Методическая разработка занятия биологического кружка «Зеленая лаборатория» в 9 классе по теме: «Экология и разнообразие декоративных растений в Ботаническом саду города Санкт- Петербурга».


Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья "Сорокинская специальная (коррекционная) школа-интернат (VIII вида)"
Открытое кружковое занятие по биологии
Методическая разработка
занятия биологического кружка «Зеленая лаборатория»
в 9 классе
по теме: «Экология и разнообразие декоративных растений в
Ботаническом саду города Санкт- Петербурга».
Учитель биологии
Кривых Елена Владимировна
2016 г.
Большое Сорокино
Цель:
Создать условия для простора детской познавательной активности для повышения интереса к предмету биология в процессе кружковой деятельности.
Задачи:
Изучить основные экологические группы растений Ботанического сада.
Развивать познавательную активность и интерес, логическое мышление, внимание, память учеников, умение анализировать материал, вырабатывать навыки групповой работы.
Воспитывать у учащихся инициативность и самостоятельность, коммуникативные способности, культуру диалогового общения и поведения, воспитание экологической культуры и экологического мышления.
Тип занятия: Виртуальная экскурсия
Материалы и оборудование: презентация, таблица: Жизненные формы растений, ватман, карандаши, фломастеры, клей, картинки растений, клубочек ниток, компьютер, проектор, экран.Ход занятия
I этап. Орг. Момент
Игра на сплочение классного коллектива: «Цветной клубок»
Учитель: Встаньте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра. Я обматываю свободным концом нити свою ладонь и передаю клубок ученику, который должен быть следующим в «паутине». После того как мы передали кому-то клубок, мы говорим этому ученику фразу начинающуюся с одних и тех же слов: «"Коля (Маша, Петя)! Ты мне нравишься, потому что..." Например, я говорю: "Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс". Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы "паутина" была более-менее натянута. После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше. Постепенно "паутина" будет расти и заполняться. Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.
II этап. Мотивация
Постановка проблемы:
Учитель: Ребята, сегодня мы проведем викторину,  которая поможет вам поближе узнать и полюбить природу. Викториной называется игра, заключающаяся в постановке вопросов и дачи на них правильных ответов.
Викторина
Какие дрова самые жаркие? (дуб, береза)
Какая ягода бывает черной, белой, красной? (смородина)
Какое растение называют цветком Солнца? (подсолнух)
Растет ли дерево зимой? (нет, замирает)
Половинки сушеного абрикоса (курага)
Земляной орех (арахис)
У каких растений цветки ныряют под воду? (кувшинка)
Веники, сделанные из его ветвей, самые популярные, обладают лечебными свойствами. (береза)
Ты натер ногу в пути, лист какого растения можно приложить и облегчить боль? (подорожника).
Испокон веков это цветок символизирует русскую природу, а еще на нём любят гадать. Что же это за растение? (Ромашка)
Благодаря какому дереву, в июне появляется пушистый снег. (тополь)
Растение, у которого вместо листьев — колючки. (кактус)
Злак с толстым стеблем и желтыми зернами, собранными в початок.  (кукуруза)
Плод дуба.  (желудь)
Сушеная трава, зимний корм коровы. (сено).
-Как одним словом можно назвать все отгадки (РАСТЕНИЯ).
Составление кластера на доске.
Учитель: Как вы думаете, о чем речь пойдет на занятии? (о растениях),
слово – растения, вывешивается на доске.
Учитель: Давайте вспомним, на какие группы можно разделить все растения (деревья, кустарники, травы)
Слова на табличках (деревья, кустарники, травы), вывешиваются на доске.
Учитель: Назовите отличительные признаки:
- деревьев (один толстый деревянный стебель -  ствол)
- кустарников (несколько довольно тонких стеблей  - стволиков)
- трав (стебли мягкие, сочные).
Практическое задание.
-У меня на столе лежат картинки с примерами растений, здесь есть деревья, кустарники и травы, нужно разделить данные примеры по 3 группам в соответствии.  (Индивидуальная работа, учащегося у доски)
РАСТЕНИЯ


Пырей
ТРАВЫ
Смородина
КУСТАРНИКИ
Подсолнух
Клевер
Сирень
Шиповник
Ель
Тополь
Береза
ДЕРЕВЬЯ

Учитель: Скажите, все ли растения  вы знаете? (Показать картинку экзотического незнакомого дерева) Как называется это дерево? Почему названия некоторых вам неизвестны? (так как они не  растут в нашей природе) Но эти растения могут расти в ботаническом саду.
III этап. Учебно-познавательной деятельности. (Работа по презентации)
(Слайд 1)
Учитель: Сегодня на занятии я вас ребята приглашаю в виртуальную экскурсию в самый древний и крупнейший в России Ботанический сад в город Санкт-Петербург.
-А кто знает, что такое Ботанический сад? (ответы детей)
(Слайд 2)
Учитель: Ученые дают такое определение: Ботанический сад – это научное исследовательское и культурно-просветительное учреждение. В основе Ботанического сада – коллекция живых растений, выращиваемых в открытом грунте и оранжереях.
В России по указу Петра 1 был создан первый Ботанический сад, как Аптекарский огород. Здесь выращивались лекарственные растения для аптек. Здесь можно было увидеть те растения, которые больше не произрастают в естественных условиях, и те, которые находятся на грани исчезновения, а так же растения других стран. Ботанический сад в Санкт-Петербурге является одним из старейших в нашей стране.
- Прежде чем посетить Ботанический сад, необходимо подумать, что можно и что нельзя делать посетителям Ботанического сада. У вас на парте лежат правила поведения на экскурсии, прочитайте список.
Учащиеся, выполняют задание в группе. Зачитывают список и обсуждают.
Учитель: Согласны вы с этими правилами?
Учитель: Ребята, отправляемся на экскурсию.
(Слайд 3)
Знакомство с маршрутом экскурсии.
(Слайд 4)
-Ребята как вы думаете большая территории сада или маленькая?
(ответы детей)
Ботанический сад расположен в северо-восточной части Аптекарского острова города Санкт- Петербурга. Общая площадь составляет 22,9 га, вся территория разделена на 145 участков. Главной целью ботанических садов во всех случаях является создание и содержание коллекций живых растений, а также распространение среди широких слоев населения знаний о растительном мире и способах практического использования полезных для человека растений. А также являются местом для здорового и культурного отдыха населения, пробуждая в нём любовь и интерес к природе.
(Слайд 5)
На территории сада находятся здание Музей с гербарием, Библиотека, Биологическая лаборатория, Парки с каменистыми горками, огромное количество Оранжерей, Питомники с лекарственными растениями.
(Слайд 6)
Знакомство с Ботаническим садом начинается с парка. Он является парком, где собрана коллекция деревьев и кустарников нашей страны, Западной Европы, Северной Америки, Японии, Китая.
(Слайд 7)
Деревья ботанического сада.
(Слайд 8)
Посмотрите ребята, как выглядят деревья инжир и кофе, все наверняка слышали об этих деревьях, но не все видели как они выглядят.
(Слайд 9)
Кустарники ботанического сада.
(Слайд 10)
Травы ботанического сада
(Слайд 11)
Пальмовая оранжерея. В Большой пальмовой оранжерее высотой 23,5 метра размещены растения влажного тропического леса. Здесь растут высокие деревья: анчар, манго, красное дерево и другие. В тропических оранжереях 2 тысячи видов растений, среди них 80 видов пальм.
(Слайд 12)
Внешний вид: Кокосовая пальма, Саговник завитой.
(Слайд 13)
Викторная оранжерея
Гигантское водное растение семейства кувшинковых – виктория амазонская – выращивается в Саду с 1853 года.
(Слайд 14)
Виктория растет в заводях Амазонки и ее притоков. Для нее сооружен бассейн диаметром 12 метров. Температура воды в бассейне 28-30 градусов.
(Слайд 15)
Папоротниковая оранжерея.
Виктория растет в заводях Амазонки и ее притоков. Для нее сооружен бассейн диаметром 12 метров. Температура воды в бассейне 28-30 градусов
(Слайд 16)
Коллекция кактусов.
Коллекция кактусов старейшая в нашей стране. Многие растения насчитывают 50-100 и более лет.
(Слайд 17)
Старейшее растение Ботанического сада – кактус царица ночи, культивируемое с 1824 г. Пережил блокаду Ленинграда. Его цветение в белые ночи всегда привлекает большое количество посетителей.
(Слайд 18)
Лекарственные растения выращиваются в Ботаническом саду со времени его основания. Сейчас в питомнике лекарственных растений можно видеть образцы более 500 видов этих растений.
IV этап. Коллективно- творческая деятельность.
Мини-проект: Ботанический сад.
Создайте, свой Ботанический сад с цветущими растениями.
(работа в группе)
Инструкция: У вас на столах есть ватман, карандаши, фломастеры, фотографии растений. Нарисуйте на ватмане свой ботанический сад,
2. Самопрезентация мини- проекта.
V этап. Итог занятия:
Учитель:
- Что нового вы сегодня узнали?
- Какие растения вам понравились в ботаническом саду?
- Какое значение для человека имеет Ботанический сад?
-Что вам пришлось вспомнить?
-Чем вам была интересна экскурсия?
Учитель:
- Вы знаете, что если бы не было ботанических садов, заповедников, то вряд ли мы увидели всю эту красоту, потому что мы люди безжалостно уничтожаем всё самое красивое и удивительное то, что есть в природе.
-Какой вид работы на занятии вам понравился?
-О чем бы вы рассказали сегодня друзьям?
VI этап. “Букет настроения”.
В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце занятия говорю: “ Если вам понравилось занятие, и вы узнали что-то новое, было интересно, у вас осталось восторженное настроение- то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, что-то осталось непонятным, было скучно – голубой”.
Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
красный - восторженное;
голубой - неудовлетворенное, грустное;
VII этап. Оценка работы учащихся на занятии.
Правила поведения во время проведения экскурсий, походов, прогулок
1. Участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь.
2. Все движения должны быть по возможности бесшумны – необходимо слушать голоса природы.
3. По первому знаку педагога все должны остановиться и замолчать. На остановках собираться вокруг педагога в два ряда широким полукольцом. Продолжать движение с разрешения руководителя.
4. Разговоры недопустимы. Вопросы руководителю задавать вполголоса.
5. Растения не следует собирать, лучше записать в блокнот их характерные признаки и зарисовать.
6. Во время выполнения заданий группы расходятся на расстояние в пределах видимости или слышимости голоса педагога.
7. Не следует ловить животных (насекомых, земноводных, пресмыкающихся).
8. Не следует фотографировать это может быть запрещено администрацией ботанического сада.
9. Без разрешения руководителя не следует собирать какие-либо объекты на память в качестве сувениров.
10. Соблюдение чистоты (не мусорить);
- не шуметь;
- ходить только по проложенным дорожкам;
- не обрывать листья и растения, так как они могут быть занесены в Красную книгу и являться малочисленными.