Урок литературного чтения на тему: Луговые цветы (2 класс)


Урок чтения во 2 классе.
























Учитель: Бредихина Н. А
Гимназия « БЭСТ» г. Петропавловск 2012г.
Тема: « Луговые цветы».
Цель: формирование навыков выразительного чтения, устойчивого интереса к чтению и красоте художественного слова, систематизация знаний о природе, её признаках, явлениях через поэтические и художественные образы.
Задачи: 1) развивать устную речь, умение рассуждать по поводу прочитанного, технику чтения, дать представление о луговых цветах, развивать экологическую культуру.
2) воспитывать любовь к прекрасному, творческое воображение, активизировать память, воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: магнитофон, телевизор, выставка книг, журналов, докладов, альбомов, поделок, плакатов детей.
Вид урока: интегрированный.
Тип урока: повторение пройденного, дополнения к изученному.
Межпредметная связь: познание мира, изотруд.


















Ход урока.
Орг. момент. Психологический настрой.
Побуждение. Учитель.
Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна,
Значит, это уже лето! ( дети хором)
Значит, кончилась весна!
(Е. Трутнева.)
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово лето?

Ученик ( наизусть) стих. « Летние каникулы».
Каждый день теперь как праздник
Солнце – ярче, горы – выше!
А цветов – то сколько разных!
Дни каникул не опишешь.
Край родной прекрасен летом –
Золотая дремлет степь,
На джайляу на рассвете
От восторга станешь петь!
Солнце, воздух, игры, песни!..
Закаляемся, растём.
Лето кончится – все вместе
Снова в школу мы пойдём.
( О.Аубакиров).
- Как же приходит лето? ( инсценировка стих. Б.Заходера « Как приходит лето».
Всё зима... А где же лето?
Звери, птицы! Жду ответа!
- Лето, -
Ласточка считает, -
Очень скоро прилетает.
Лету нужно торопиться,
И оно летит, как птица!
- Прилетает?
Фыркнул крот. –
Под землёй оно ползёт!
Говорите,
Скоро лето?
Не надеюсь я на это!
Проворчал Топтыгин:
- Лето
Спит в своей берлоге
Где-то
Конь заржал:
- А где карета?
Я сейчас
Доставлю лето!
- Лето, -
Зайцы мне сказали, -
Сядет в поезд на вокзале,
Потому что может лето
Ездить зайцем
Без билета!
( Н. Греков).
Сообщение темы и цели урока.
Звучит музыка Чайковского « Вальс цветов».
Кинозарисовка луга.
Учитель: - Сегодня на уроке мы с вами узнаем много нового и интересного о луговых цветах, вспомним, какие произведения, посвятили им, знакомые уже нам авторы.
На уроке мы начнём создавать свой журнал о растениях луга, в котором изобразим всё самое ценное и интересное, что было на уроке.
Сегодня машина времени перенесёт нас в лето. Но, что это! Словно красивые, драгоценные цветные камни самоцветы рассыпаны. Бордовые, красные, синие, фиолетовые, жёлтые крапинки диких луговых цветов горят и сверкают среди травы. Мы на лугу.
Ученик наизусть стих.
Ходит солнышко по кругу,
Спит в лесу лосиха.
Мы идём с тобой по лугу
Тихо, тихо, тихо.
Мы походим по опушке,
Мы найдём тропинку.
Вон сорока на верхушке
Клювом чистит спинку.
Вон на камне придорожном,
Словно вросшем в землю, -
Осторожно, осторожно! –
Ящерица дремлет.
Слышишь, звякнул колокольчик
На лесной лужайке
Есть у нас магнитофончик,
Маленький всезнайка.
Ученик: (продолжение стихотворения).
Тихо, тихо. Ни словечка.
Мы нажали кнопку.
Так о чём спросила речка
Узенькую тропку?
И о чём поведал ветер
Листьям дикой груши?
Мы узнаем всё на свете.
Посиди. Послушай.
( И. Токмакова).
Учитель: К концу урока вы должны ответить на вопросы: Почему народные умельцы расписывали посуду и домашнюю утварь ягодами, листьями, цветами, вышивали на одежде и полотенцах птиц и зверей? ( Людям хотелось, чтоб красота, которая поразила их в лесу, на лугу, в поле, на реке, была с ними и дома, и в быту).
- Почему в музее люди подолгу простаивают перед картиной, на которой изображены самые обычные пригорки, лесные опушки и полянки? (Это – наша родная земля. Она вскормила наших дедов, отцов, матерей. Здесь они жили, трудились, а когда было нужно, сражались за неё и за всё что на ней: за завиток папоротника, за гнездо жаворонка, за гроздь рябины, за иву, склонённую над рекой).
4) Конкурс « Всезнайка». Работа в группах.
Учитель: - Работая в группах, ребята подготовили интересный материал о луговых цветах.
Группа « Ромашка»
Загадка: Стояли в лугах сестрички
Жёлтый глазок,
Белые реснички.
Стихотворение.
Знакомые с детства, родные ромашки.
Вот лёгкий поповник у нашей реки.
Как белые звёзды средь розовой кашки
В букете сияют его лепестки.
Он « любит – не любит» ответить нам может
И глянет приветливо жёлтым глазком.
Вот это ромашка знакома нам тоже –
Её мы « лекарственным другом» зовём
И если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Ромашка – царица разнотравья. Родина ромашки луговой – Америка. Почти 150 лет назад её семена случайно завезли с грузом зерна, и с тех пор она заполонила все луга и леса. Ромашка – лекарственное растение. (рассказ ученика).
Чтение стихотворения Г.Новицкой «Ромашки». хрест. стр. 352
- С чем автор сравнивает ромашки? (с солнышками).
- Как называется такой приём в литературе? (сравнение).
- Что такое сравнение? (Это слова и выражения, в которых содержится сравнение одного предмета с другим).
группа « Колокольчик».
Загадка: Эй, звоночки,
Синий цвет,-
С язычком,
А звону нет!
Стихотворение:
На лугу со всех сторон
Лёгкий, лёгкий,
Тонкий, тонкий
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты?
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы.
На Руси существовало поверье, что раз в году, в ночь на Ивана Купалу леса и поля наполняются звоном колокольчиков. На самом деле колокольчики всегда молчат. А такое звонкое название они получили за форму венчика, образовав крошечный колокол. ( рассказ ученика).
Физминутка(: Мир похож на цветной луг
Если рядом с тобой друг
Чтение рассказа Г. Поташниковой «Колокольчик».
- Как называются слова, которые помогают образно увидеть предмет? ( Эпитеты).
- Найдите в тексте эпитеты.
- Есть ли в тексте сравнения? (голубой, как небо, глубокий, как чашечка).
группа « Василёк»
Загадка: Как зовут меня, скажи,-

· Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый (василёк)
Стихотворение.
Васильки, васильки средь рядов пожелтевшего хлеба,
Васильки, васильки, как безоблачный полдень ясны,
Видно, это на землю упали осколочки неба,
Заставляя нас вспомнить забытые песни весны.
В Древнем Риме васильки были посвящены богине плодородия Церере. Считалось, что именно по её воле они растут среди хлебов, дабы напоминать, что «не хлебом единым жив человек».
Греки связывали василёк с именем мудрого кентавра Хирона, обладавшего даром целителя. Хирон соком василька лечил раны.
На Руси считали, что василёк – это околдованный русалкой молодой пахарь Василь. Не сумев уговорить Василя жить с ней в реке, влюблённая русалка превратила его в цветок, синий, как вода. И растёт теперь василёк на милой его сердцу пашне, среди колосьев. (рассказы учеников).
Чтение легенды о васильке учениками по ролям. ( небо, нива, автор).
Легенда: Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности: « Всё, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посвящают мне пение, цветы – благоухание и цвет, леса – таинственный шёпот, и только ты не выражаешь признательности, хотя никто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья». « Я тебе благодарна, - отвечала нива. – Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю её золотом. По- другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви». « Хорошо, - согласилось небо, - если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе». Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом.
- С чем автор сравнивает колокольчики?
группа. «Одуванчик».
Загадка: Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок -
И остался стебелёк.
Стихотворение.
Когда идёшь тропинкою,
Куда ни глянь – в полях
Белеют чудо – шарики
На тонких стебельках.
Сквозные, серебристые,
Они, как пух, легки,
Стоят и чуть качаются
От ветерка с реки.
Одуванчик – одно из самых распространённых растений на земле. Широко известны лекарственные свойства одуванчика. А ещё одуванчик – съедобное растение. Его молодые листья используют для салатов и супов. Поджаренные корни одуванчика заваривают и готовят « кофейный напиток».(Рассказ ученика).
Чтение рассказа М. Пришвина « Золотой луг».
(учебник стр. 179).
- Что описывает автор в своём произведении? (природу).
- Как называется описание природы в художественном произведении? (пейзаж).
- Почему все называли луг золотым?
- Почему рано утром и вечером луг зеленел?
- Какое сравнение использует автор?
- На что будет похож луг, когда одуванчики станут пушистыми?
- Найдите ответ на этот вопрос в стихотворении
Е. Благининой « Одуванчик».
- Что такое олицетворение? Есть ли они в тексте? (одуванчики раскрывают свои ладони, спать ложился, вставал).
- Что интересного вы узнали из рассказа? (одуванчик работал как часы).
Рассказ учителя о цветочных часах.
В 18 веке выдающийся ботаник Карл Линней изобрёл оригинальные цветочные часы. Он заметил, что некоторые растения в солнечные дни открывают и закрывают свои корзинки строго в определённые часы. Высадив рядом несколько видов таких растений, раскрывающих головки в разное время, он определял, который час. Узнать по подробнее о цветочных часах вы можете в классной библиотеке.
5) « Охрана природы».
Ученик: (стих. наизусть).
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли,
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало волшебное « Стой!»
Нам казалось всё мало и мало,
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из- под ног
Молчаливо, дыша еле – еле,
Обречённо глазел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели.
Учитель: Сорвавший красивый цветок человек, наверное, не думает, что бессмысленно погубил ещё одно растение исчезающего вида. И не знает, что на нашей планете в опасности уже 25000 видов растений! Охрана природы – наше общее дело.
Это известно любому. Только не каждый понимает, что общее – значит и его. Ведь немногим выпадает удача помочь спасению китов или тигров. А вот радость оставить жизнь цветку доступна каждому. Так, например, весной в предгорьях и степях Казахстана расцветают дикие тюльпаны. У них короткая цветоножка. Кто потянет за стебель, тот вырвет из земли всё растение, больше на этом месте цветок не распустится. Весной ребята из Джамбульской области выходят в дозор. Они терпеливо объясняют своим сверстникам и взрослым, что нельзя собирать букеты. Если переведутся дикие тюльпаны, свои самые яркие краски потеряет весна.
Ваши плакаты, эмблемы об охране природы мы включим в страницы нашего экологического журнала, которые будут и дальше пополняться.
Подошло время ответить на вопросы, которые были заданы в начале урока:
- Почему народные умельцы расписывали посуду и домашнюю утварь ягодами, листьями, цветами, вышивали на одежде и полотенцах птиц и зверей? ( Людям хотелось, чтоб красота, которая поразила их в лесу, на лугу, в поле, на реке, была с ними и дома, и в быту).
- Почему в музее люди подолгу простаивают перед картиной, на которой изображены самые обычные пригорки, лесные опушки и полянки? (Это – наша родная земля. Она вскормила наших дедов, отцов, матерей. Здесь они жили, трудились, а когда было нужно, сражались за неё и за всё что на ней: за завиток папоротника, за гнездо жаворонка, за гроздь рябины, за иву, склонённую над рекой).
Обратите внимание на выставку народных умельцев.
6) Домашнее задание: Учитель: Я предлагаю открыть ещё одну страницу нашего журнала, которая ответит на вопрос: Почему многие народы на своих гербах и флагах изображали зверей, птиц, растения. Найти и привести примеры.
7) Итог урока. Выставление оценок.
- Что нового интересного вы узнали из урока? (легенды о цветах, нужно охранять, беречь цветы, разводить их высаживать цветы на клумбах у домов, школы, на даче).
Урок я хочу закончить стихотворением:
Давай пройдёмся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Дети дарят гостям урока, сделанные ими цветы.









13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415









13 PAGE 1421513 PAGE 1421513 NUMPAGES 141315

13PAGE 15


13PAGE 14215




Тема: « Луговые цветы».15