словообразующая роль гласных букв


Составитель: учитель-логопед
Акатова Енжумаржан ЧалкановнаКонспект группового логопедического занятия по программе
«Коррекция дизорфографии» (З класс).

Логопедическая тема: слогообразующая роль гласных, типы слогов.
Грамматическая тема: слоговой анализ и синтез.
Лексическая тема: ягоды и грибы.
Задачи:
развитие умения распознавать гласные и согласные звуки;
развитие умения выделять гласные из слов;
уточнение представлений учащихся о слоге как части слова;
развитие умения определять количество слогов в слове, делить слово на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков;
развитие умения составлять из слогов слова;
развитие умения наблюдать за произношением слов, проводить их звуковой и слоговой анализ;
активизация словарного запаса по теме «грибы и ягоды»;
развитие внимания, памяти, мышления.
Оборудование:
схемы слогов разного типа;
изображение трёх корзин;
картинки, изображающие ягоды и грибы.
Проектор, мультимедийная/интерактивная доска.
I. Организационный момент.Учитель-логопед: Сядет тот ученик, который придумает и назовет слово, начинающееся с согласного звука.
II. Ход занятия. Сообщение темы и целей урока.
Задание №1. Актуализация опорных знаний по теме.
Логопед: Сегодня мы с вами поговорим о слогах и словах.
Логопед: Как узнать, сколько в слове слогов?
Ученики: Сколько гласных, столько и слогов.
Логопед: Верно:
Сколько в слове гласных -
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
—А чем отличается гласный звук от согласного?
Ученики: гласные мы можем пропеть, а согласные нет.
Логопед: Скажите, пожалуйста, может слог состоять из одной гласной?
Ученики: да.
Логопед: Из одной согласной?
Ученики: нет.
Логопед: Из двух согласных?
Ученики: нет.
Логопед: Слог обязательно должен содержать гласную.
Итак, слоги по своему составу бывают разные. Слог может состоять из одного гласного, гласного и согласного, гласного и нескольких согласных. Если слог начинается с согласной, за которой идет гласный, то такой слог называется прямым (логопед демонстрирует схему прямого слога СГ), а если сначала идет гласная, а за ней согласная, то такой слог называется обратным (демонстрируется схема обратного слога ГС). Приложение №1.
Задание №2. Игра «Скажи наоборот» Звуковой синтез. Приложение №2.
Логопед: Я говорю слог. Если он прямой, то превратите его в обратный. Если он обратный, то превратите его в прямой: он (но), фи (иф), ма (ам), ур (ру)…
Логопед: Посмотрите на мою схему и скажите, в каком порядке произносятся гласные и согласные в этом слоге. Демонстрируется карточка СГС (Согласный, гласный, согласный).
- В этом слоге? Логопед демонстрирует карточку ССГ (согласный, согласный, гласный)
- А в этом слоге? Карточка ГСС ( гласный, согласный, согласный)
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
- Зарисуйте эти схемы в следующем порядке СГС ССГ ГСС.
- У вас получится три колонки. Я диктую слоги, вы должны записать слог под той схемой, которой он соответствует.
Слоги: ошк, рам, крю, ост, коф, хри, шта, унт, дим…
Задание №3. Слоговой анализ. Определение количества слогов в слове. Работа у доски.
Логопед: Посмотрите, ребята. На доске висят три корзинки. В первой корзине «размещаются» слова-картинки, в названии которых один слог, во 2 - два слога, в третьей - 3 слога.
Поделите лист тетради на 3 столбика. Ягоды и грибы первой корзинки вы записываете в первый столбик, ягоды и грибы второй корзинки – во второй столбик, 3-ей - в третий. Гласные буквы подчеркивайте красной ручкой.
Логопед демонстрирует картинку. Ученик называет картинку, определяет, сколько слогов в этом слове, закрепляет картинку в соответствующей корзине на доске. Ребенок записывает слова на доске, подчеркивает гласные красным мелом, делит слова на слоги вертикальной чертой, проговаривает слово по слогам. Следующее слово разбирает следующий ученик.
Запись в тетради и на доске будет выглядеть следующим образом: Приложение №4.
3
2
1

Груздь клюква лисичка
рыжик малина
вишня шампиньон
Логопед: Какими двумя словами мы можем назвать все предметы, которые лежат в корзинках?
Ученики: Ягоды и грибы.
Логопед: Какие слова из тех, которые мы записали, нельзя переносить? Почему? (слово груздь, потому что в нем только один слог).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять (Пальчики обеих рук "здороваются".)В лес идем мы погулять, (Пальчики "шагают".)За черникой, (Загибают по одному пальцу.)За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем И братишке принесем. Н. Нищева
Логопед: Названия каких ягод прозвучали в стихотворении? (На доске проектируются все ягоды из стихотворения). Презентация.
Ученики: черника, малина, калина, брусника, земляника.
Логопед: В какой корзине лежат эти ягоды? Всем ли ягодам достанется корзина?
Ученики: Землянике не достанется корзина, потому что в этом слове 4 слога.
Логопед: Запишем это слово в тетради по слогам.
Задание №4. Слоговой синтез. Составление слов из слогов. Презентация.
В лесу растут и другие ягоды и грибы. Угадайте их названия.
1. Составление слов из слогов.
Логопед: Для того чтобы угадать первое слово, соедините первый слог в названии первой картинки, первый слог в названии второй картинки и первый слог в названии третьей картинки. Объедините слоги в слово. Какое слово у вас получилось?
Ряса, бидон, нашивка – рябина.
- Сколько слогов? В какой столбик запишем слово рябина? Подчеркните гласные.
2. Составление слова из слогов, данных в беспорядке.
Логопед: Посмотрите на доску. Название этого гриба рассыпалось на слоги в беспорядке. Соберите их в слово. Презентация.
(Ученики составляют слово из слогов, на доске проектируется правильное слово с картинкой.)
Ученики: подосиновик.
Логопед: Правильно. Запишите это слово в тетрадку по слогам. Подчеркните гласные буквы.
Составьте еще одно рассыпавшееся слово. Логопед демонстрирует картинку (рисунок проектируется в качестве проверки, когда дети правильно составят слово.). (Морошка)
Сколько слогов в слове морошка? (3)
Задание №5. Звуковой синтез. Анаграмма. Составление слов из букв, данных в беспорядке. Презентация.
Логопед: Чтобы назвать следующее слово, поменяйте местами буквы (если это задание вызовет затруднение, то надо расположить буквы в том порядке, которое определяется цифрами).
4 2 1 3 5 7 6
ВЖЕЕИАК
Логопед: Какое слово у вас получилось?
Ученики: Ежевика.
Логопед: Сколько слогов в этом слове? Подчеркните гласные. (То же самое сделать с остальными получившимися словами.)
2 13 4 5 76
ОПГАНАК
Логопед: Какое слово у вас получилось? (Поганка)
В какую корзинку мы положим этот гриб?
Ученики: Ни в какую. Это несъедобный гриб.
Логопед: Молодцы.
Задание №6. Сравнительный звуковой анализ слов. Работа по карточкам. Презентация. (На доске проектируются картинки всех названых грибов и ягод). Также это задание можно выполнить у доски. Приложение №5.
В левой половине карточек написаны схемы слов, а в правой половине – слова. Ученики соединяют схемы с соответствующими им словами.
СГСГСГС волнушка
СГСГСГСГ черника
СГСГГССГ сыроежка
СГССГССГ моховик
СГССГСГ голубика
Логопед: А теперь сами составьте схемы слов:
маслёнок, опёнок (СГССГСГС, ГСГСГС)
- Напишите схемы, запишите слова, поделите их на слоги.
Задание №7. Отгадывание загадок. Презентация.
Логопед: А теперь попробуйте отгадать загадки о тех ягодах и грибах, которые мы ещё не называли:
Низок, да колюч, сладок, не пахуч. Ягоды сорвёшь - всю руку обдерёшь.
Он большой, как мяч футбольный, Если спелый - все довольны. Так приятен он на вкус! Что это за шар? ..
Две сестры летом зелены, К осени одна краснеет, другая чернеет.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый… 59569358721090
Задание №8. Задание по карточкам. Проверка усвоенного на уроке. Приложение №6.
У каждого карточка с изображением арбуза. Ученики определяют количество слогов и находят все слова, состоящие из трёх слогов. Остальные вычёркивают.
(На доске проектируется такое же изображение, самопроверка – с арбуза на доске исчезают все ненужные слова.)
малинамалинагруздьземляникавишняопенокмоховиксмородинарябиначерникаежевикапоганкаголубикаподосиновикподберёзовик
III. Подведение итогов.
Что мы сегодня изучали на уроке?
Как узнать, сколько в слове слогов?
Вам понравился урок?
На этом наш урок окончен. До свидания.
Приложение №1.
ГС
СГ

ГСС
ССГ
СГС
Приложение №2.
Приложение №3.
3
2
1

Приложение №4
КЛЮКВА
ГРУЗДЬМАЛИНА
ШАМПИНЬОН РЫЖИК
ВИШНЯ
Приложение № 5.
СГСГСГС волнушка
СГСГСГСГ черника
СГСГГССГ сыроежка
СГССГССГ моховик
СГССГСГ голубика
Приложение №6.
малинамалинагруздьземляникавишняопенокмоховиксмородинарябиначерникаежевикапоганкаголубикаподосиновикподберёзовик