Статья Теория и практика формирования культуры здоровья младшего школьника.


Максименко Людмила Васильевна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Мирновская школа №1».
Теория и практика формирования культуры здоровья младшего школьника.
Актуальность данной статьи в том, что за последние годы проблема сохранения здоровья детей младшего школьного возраста, их оздоровление и профилактика наиболее распространенных «школьных» болезней является предметом фундаментальных научных исследований.
Цель статьи- проанализировать теоретический и практический материал по проблеме здоровья человека, определить критерии эффективности деятельности педагогов и учащихся для успешного сохранения и укрепления здоровья учащихся через воспитание культуры здоровья младших школьников.
Бесспорно, уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одним из аспектов данного процесса является формирование культуры здоровья как части общей культуры человека - осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Важное место в механизме формирования культуры здоровья подрастающего поколения, воспитания ценностных ориентаций на здоровье творение занимает система образования.
За последние годы накоплен достаточно обширный теоретический и практический материал по проблеме здоровья человека. Социально-философский аспект здорового образа жизни раскрыт в трудах И.В., Л.Г. Матроса, В.П. Петленко, А.В. Сахно, А.Г.Щедриной и других. Эколого-гигиеническому аспекту посвящены публикации Н.Д.Андреевой, И.Д.Зверева, О.П. Коломеец, И.И. Соковня-Семеновой, И.Т. Суравегиной, А.Г. Хрипковой и других.
Разработаны концептуальные основы общей и педагогической валеологии (Н.П. Абаскалова, И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова, Е. Ярославцева и др.),выявлена сущность валеологических принципов педагогики (И.А. Колесникова, Л.Г. Татарникова и др.).
Здоровье является интегральной характеристикой личности и определяет качество жизни. На сегодняшний день в России высокий уровень заболеваемости населения, особенно среди детей и подростков. В частности, за период обучения в школе число здоровых детей с первого до одиннадцатого класса уменьшается в 3-4 раза . Поэтому сохранение и укрепления здоровья детей, формирование духовных потребностей и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) являются приоритетными направлениями развития общества.
Культура личности школьника отражает уровень его развития, отражается в мировоззрении, системе ценностей, характере деятельности и общения, поведении и образе жизни. Культура здоровья является составной частью общекультурного развития личности и состоит из трех компонентных блоков: программно содержательного, потребностно-мотивационного и деятельностно-практического исследований.
Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья школьников, являются следующие:
1) Высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для школьника, что в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывает стрессовое воздействие на развивающийся организм.
2) Низкая двигательная активность. Дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10-18%) компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики отклонений в состоянии здоровья.
3) Недостаточная адекватность современной системы гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), сознательного и ответственного отношения к своему здоровью .Таким образом, к важнейшим причинам неблагополучия здоровья учащихся относится:
- недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;
- чрезмерная интенсификация образовательного процесса, перегруженность учебных программ фактологической информацией, вызывающие у учащихся переутомление и стресс;
- невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовать индивидуальный подход к учащимся, с учётом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;
- несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;
- неправильная организация питания учащихся в школе;
Поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом, то и охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества.
Культура здоровья младших школьников - это осознанное, ежедневное выполнение учащимися здоровьесберегающих норм и правил, умение предвидеть влияние результатов своих действий на собственное здоровье и здоровье окружающих людей. От уровня сформированности культуры здоровья в детстве зависит последующий образ жизни человека, степень реализации его личностного потенциала.
Можно выделить следующие компоненты сформированности культуры здорового образа жизни: отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к ценности; наличие умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения; сформированность гигиенических навыков и привычек; наличие физической и умственной активности; умение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Забота о здоровье и его укрепление - естественная потребность культурного человека. Вообще, можно говорить о трех видах здоровья:
- Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
- Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
- Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизнь в полном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Проведенный теоретический анализ позволяет констатировать, что одним из критериев эффективности деятельности педагогов и успешности учащихся должен стать уровень их культуры здоровья. Понятие культуры здоровья объемно и многофакторно, поэтому по мнению многих ученых, к названным позициям относятся:
1) сформированность представлений о здоровье и здоровом образе жизни;
2) наличие знаний о способах укрепления здоровья;
3) осознание базовых ресурсов своего организма;
4) понятие всей полноты ответственности за состояние своего организма;
5) развитие навыков психофизической регуляции и самоконтроля;
6) отсутствие вредных привычек .Новые стандарты образования требуют формирования здорового образа у младших школьников в учебно-воспитательном процессе. В стандартах не ставится задача сделать всех детей профессиональными спортсменами, хотя стремление к высоким достижениям должно поддерживаться. Главное, у детей должны быть сформированы поведенческие стереотипы здорового образа жизни. Чтобы ребенок нормально рос, развивался, у него не было сколиоза, плохого зрения. Для этого нужна физическая активность и на перемене, и на уроке, и во внеурочной деятельности. В воспитательной системе начальной школы выделяются два направления - формирование гармонично развитой, социально-активной в школьных делах творческой личности.
Второе направление - совершенствование физического воспитания, спортивного мастерства учащихся.
Начальная школа имеет потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни.
Таким образом, роль учителя в формировании культуры здоровья учащихся несомненно велика. Работа учителя в данном направлении будет эффективной, если систематически и целенаправленно вырабатывать у детей стойкую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни .В формировании культуры здоровья обучающихся можно использовать следующие формы и методы:
1. Методы формирования сознания, включающие следующие формы деятельности: классные часы, их проведение и тематика должны быть предусмотрены заранее при составлении плана воспитательной работы;
беседы и диспуты проводятся с классом или индивидуально, предполагая интеллектуальную и эмоциональную активность школьников;
читательские конференции помогают не только расширить кругозор обучающихся, но и усвоить нормы и принципы нравственности.
2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения включают в себя ряд форм: педагогическое требование к выполнению норм поведения, правил по организации здорового образа жизни в виде просьб, совета, намека;
приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек здорового образа жизни и отражают сознательные установки личности; регулярное участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях формируют качества здоровой личности; воспитывающие ситуации применяются с целью формирования новых норм поведения по отношению к собственному здоровью; данные формы применяются для формирования четких позиций, оценочных суждений в отношении тех или иных представлений о здоровом образе жизни .3. Методы стимулирования поведения и деятельности помогают формировать у обучающихся умения правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию ими своих потребностей, пониманию смысла жизнедеятельности.
Поощрение применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение.
Наказание состоит в лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения.
4. Метод игровых ситуаций успешно применяются, так как он позволяет легко, увлекательно усваивать обучающимся на практике правила здорового образа жизни.
5. Игра - это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик - учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что ведущими факторами, формирующими здоровый образ жизни и способствующими укреплению здоровья младших школьников, являются рационально организованный режим дня, сбалансированное питание, оптимальный двигательный режим, занятия по физической культуре на открытом воздухе, закаливающие процедуры, соответствующие возрасту ребенка, регулярное качественное медицинское обслуживание, благоприятные гигиенические и санитарно-бытовые условия, а также пример семьи и педагогов.Литература:
1. Ковриго, Н. М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни – важная педагогическая задача / Н. М. Ковриго // Образование и здоровье. – Калуга, 1998. – С. 149–150.
2. Колбанов, В. В. Валеологический аспект гуманизации школьного образования / В. В. Колбанов // Проблемы педагогической валеологии. – СПб., 1997. – С. 26–29.
3. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. – М.: Аркти, 2003. – 272 с.
4. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. – 240 с.
5. Хрипкова, А. Г., Колесов, Д. В. Гигиена и здоровье школьников / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. – М.: Просвещение, 1988. – 216 с.