Конспект урока по русскому языку на тему: Словообразующая роль гласных звуков


Класс: 3
Предмет: Русский язык.
Тема: «Словообразующая роль гласных звуков»
Задачи:
Образовательные
- знать словообразующую роль гласных, что такое слог.
Коррекционные
- коррекция и развитие устной и письменной речи, мышления, памяти, внимания;
- развитие умения определять количество слогов в слове, делить слово на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков;
- развитие умения составлять из слогов слова;
- развитие умения наблюдать за произношением слов, проводить их звуковой и слоговой анализ.
Воспитательная
- воспитывать интерес к предмету, аккуратность.
Тип урока: комбинированный.
Форма работы: индивидуальная.
Оборудование:
- схемы слогов разного типа;
- изображение двух корзин;
- слова-картинки, карточки с заданиями.
Ход урока
Этап урока Содержание этапа
Организационный момент
Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
Минутка чистописания
Работа по теме урока
Закрепление
Итог урока Проверка готовности к занятию.
Речевая разминка.
- Дружат гласные с согласной, составляя
вместе слог.
- Как узнать, сколько в слове слогов?
( Сколько гласных, столько и слогов).
- А чем отличается гласный звук от согласного?
( гласные мы можем пропеть, а согласные нет).
- Может слог состоять из одной гласной? (да)
- Из одной согласной?
( нет)
- Из двух согласных?
( нет)
- Слог обязательно должен содержать гласную.
- Итак, слоги по своему составу бывают разные. Слог может состоять из одного гласного, гласного и согласного, гласного и нескольких согласных. Если слог начинается с согласной, за которой идет гласный, то такой слог называется прямым (схема прямого слога СГ), а если сначала идет гласная, а за ней согласная, то такой слог называется обратным (схема обратного слога ГС).
- Сегодня мы поговорим о слогах и словах.
- Открой тетрадь.
Букву «О» приглашаем на минутку чистописания. Приём на внимание. Записать эти слоги столько раз, сколько услышишь хлопков. ОС СО (4 раза, чередуя открытые и закрытые слоги).
Посмотрите в окно. Какое время года? (Осень). Запишем это слово: ос_нь. 
-Какую букву вставим? Как проверить? (Осенний)
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять (Пальчики обеих рук "здороваются".)В лес идем мы погулять, (Пальчики "шагают".)За черникой, (Загибают по одному пальцу.)За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем И братишке принесем. 
Игра «Скажи наоборот»
- Я говорю слог. Если он прямой, то преврати его в обратный. Если он обратный, то преврати его в прямой: он (но), фи (иф), ма (ам), ур (ру)…
- Посмотри на схему и скажи, в каком порядке произносятся гласные и согласные в этом слоге. Демонстрируется карточка СГС (Согласный, гласный, согласный).
- В этом слоге? Демонстрируется карточка ССГ (согласный, согласный, гласный)
- А в этом слоге? Карточка ГСС ( гласный, согласный, согласный)
- Открой тетрадь, запишите сегодняшнее число.
- Запиши эти схемы в следующем порядке СГС ССГ ГСС.
- У нас получилось три колонки. Я диктую слоги, необходимо записать слог под той схемой, которой он соответствует.
Слоги: ошк, рам, крю, ост, коф, хри, шта, унт, дим…
Физминутка
«Грибочки»
- Ножки, ножки, где вы были? (топают ногами)
- За грибами в лес ходили.
- Что вы, ручки, работали? (хлопают в ладоши)
- Мы грибочки собирали.
- А вы, глазки, помогали? (закрывают и открывают глаза)
- Мы искали да смотрели – (повороты туловища вправо-влево)
Все пенечки оглядели.
Сравнительный звуковой анализ слов.
В левой половине карточек написаны схемы слов, а в правой половине – слова. Ученик соединяет схемы с соответствующими им словами.
СГС малина
СГСГСГ арбуз
ГССГС гриб
ССГС лес
Слоговой и звуко-буквенный анализ.
- Посмотри. На доске висят две корзинки. В первой корзине «размещаются» слова-картинки, два слога, а во второй - три слога.
МАЛИНА
ВИШНЯ
АРБУЗ
ЯБЛОКО
ЗЕМЛЯНИКА
РЯБИНА
ГРУША
СМОРОДИНА
-Одно слово осталось (смородина), почему?
(оно состоит из 4 слогов)
- Запиши его и выполни звуко-буквенный анализ слова.
Смо-ро-ди-на
Что мы сегодня изучали на уроке?
Как узнать, сколько в слове слогов?
На этом наш урок окончен.
МАЛИНА
КЛУБНИКА
ВИШНЯ
ГРУША
АРБУЗ
РЯБИНА
ЯБЛОКО 14605-4445
СМОРОДИНА
СГС малина
СГСГСГ арбуз
ГССГС гриб
ССГС лес
ГС
СГ
СГС
ССГ
ГСС