Презентация к методическому семинару по теме Использование проблемно-задачной технологии для реализации развивающего обучения на уроках математики Детистовой М.Б.


Районный этап Всероссийского конкурса«Учитель года России – 2016» Конкурсное задание «Методический семинар»Использование проблемно-задачной технологии для реализации развивающего обучения на уроках математики Детистова Марина Борисовна, учитель математики МОУ СОШ №16 Курского муниципального района Ставропольского края Детистова Марина Борисовна– учитель математики первой квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16 Курского муниципального района ставропольского края.Стаж работы – 23 года.Хочу и добьюсь того, что бы каждый мой ученик нашел свою дорогу в этой жизни и стал достойным гражданином России!«Ученик, это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь» О себе: Условия возникновения опыта Первоочередная роль математического образования – это развитие мышления. Математика – единственный предмет, который профессионально направлен на развитие мозга путем решения задач. С. Рукшин Проблема: новый социальный заказ школьному образованию не может быть выполнен в полной мере только средствами традиционной педагогики.Возникла необходимость в поиске средств и методических решений для соответствия новым профессиональным компетенциям. Обновленная нормативная база (ФГОС, Концепция развития математического образования, профессиональный стандарт педагога) Известная методическая база(теории, технологии, диагностики) Недостаточно средств для решения поставленных задач Необходимость решать новые образовательные задачи:«…Обеспечение роста творческого потенциала учеников, их готовности к применению универсальных учебных действий в жизненных ситуациях…» (ФГОС) Перейти к ФГОС Теория опыта проблемно-задачной технологии на примере применения закрытых и открытых задач Читать теорию открытых задач Условие Решение Ответ Условие Решение Ответ В школе решают закрытые задачи (из пункта А в пункт В...), а жизнь ставит перед человеком открытые задачи, и в зазор между первыми и вторыми зачастую проваливается интерес учеников и, соответственно, наши образовательные усилия. …Вся жизнь – открытая задача. И от того, насколько успешно ты ее решаешь, зависит твоё настоящее и будущее. А. А. Гин Противоречия, решаемые открытыми задачами 5 4 32 7 26 Изобретение состоит в преодолении противоречия… Противоречия надо усиливать, обострять, доводить до предела. Г. С. Альтшуллер Концептуальная основа опыта Читать об авторах и их идеях Идея изменений: при изучении предмета использовать задачи открытого типа.Противоречие: не смотря на высокий развивающий потенциал открытых задач, в школьных учебниках математики и методических пособиях их почти нет, также как и методик их составления и использования при обучении математике.Цель опыта: подобрать или составить открытые задачи и апробировать их использование на различных этапах урока математики и внеклассных занятиях. Изучение теоретической базы Теоретическая база опыта:основы ТРИЗ (Г. С. Альтшуллер)понятие открытой задачи (А. А. Гин);системы творческих заданий (П. М. Горев, В. В. Утёмов);приемы обучения поиску новых идей и самостоятельного составления заданий (М. Ю. Шуба);понятие интеллектуального и творческого потенциала человека (С. С. Бакулевская);методика «Креатив-боя» (А. Ф. Кавтрев). Как бы машина хорошо ни работала, она может решать всетребуемые от нее задачи, но она никогда не придумает ни одной. (А. Эйнштейн) 1 4 5 Мотивация(встреча с чудом) Содержательнаячасть Психологическая разгрузка Головоломка(интеллектуальнаяразминка) Содержательнаячасть 2 3 6 Резюме(итог) Новая структура урока Учебный процесс необходимо менять. И прежде всего схему познавательной деятельности школьников – с репродуктивной на схему поисковой познавательной деятельности. М. М. Зиновкина Представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, интересных фактов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность Соединяет программный материал с системой заданий, направленных на развитие дивергентного, логического мышления, творческих способностей учащихся; способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой, математической и технической грамотности Снижение психической напряженности на фоне мышечного расслабления проявляется в виде «раскрепощения» в общении, поведении, деятельности и проявлении чувств Это тренинг по преодолению инерции мышления, который требует от ученика нетрадиционного поворота мысли. Происходит развитие парадоксального, творческого мышления, преодоление стереотипов Обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимися самого урока Открытые задачи на блоке мотивации Знания становятся желанным достоянием маленького человека при условии, когда они – средство достижения творческих, трудовых целей. В. А. Сухомлинский Показываю на доске одновременно несколько многозначных чисел и, не производя никаких вычислений, говорю, какое конкретное число делится на 2, какое – на 5, на 9 и так далее. Ученикам разрешается проверить делимость чисел, используя калькуляторы. Задаю вопрос: «Как я делаю вывод о делимости числа, в чем суть фокуса?» Чаще всего ученики отвечают, что числа были к уроку специально подобраны, вычисления были сделаны до урока. Тогда предлагаю эксперимент: ученик на доске пишет любое многозначное число, про которое я без вычислений говорю, что оно точно делится (не делится) на 2, 3, 5, 9. Ученики проверяют на калькуляторе. Эксперимент повторяется несколько раз, ученики убеждаются в эффекте «фокуса» и готовы ему научиться. Вместе с учениками формулируем тему, цель урока, планируем деятельность. Примеры и формируемые УУД Открытые задачи на содержательном блоке Тема «Аксиомы стереометрии» (10 класс) Тема «Теорема Пифагора» (8 класс) Творческое решение требует комбинирования старых элементов в новые конфигурации – в зависимости от того, что необходимо сейчас. Е. П. Торренс – Какой табурет устойчивее на не очень ровном полу – с тремя или с четырьмя ножками? (Наиболее вероятный ответ – с четырьмя).– Почему же, когда пол неровный, приходится что-то подкладывать под ножку именно «четырехногого» табурета, что бы он не шатался? (Варианты ответов)Объяснение получаем с помощью рассмотренных на уроке аксиом (Возможен самостоятельный эксперимент с моделями). Один рыбак купил себе новую удочку длиной 5 метров. Домой ему приходится добираться автобусом. Автобус очень большой, но в нем запрещено перевозить предметы длиной более 4-х метров. Удочка не разбирается и не гнется. Как можно упаковать удочку, чтобы провезти ее в автобусе? Примеры и формируемые УУД Открытые задачи во внеурочной деятельности Изучение на элективных курсах общих методов развития мышления и преодоления психологической инерции Интеллектуальные игры с использованием открытых задач идея идеального конечного результата;метод синектики;метод мозгового штурма;метод перехода в другое измерение;метод «наоборот» и др. «Что? Где? Когда?»;«Креатив-бой»;«Турнир юных Почемучек»;«Математическая креатив-рыбалка»;«Математический креатив-аукцион» Оценка открытых задач Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг Открытые задачи во внеурочной деятельности Мой элективный курс Метод перехода в другое измерение Задача. Построить из 6 спичек 4 треугольника.Мы учим детей при решении задачипо возможности уменьшать размерность пространства. Следует рассмотреть планиметрические задачи, которые легче решаются, наоборот, при переходе в трехмерное пространство.Задача. Рассмотрим три произвольные окружности и проведём попарные касательные к каждой паре окружностей. Что можно сказать о полученных трёх точках, являющихся пересечением касательных, проведённых к двум окружностям? Судя по рисунку, они лежат на одной прямой. Однако рисунок – это не доказательство, а лишь информация для выработки гипотезы. Попробуем её доказать. Рассматриваемая задача и рисунок к ней расположены на плоскости.  Посмотрим на эту плоскость из трёхмерного пространства. Несложные рассуждения позволяют доказать принадлежность точек одной прямой. Даже самая прекрасная и мощная идея бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться. Самое интересное в идеях – это попробовать их на деле. Р. Бах Открытые задачи во внеурочной деятельности Нет такой области человеческой деятельности, в которой не было бы открытых задач. В технике, в науке, в быту, в искусстве, в отношениях людей… А. А. Гин «Креатив-бой» отличается от других интеллектуальных игр тем, что участникам предлагаются открытые задачи. Эти задачи далеко не всегда имеют единственно правильный (контрольный) ответ. Креатив-бой – это активное и захватывающее соревнование, это эмоции и интеллект одновременно, это прекрасное средство для повышения мотивации к добыванию знаний.Задача. Однажды смотритель за змеями в зоопарке рассказал нам, что яд бывает только у взрослой особи. Возраст змеи можно узнать, измерив её длину. Помогите смотрителю придумать такой способ измерения длины змеи, чтобы не подвергать себя лишней опасности.Задача. Даны коробок спичек и два куска «горючей» верёвки – разной длины и из разных материалов. Известно, что каждый кусок сгорает от одного конца до другого ровно за один час. При этом скорость сгорания не постоянная: кусок может гореть быстро сначала и медленно под конец или наоборот. Как с помощью этих веревок и коробка спичек отмерить временной промежуток в 45 минут? «… Решать такие задачи намного интереснее, они отличаются от задач из школьного учебника…»«… Можно предлагать разные идеи, использовать нестандартные решения…»«…Творческий подход к решению проблем открывает новые возможности привычных вещей…»«… Каждый человек должен быть креативным…»«… Такие задачи учат решать проблемы в жизни…»«… Я учусь делать выбор, когда вариантов решения много, надо, чтобы он оказался лучшим… » Открытые задачи: мнение учеников Как составить открытую задачу Нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания. В. В. Давыдов Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – М., 1966.Гин А. А., Кавтрев А. Ф. «Креатив-бой»: как его провести. – М.: Вита-пресс, 2012. – 32 с. Горев П. М., Рычкова О. В. Открытые задачи как средство достижения школьниками метапредметных результатов на современном креативном уроке математики // Концепт. – 2015. – № 5 (май). – ART 15132. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15132.htm.Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: Практическое руководство по развитию креативного мышления. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 112 с. Горев П. М., Утёмов В. В. Оценивание метапредметных результатов освоения программ общего образования на основе коэффициента интеллектуальности // Концепт. – 2014. – № 4 (апрель). – ART 14079. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14079.htm. Зиновкина М. М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование XXI века. Теория и практика. – М.: МГИУ, 2008. – 306 с.Концепция развития математического образования в Российской Федерации. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/3894. Матюшкин A. M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972.Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1977.Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (2012 г.). – URL: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_res.htm. Метапредметный подход в обучении школьников / Авт.-сост. С. В. Галян. – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. – 64 с. Нестандартные задачи. – URL: http://eruditov.net.Примеры контекстных задач. – URL: http://fiziola.ucoz.ru.Примеры открытых изобретательских задач. – URL: http://www.trizland.ru.Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2013. – 212 с. Шуба М. Ю. Учим творчески мыслить на уроках математики. – М.: Просвещение, 2012. – 218 с. Библиографический список