Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе на тему Религия древних греков

История древнего мира в 5 классе

Тема: Религия древних греков
Цель: рассмотреть древнегреческих богов, познакомить учащихся с мифами о богах; подвести учащихся к пониманию общей закономерности: религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умения работы с текстом учебника и его иллюстрациями, выделять главное; прививать интерес к истории других государств.
Метапредметные УУД
Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде плана урока.
Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности
Предметные УУД – ознакомление с пантеоном древнегреческих богов и основами возникновения политеистических религий, понимание значения роли религии в жизни древнегреческого общества.
Личностные УУД - уважение к прошлому своей страны, воспринимаемое сквозь призму всемирного цивилизационного процесса , аргументированное оценивание поступков, с опорой на общечеловеческие нравственные ценности
Межпредметные связи: анализ письменных источников (+ литература), составление логических цепочек (+геометрия), работа с картой (+география),
Новые слова: гора Олимп, боги: Зевс, Аид, Деметра, Дионис, Гефест, Цербер - пес с тремя головами и змеиным хвостом
Интеллектуальный продукт урока: таблица соотнесения богов греческого пантеона с силами природы, их олицетворяющими и с занятиями древних греков
Тип урока: проблемно-диалогический
Тип урока: открытия новых знаний
Оборудование: учебник: Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М, : Просвещение, 2014. – 303с., ИКТ, мультимедийная презентация по теме урока.

Ход урока:

I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Работа по карточке. Подготовить устный ответ
Прочитайте отрывки из поэмы и ответьте на вопросы.
Вздулся кровавый синяк полосой на спине от удара. Сжался Терсит, из очей его брызнули крупные слезы.
Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко. Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился,
Мачту поднявши и белый на мачте расправили парус, Все мы взошли на корабль и пустились в открытое море...

Определите, из каких литературных произведений приведены эти отрывки. Расскажите об одном из описанных здесь эпизодов. Что можно узнать из этих отрывков о жизни греков в это время?
Игра «Узнай меня»
Учащимся предлагается выступить от имени героя, но не называть его имени. Остальные слушают и называют имя загаданного героя.
Например: Имя моё навсегда останется в истории. Именно из – за меня началась война, которая длилась 10 лет. В конце этой войны сожгли весь город Трою. (Елена)
Решите задачу.
Почему поэмы Гомера были сложены гораздо позже Троянской войны? Было ли что-нибудь подобное в русской истории и литературе? (Русские былины о богатырях были сложены в XV-XVI вв., когда Россия стала великой державой, хотя герои былин жили в XI-XIII вв. Разница во времени их создания почти такая же, как между Троянской войной и поэмами Гомера.)
4. Устный ответ ученика по карточке и отзыв на него одноклассников (план в слайде 1)
Учитель.
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Посмотрите внимательно на доску (слайд 2), как вы думаете, какой вопрос нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке?
Ответы учащихся.
III.Мотивация учебной деятельности
Ребята зачитывают тему урока, формулируют совместно с учителем цели урока.
- Все ли понятия сегодняшней темы нам известны?
Работа с понятием РЕЛИГИЯ
Методический приём «Снежный ком»
Слово
Религия

Предложение
Например: Религия – вера человека в сверхъестественные силы

Вопрос
Почему возникает религия?

Ответ
Человек не мог объяснить явления природы, поэтому наделял их сверхъестественными силами.

Читая поэмы Гомера, мифы древних греков, мы убедились, что в содержании их встречаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо, наоборот, не помогают героям этих произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными греческими богами.
VI. Изучение нового материала.
1. Боги Греции
Рассказ учителя
Давным-давно люди не представляли своей жизни без веры в бога. Так было и в Древней Греции.
Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея и бог неба – Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана и Геи. Младший из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть.
Но Крону было предсказано, что у него отнимут власть его дети. Зевс вырос и восстал против своего отца. В жестокой борьбе на земле Олимпии победил его. Поэтому здесь и был возведен храм Зевса.
Работа с атласом и контурной картой. Покажите в атласе г. Олимп и отметьте её в контурной карте.
Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Главным богом у греков был Зевс, это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой - удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса.
Работа с иллюстрацией «Боги и богини Греции», с. 135 Вигасина.
Заполнение таблицы в ходе изучения материала (в тетрадях).

Имена богов
Какие силы природы
они отражали
Покровителями каких
занятий они считались






- На кого были боги похожи своей внешностью?
-Чем боги отличались от людей? (бессмертны)
- Почему всех своих богов греки изображали в облике людей. (Верили в силу человека. Греки верили, что боги как люди могут любить и ненавидеть, гневаться и переживать.)
Покровителем какой стихии является Зевс?
Почему именно этот бог играл самую важную роль в религии греков? (дождь смывал почву в горах, молнии взывали пожар).
А почему в Египте не было бога грома и молнии? (почти не бывает дождей.) (разные природно-климатические условия, в которых жили греки и египтяне)
См. схему дальше на с. 135. Кто изображен слева от Зевса?
Посейдон бог моря.
Почему в Египте не было бога моря как в Греции (Средиземное море не играла в Египте большого роли в хозяйственной жизни страны)
А справа от Зевса находится бог Аид, который охранял царство мертвых.
Физкультминутка
Трава низкая, низкая (приседают)
А деревья высокие, высокие (вытягиваются вверх)
Ветер деревья качает, то вправо подует (наклоны туловища вправо)
То влево подует (наклоны туловища влево)
Солнышко садиться всё ниже и ниже (приседают)
2. Миф о Деметре и её дочери Персефоне.
3. Миф о Прометее
Задание: прочитайте на стр. 136 - 138 миф о Деметре и ее дочери Персефоне, миф о Прометее
Учащиеся работают с карандашом, устанавливая следующие значки: V – уже знал; + новое; - думал иначе ? не понял, есть вопрос Беседа по прочитанному.
Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков? (Гефест - покровитель кузнечного дела, Деметра - покровительница земледелия, Дионис - покровитель виноделия...)
 - Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека)
Какие явления природы она олицетворяла (смену времен года).
- Что держит в руках богиня Деметра? (колосья).
Следовательно, она является покровительницей (земледелия)
Можно ли по изображению богов сделать вывод о занятиях людей?
- Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков? (Гефест - повелитель кузнечного дела, Деметра – покровительница земледелия, Дионис – покровитель виноделия)
- Какие занятия у греков были основными.
Музы
Рассказ учителя
Помимо хозяйственной жизни, в Греции высокого уровня достигла духовная жизнь. Поэтому, именно в Греции, появились 9 муз, покровительницы искусств и наук.
Они водили хороводы, а с наступлением ночи спускались на землю, ближе к людям, и распевали чудесные песни, проявляя богов-олимпийцев. Им было известно прошлое, настоящее и будущее людей. Они покровительствовали певцам и музыкантам.
V. Закрепление.
Итак, мы с вами сегодня рассматриваем тему «Религия древних греков». Многое узнали, продуктивно поработали. А вот сами древние греки говорили, что умный человек – это не тот, кто умеет отвечать на вопросы, а тот, кто умеет их задавать. Поэтому сейчас мы с вами тоже будем составлять вопросы.
Методический приём «Задай вопрос».
- Сформулируйте по 2 конкретных вопроса по сегодняшней теме урока и запишите их в тетрадь.
Учитель задаёт вопрос первым, адресуя его конкретному ученику. Ученик отвечает и адресует вопрос другому учащемуся. Таким образом, проводится закрепление темы.
- Подводится итог урока. Выставляются оценки.
VI. Д/З: п. 28 читать, составить кроссворд из 10 вопросов по теме.



Дополнительный материал: Подвиги Геракла
В греческой мифологии Геракл считался сыном Зевса и царевны Алкмены. С первого дня жизни Геракла преследовала жена Зевса - богиня Гера. В припадке безумия, которое наслала на него богиня, Геракл убил свою жену и детей. За это он должен был совершить двенадцать подвигов, находясь на службе у трусливого микенского царя Эврисфея. О первых двух подвигах рассказано в учебнике.
Третий подвиг - уничтожение и изгнание стимфалийских птиц (жили возле города Стимфала). Птицы имели медные когти и клювы, а перья у них были из бронзы. Роняя перья, они убивали людей и животных, словно стрелами.
Гераклу помогла богиня Афина. Она дала ему два медных тимпана, которые выковал бог Гефест. По указанию Афины герой встал на высоком холме у леса, где гнездились птицы, и ударил в тимпаны, а когда птицы в испуге взмыли ввысь, перестрелял их из лука.
Четвертый подвиг - поимка керинейской лани, которую богиня Артемида отправила в наказание людям опустошать поля. У лани были золотые рога и медные, не знавшие усталости ноги. Геракл гонялся за ланью целый год, ранил стрелой, поймал и отнес Эврисфею в Микены.
Пятый подвиг - поимка кабана, обладавшего чудовищной силон и жившего на горе Эриманфе. Геракл криком выгнал кабана из чащи, долго преследовал и наконец загнал в глубокий снег на вершине горы Кабан увяз в снегу, Геракл связал его и отнес в Микены. Увидев кабана Эврисфей от страха спрятался в огромный бронзовый сосуд.
Пятый подвиг - поимка кабана, обладавшего чудовищной силон и жившего на горе Эриманфе. Геракл криком выгнал кабана из чащи, долго преследовал и наконец загнал в глубокий снег на вершине горы Кабан увяз в снегу, Геракл связал его и отнес в Микены. Увидев кабана Эврисфей от страха спрятался в огромный бронзовый сосуд.
Седьмой подвиг - укрощение огнедышащего критского быка. Бог Посейдон послал для жертвоприношения царю Миносу быка, но царь оставил его в стаде, а в жертву принес другое животное. Тогда Посейдон наслал на быка бешенство, и бык стал опустошать остров. Геракл поймал и укротил быка, а затем переплыл на нем море.

Девятый подвиг - поход в страну амазонок за поясом царицы Ипполиты. Этот пояс являлся знаком власти над всеми амазонками, и его очень хотела иметь дочь Эврисфея. Геракл собрал отряд героев (в нем был и Тесей), переплыл Черное море и победил амазонок. Плененную Ипполиту герой отпустил, но забрал у нее пояс.
Десятый подвиг - поход за коровами великана Гериона на край земли, к берегам Атлантического океана. Гераклу пришлось переправиться на остров, где жил великан-чудовище (у Гериона было три туловища, три головы, шесть рук и шесть ног), и победить его в битве.














13PAGE \* MERGEFORMAT14115