Презентация к методическому семинару «Способы использования элементов проблемного обучения на уроках технологии в рамках реализации ФГОС ООО»


«Способы использования элементов проблемного обучения на уроках технологии в рамках реализации ФГОС ООО»Пищугина Елена Владимировна, учитель технологии МКОУ СОШ №5 г. МайскогоМетодический семинар Цель учителя -Текст слайдавоспитать человека так, чтобы он соответствовал требованиям современности. Поэтому следует организовать обучение таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность развиваться и раскрыться как творческая личность Как приобщить ученика к получению практических навыков?В этом помогает проблемный метод обучения, который ненавязчиво побуждает ученика работать на уроке активно и творчески. Проблемный подход привлекателен тем, что он формирует систему умственных действий, которую ученик может применить не только для решения учебно-коммуникативных, но и реальных жизненных задач. Важным является и тот факт, что при проблемно-поисковой организации урока создаются такие условия, которые побуждают ученика самостоятельно искать, анализировать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию. ПРОБЛЕМАсложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами исследования, творчества.             Признаки наличия учебной проблемы:- наличие проблемной ситуации,- информационная готовность к решению,- внутренняя психологическая готовность войти в ситуацию,- вариативность решения. Правила создания проблемных ситуаций.Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднениеПроблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Проблемное задание Этапы решения проблемных задачПервый этап: анализ условий задачи (назначение изделия, определение требований к нему); Второй этап: конструирование, разработка технологии изготовления изделия (подготовка эскиза или чертежа, определение перечня и последовательности операций, выбор материалов, инструментов, приспособлений, оборудования и др.); Третий этап: изготовление изделия (поиск в процессе работы наиболее оптимальных приемов, способов обработки и т. д.); Четвёртый этап: контроль качества готового изделия, выявление его недостатков, способов их устранения. Уровни проблемного обученияПервый уровень – учитель вводит учащихся в проблему, формулирует ее, создает проблемные ситуации, обеспечивает фактическим материалом для работы, указывает методы решения учебных проблем, разъясняет логические приемы перехода от неизвестного к известному и делает выводы. С помощью наводящих вопросов вовлекает учащихся в диалог. Находясь в состоянии проблемной ситуации, школьники следят за ходом мыслительной деятельности учителя, активнее усваивают учебный материал и приемы умственной деятельности; Уровни проблемного обученияВторой уровень – учитель создает проблемную ситуацию, вместе с учащимися формирует учебную проблему и при их участии решает ее. По ходу анализа условий проблемного задания и при решении учебной проблемы школьники под руководством педагога должны выявить сущность процессов и явлений, содержащихся в задании, найти недостающие данные, выдвинуть предположения, обосновать и доказать свои гипотезы; Уровни проблемного обученияТретий уровень – учитель создает проблемную ситуацию, помогает учащимся сформулировать учебную проблему. Учащиеся самостоятельно находят метод ее решения, раскрывают причинно-следственные связи процессов и явлений, рассматриваемых в задании, вместе с учителем формируют выводы; Уровни проблемного обученияЧетвертый уровень – учитель, излагая учебный материал или содержание трудового задания, создает условия для возникновения проблемных ситуаций. При этом школьники самостоятельно формируют учебную проблему. Наводящие вопросы учителя помогают им обнаружить противоречия в фактах и доказательствах и прийти к тем выводам и сообщениям, которые соответствуют логике учебного материала. Урок «Подготовка токарного станка по обработке древесины» Сечение заготовки – квадрат. Найдите центр в торце заготовки. Когда удобнее размечать центр – до строгания заготовки на восьмигранник или после?Сечение заготовки – прямоугольник. Найдите центр в торце заготовки.Сечение заготовки – круг. Каким способом можно найти центр на торце заготовки?. Урок «Подготовка токарного станка по обработке древесины» Знакомя учеников с приемами закрепления заготовки, необходимо обратить внимание на трезубец в патроне, форма которого напоминает долото. Следовательно, при насадке заготовки трезубец будет действовать как клин и может ее расколоть. Возникает проблемная ситуация, решение которой требует разработки такой формы трезубца, которая бы уменьшила его раскалывающее действие и в то же время обеспечивала надежное закрепление заготовки. Если учащиеся затрудняются в разрешении этой ситуации, то я задаю дополнительные вопросы: «Вспомните, как действует долото, если острие его направлено вдоль волокон заготовки? Как будут действовать зубцы патрона на заготовку при ее насадке? Какую форму надо придать зубцам, чтобы их раскалывающее действие уменьшилось? После обсуждения я предлагаю внимательно рассмотреть форму боковых зубцов трезубца и сравнить ее с поступившими предложениями. ЗаключениеИспользование в трудовом обучении проблемных ситуаций и технических задач позволяет добиваться лучшего усвоения системы знаний и умений, способов умственной и практической деятельности; формирования навыков творческого применения усвоенных знаний и умений, приемов труда; развития активности, самостоятельности и творческих способностей учащихся.