонировать данные предложения;
производить устно и письменно синтаксический разбор односоставного предложения
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, осложненное предложение.
Неполное предложение (2 ч)
Понятие о неполных предложениях.
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Учащиеся должны знать:
что такое неполное предложение;
варианты неполных предложений: по смыслу или по составу членов предложения;
диалогичный контекст использования неполных предложений в речи;
правило употребления тире в неполном предложении
Учащиеся должны уметь:
распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом;
распознавать неполные предложения, находить пропущенные члены;
использовать неполные предложения в диалоге;
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, структурная неполнота предложения.
Простое осложненное предложение
Простое осложненное предложение. Способы осложнения предложения.
Учащиеся должны знать:
что такое осложненное предложение;
способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения)
Учащиеся должны уметь:
определять способ осложнения предложения
Основные термины по разделу:
Предложение, простое предложение, осложненное предложение.
Однородные члены предложения (12ч + 2ч)
Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определение Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Учащиеся должны знать:
что такое однородные члены предложения;
способы выражения однородных членов (все члены предложения),
тип связи (сочинительная) и средства связи (перечислительная интонация, союзы) между собой;
функции однородных членов предложения в речи (детализация, создание комического эффекта, классификация и пр.);
правило постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией;
правило постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом;
что такое однородные и неоднородные определения;
основные случаи использования неоднородных определений в качестве однородных;
правило постановки знаков препинания при однородных и неоднородных определениях разновидности сочинительных союзов, которые используются для связи однородных членов предложения: по значению – соединительные, противительные, разделительные; по составу – одиночные, повторяющиеся, двойные;
функционирование союза и в предложении (для связи простых предложений в составе сложного, при однородных членах);
правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами;
фразеологические обороты с повторяющимися союзами и–и, ни–ни, не разделяющимися запятыми;
правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях; способы выражения обобщающего слова (имя существительное, словосочетание, местоимение, наречие);
порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с однородными членами;
порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с однородными членами.
Учащиеся должны уметь:
распознавать однородные члены предложения и произносить их с соответствующей интонацией,
составлять графические схемы однородных членов;
использовать разделительные запятые в предложениях с однородными членами;
находить однородные члены предложения, распознавать характер сочинительной связи между ними (союзная, бессоюзная);
использовать однородные члены предложения в заданной ситуации: для достижения комического эффекта, для детального описания явления в книжных стилях;
правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения, связанных только перечислительной интонацией;
использовать однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, в заданной речевой ситуации;
правильно расставлять знаки препинания;
интонационно правильно читать предложения с обобщающим словом при однородных членах, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом;
разграничивать однородные и неоднородные определения;
использовать однородные и неоднородные определения в заданной речевой ситуация;
распознавать использование в тексте неоднородных определений в качестве однородных, правильно расставлять знаки препинания;
определять роль однородных и неоднородных определений в раскрытий авторского замысла;
правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными сочинительными, противительными, разделительными, двойными союзами;
использовать предложения с однородными членами, связанными бессоюзной связью и союзной (с помощью двойных союзов), как синтаксические синонимы;
разграничивать разные функции союза и в предложении: связь простых предложений в составе сложного и однородных членов;
распознавать разновидность союза и по составу (одиночный, повторяющийся);
правильно расставлять знаки препинания при союзе и;
использовать однородные члены предложения, связанные повторяющимся союзом и, в речи для усиления утверждения;
разграничивать использование повторяющихся союзов и – и, ни – ни при однородных членах и во фразеологических оборотах, правильно расставлять знаки препинания;
определять роль однородных членов в раскрытии замысла художественного произведения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах;
использовать однородные определения в заданных речевых ситуациях;
находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания;
интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах;
использовать обобщающие слова, выраженные местоимениями и наречиями, в речи, правильно расставлять знаки препинания;
разграничивать разные позиции обобщающего слова по отношению к однородным членам, правильно расставлять знаки препинания;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с однородными членами;
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Основные термины по разделу:
Предложение, однородные члены предложения.
Однородные члены предложения: однородные и неоднородные определения.
Однородные члены предложения: однородные и неоднородные приложения.
Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов.
Обобщающие слова, однородные члены предложения.
Обособленные члены предложения (18ч + 2ч)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Ораторская речь, ее особенности.
Учащиеся должны знать:
обособление – выделение второстепенных членов предложения в устной речи интонационно, на письме с помощью запятых и тире;
графическое обозначение обособленных членов предложения и интонации обособления
виды обособленных определений (согласованные и несогласованные);
способы выражения обособленного определения (причастный оборот, одиночные прилагательные, прилагательные с зависимыми словами, существительные в косвенном падеже, сочетание существительного с прилагательным или числительным);
способы выражения определяемого слова (нарицательное, собственное существительное, местоимение);
правило обособления согласованных определений (постпозиция по отношению к определяемому слову, местоимение или собственное существительное в роли определяемого слова, наличие добавочного обстоятельственного значения);
правило обособления несогласованных определений (характер добавочного, разъясняющего замечания)
правила обособления приложений (постпозиция по отношению к определяемому слову, личное местоимение или имя собственное в роли определяемого слова, дополнительное обстоятельственное значение)
способы выражения обособленного обстоятельства (одиночное деепричастие, деепричастный оборот);
правило обособления обстоятельств (одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда);
фразеологические обороты, не являющиеся деепричастными виды уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение);
правила выделения уточняющих членов предложения
порядок устного и письменного синтаксического разбора предложения с обособленными членами
порядок устного и письменного пунктуационного разбора предложения с обособленными членами
Учащиеся должны уметь:
интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами, определять их роль в предложении;
выделять запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами, показывать графически интонацию обособления;
распространять обособленные члены;
правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных определений, выраженных причастными оборотами;
интонационно правильно произносить предложения с обособленными несогласованными определениями, выделять на письме несогласованные определения;
находить обособленные определения и слова, к которым они относятся, объяснять условия обособления определения;
находить определения, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять графически условия обособления;
распознавать приложение, нуждающееся в обособлении, выделять на письме обособленные приложения, объяснять условия обособления;
объяснять использование тире для выделения приложения;
использовать распространенные приложения в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания;
распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления;
обнаруживать обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, выделять их запятыми, объяснять условия обособления графически;
распознавать определения и обстоятельства, нуждающиеся в обособлении, правильно расставлять знаки препинания, объяснять условия обособления графически;
обнаруживать обособленные определения, приложения и обстоятельства в художественном тексте, объяснять их роль в раскрытии авторского замысла;
согласовывать обстоятельство, выраженное деепричастием, со сказуемым, находить и исправлять грамматические недочеты в построении предложений с обособленными обстоятельствами;
находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления;
находить обособленные уточняющие члены предложения, выделять их знаками препинания, определять их текстообразующую роль;
распознавать обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на, выделять их запятыми;
распознавать обособленные определения и уточнения в художественном тексте;
объяснять использование авторских выделительных знаков вместо запятых;
определять их роль в раскрытии авторского замысла;
использовать предложения с обособленными определениями и уточнениями в заданной речевой ситуации;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложения с обособленными членами;
производить устно и письменно пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.
Основные термины по разделу:
Обособление, функции знаков препинания. Обособление определения.
Обособленные члены предложения: обособленные приложения.
Обособленные члены предложения: обособленные обстоятельства.
Обособленные члены предложения: обособленные дополнения.
Обращение(2ч + 1ч)
Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Текстообразующая роль обращений.
Умение интонационно правильно произносить предложения с об ращениями.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Учащиеся должны знать:
какие слова не являются членами предложения (обращения, вводные слова, междометия);
функции слов, не являющихся членами предложения (коммуникативная, эмотивная);
что такое обращение;
способы выражения обращения;
что такое распространенное обращение;
правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
Учащиеся должны уметь:
подбирать примеры, иллюстрирующие назначение обращений (название лица или кличка животного для привлечения его внимания, поэтическое обращение);
интонационно правильно произносить предложения с обращениями (выделяя обращения звательной интонацией), правильно расставлять знаки препинания для выделения обращений на письме;
обнаруживать обращение в тексте, определять способ его выражения, разграничивать обращение и подлежащее;
использовать распространенные обращения в речи;
использовать обращения в речевых ситуациях: разговор по телефону, поздравление, деловое письмо и пр.;
определять речевой контекст использования разных видов обращений, пользоваться обращениями в собственной речи;
распознавать обращения в тексте, правильно расставлять выделительные знаки препинания при обращениях;
определять способ выражения обращений, интонационно правильно произносить предложения с обращениями;
определять текстообразующую роль обращений.
Основные термины по разделу:
Обращения, знаки препинания при обращениях.

Вводные и вставные конструкции (7ч + 1ч)
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными слова ми; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему и/или об истории своего края.
Учащиеся должны знать:
что такое вводные слова;
группы вводных слов по значению;
правила выделения вводных слов в устной речи (интонация вводности) и на письме (выделительные знаки препинания);
что такое вводные предложения;
виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), их опознавательные признаки (союзы как, что);
правила выделения вводных предложений в устной речи и на письме;
частицы и наречия, не являющиеся вводными словами;
что такое вставные конструкции, их назначение;
правила выделения вставных конструкций в устной речи и на письме;
что такое междометие, его назначение;
правила выделения междометий на письме;
порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Учащиеся должны уметь:
интонационно правильно произносить предложения с вводными ловами, разграничивать вводные слова и слова, являющиеся членами предложения;
разграничивать употребление слова однако в качестве вводного и в качестве противительного союза, выделять вводные слова знаками препинания;
использовать вводные слова разных значений в речи;
обнаруживать вводные слова в тексте, правильно выделять их знаками препинания;
определять текстообразующую роль вводных слов;
распознавать вводные слова, определять их значение, правильно выделять вводные слова запятыми;
использовать вводные слова в заданной речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах;
распознавать вводные предложения, интонационно правильно произносить предложения с вводными предложениями, правильно расставлять знаки препинания;
использовать в речи синонимические вводные слова, сочетания слов и вводные предложения;
разграничивать вводные слова и слова, не являющиеся вводными;
употреблять вводные слова как средство связи предложений в тексте;
обнаруживать вставные конструкции в тексте, определять их назначение;
распознавать вставные конструкции, выделять их на письме знаками препинания;
употреблять вводные слова и вставные конструкции как средство связи предложений в тексте;
обнаруживать вводные слова и вставные конструкции в тексте;
обнаруживать междометия в тексте, определять их текстообразующую роль;
распознавать междометия в предложениях, определять их назначение, интонационно правильно произносить предложения с междометиями, правильно расставлять знаки препинания при междометиях;
разграничивать употребление о при обращении и с междометием без обращения;
производить устно и письменно синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, не являющимися членами предложения.
Основные термины по разделу:
Вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции.
Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова.
Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля.
Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания.
Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные.
Авторская пунктуация.

Чужая речь (6ч + 1 ч)
Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Учащиеся должны знать:
что такое чужая речь;
способы передачи чужой речи (прямая/косвенная);
структуру предложения с чужой речью (часть, передающая чужую речь, и комментирующая часть);
что такое прямая речь;
что такое косвенная речь;
структуру предложений с косвенной речью;
текстообразующую роль предложений с косвенной речью;
структуру предложений с прямой речью;
правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью;
текстообразующую роль предложений с прямой речью;
что такое диалог; правила пунктуационного оформления диалога;
что такое цитата;
способы введения цитаты в авторский текст;
правила пунктуационного оформления цитат;
порядок устного и письменного разбора предложений с чужой речью.
Учащиеся должны уметь:
интонационно правильно (с интонацией предупреждения или пояснения) произносить предложения с чужой речью;
разграничивать глаголы разной семантики в комментирующей части;
распространять комментирующую часть предложений с чужой речью;
разграничивать предложения с прямой и косвенной речью;
обнаруживать предложения с косвенной речью, объяснять их текстообразующую роль;
заменять прямую речь косвенной;
конструировать комментирующую часть предложения, правильно расставлять знаки препинания;
обнаруживать комментирующую часть в интерпозиции;
составлять графические схемы предложений, в которых комментирующая часть расположена внутри прямой речи;
соотносить структуру предложения с его графическим обозначением (схемой);
выделять в произношении комментирующую часть (слова автора);
соотносить структуру предложения с его схематической записью; анализировать языковые средства, помогающие автору в реализации замысла произведения;
объяснять текстообразующую роль диалога как вида прямой речи, составлять его графическую схему;
пользоваться логическими синонимами для более точного обозначения характера речи, правильно расставлять знаки препинания;
заменять косвенную речь прямой, исправляя грамматические ошибки, пунктуационно правильно оформлять диалог;
определять текстообразующую роль цитаты;
обнаруживать в комментирующей части слова, указывающие на характер речи;
распознавать цитаты в тексте, правильно расставлять знаки препинания при цитировании;
вводить цитату в авторский текст разными способами: как составную часть и как предложение с прямой речью;
определять текстообразующую роль цитаты;
использовать цитаты в речи;
исправлять речевые недочеты при цитировании;
цитировать стихотворный текст;
использовать цитаты в заданной речевой ситуации;
производить устно и письменно синтаксический разбор предложений с чужой речью.
Основные термины по разделу:
Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова автора.
Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат.

Повторение и систематизация изученного в VIII классе (5ч + 1 ч)
Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).
Учащиеся должны знать:
о взаимосвязи синтаксиса и морфологии;
первичных и вторичных синтаксических функциях различных частей речи
о значении пунктуации для оформления письменной речи; о взаимосвязи синтаксиса и пунктуации;
алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания
содержание понятия «культура речи»;
о взаимосвязи синтаксиса и культуры речи
о взаимосвязи синтаксиса и орфографии
Учащиеся должны уметь:
производить синтаксический разбор предложения, разграничивать первичные и вторичные синтаксические функции частей речи; разграничивать функционирование слов в составе грамматической формы и в качестве самостоятельного члена предложения;
пользуясь алгоритмом, расставлять знаки препинания в тексте;
разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение);
правильно употреблять форму зависимого слова при управлении; правильно строить предложение с деепричастным оборотом; пользоваться синтаксическими синонимами для избежания повторов;
правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять синтаксические условия выбора правильного написания;
обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их, объяснять условия выбора правильного написания.
Основные термины по разделу:
Синтаксис, пунктуация, культура речи
Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Неполные предложения. Осложненное предложение. Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения
Обращение. Вводные и вставные конструкции. Чужая речь.

Раздел III.
Учебно-тематический план по русскому языку для 8 класса.

Содержание
Кол-во часов
Кол-во контрольных
Развитие речи

Вводный урок. Функции русского языка в современном мире.
1



Повторение изученного в 5 - 7 классах.
5
1
2

Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание.

3





Простое предложение.
3

1

Двусоставные предложения.
Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения.

4
5

1
1

2
2

Односоставные предложения.
8
1
2

Однородные члены предложения.
11
1
2

Обособленные члены предложения.
17
1
2

Слова, грамматически не связанные с членами предложения.
8
1
2

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.
6
1
1

Повторение и систематизация изученного в 8 классе.
4
1
1

Подведение итогов года.
1



ИТОГО
102




Формы организации учебного процесса, применяемые технологии в 8 кл :
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
проектная технология.
Формы контроля:
тестирование;
сочинение;
изложение;
диктант.




Раздел IV.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны:
знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- рецензировать устный ответ учащегося;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
ЧТЕНИЕ:
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
ГОВОРЕНИЕ:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
.. - строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;
ПИСЬМО:
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение - описание архитектурного памятника, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);
- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;


ТЕКСТ:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм; МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей; ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
-правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.




Раздел V.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Оценка сочинений и изложений
Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая  за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Оценка
Содержание и речь
Грамотность

«5»
- Содержание работы полностью соответствует теме
- Фактические ошибки отсутствуют
- Содержание излагается последовательно
- Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления
- Достигнуто стилевое единство и выразительность текста
- В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета
Допускается:
- орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»
- Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы)
- Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности
- имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей
- лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен, отличается единством и достаточной выразительностью
- Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью
- В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов
Допускается:
2 орфографические и 2 пунктуационные, или1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»
- В работе допущены существенные отклонения от темы
- Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности
- Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
- Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление
-Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и не более 5 речевых недочетов
Допускается:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в V классе-5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки

«2»
- Работа не соответствует теме
- Допущено много фактических неточностей
- Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану
- Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления
- Нарушено стилевое единство текста
В целом в работе допущено более 6 недочетов в содержании и до 7 недочетов речевых
Допускается:
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок


Примечания.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить их нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при трех орфографических, двух пунктуационных и двух грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. при выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов.
Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.
Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.






Раздел VI.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 06.08.10).
Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 06.08.10).
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2007.
Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2007.
Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010.
Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
CD-ROM: Русский язык, 8 класс / Под редакцией О.И. Руденко-Моргун. – Фирма «1С», 2008.

Список справочной литературы по русскому языку для учащихся.

Ушаков Д.Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. 41-е изд. М„ 1990.
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. 4-е изд. М., 1999.
Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. 3-е изд., испр. и доп. М., 1991.
Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф. П. Филина.-2-е изд., дораб.М., 1998.
Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под ред.
В.В. Иванова.4-е изд., дораб, М., 1999.
Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. М., 1997.
Потиха 3.А. Школьный словарь строения слов русского языка.2-е изд.М., 1998.
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.2-е изд., перераб.М., 1991.
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. 3-е изд., перераб. М., 1994,
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.4-е изд.М., 2000.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. М., 1997.





Образовательные электронные ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] -Российский образовательный портал
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - газета «Первое сентября»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Все образование Интернета
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Изложения для 5-11 классов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Контрольные работы, диктанты 5-11 кл
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Е.А.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 142015




Ќђ Заголовок 1lђ Заголовок 715