Литературно-музыкальная композиция на тему: Все беззащитнее душа в тисках расчетливого мира…


Литературно-музыкальная композиция«Все беззащитнее душа в тисках расчетливого мира…»Аннотация: цель мероприятия – удовлетворение духовных потребностей, формирование у учащихся гражданской позиции личности.
Данное мероприятие должно вызвать у учащихся желание постичь исторические, художественные, нравственные ценности древнейшего литературного памятника – Библии.
План мероприятия
Вид мероприятия: литературно-музыкальная композиция
Цели проведения:
вызвать желание у учащихся постичь исторические, художественные, нравственные ценности древнейшего литературного памятника – Библии;
учить ребят «воспринимать сквозь весь земной шум и сквозь всю…пошлость повседневной жизни…таинственные уроки Всевышнего» (И. А. Ильин);
учить постигать тайны языка в кропотливой работе над словом;
создать атмосферу духовного общения, «…сердечным светом сотрудничества осиять» учащихся (Н. К. Рерих).
Оснащение:
Сценарий мероприятия.
Видеофильм.
Музыкальное оформление.
Декорации, репродукции.
Выставка пасхальных открыток и сувениров; куличи.
Эпиграфы:
…Чтоб доброй любовью наполнилось сердце.
Все прогрессы реакционны, если рушится человек. А. Вознесенский
Не плоть, а дух растлился
в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени.
Ф. И. Тютчев

Сценарий мероприятия
Беседа представителя православной церкви с учащимися.
Видеофильм.
Звучит классическая мелодия.
Голос.
В лесу не в полночь бывает самое темное время, а перед рассветом.
Ведущий 1.
Как темно!
Ведущий 2 ( поднимая голову).
Темно? Значит, скоро будет светать.
Ведущий 3Течение времени не видит никто.
Время ощущается нами через зримые следы, образы, которые оно оставляет нам для осмысления и раздумий.
Ведущий 4Приметы и образы нашего времени не всегда радостны и легки.
Звон колоколов.
Видеофильм.
Ведущий 1.
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
Рассказ учащейся «В трясине нищеты».
Фрагменты из документального фильма «Пасха».
Ведущий 2.
Нравственные и моральные болезни, детское горе, не знающее границ, эпидемия бездуховности, – все это подобно моровой язве.
Ведущий 3.
Но из этой темноты выступают высокие нравственные традиции нашего Отечества, духовные истоки русской культуры.
Ведущий 4.
Все живое имеет начало. Есть оно и у нас. Благодаря этому началу мы стали народом со своими традициями и идеалами.
Ведущий 1.
Эти идеалы вытекают из одного источника – православной веры, ее Евангельских заповедей.
Ведущий 2.
У меня в руках Библия! Это о ней проникновенно написал поэт Федор Иванович Тютчев:
Ведущий 3.
Но скудны все Земные силы:
Рассвирепеет жизни зло -
И нам, как на краю могилы,
Вдруг станет страшно тяжело.
Ведущий 4.
Вот в эти-то часы, с любовью,
О книге сей ты вспомяни,
И всей душой, как к изголовью,
К ней припади и отдохни.
Ведущий 1.
Что знаете о Библии вы?
Ответ.
Это самая древняя книга на Земле (ей 3 тысячи лет) Это самая читаемая и самая распространенная книга на нашей планете.
Ведущий 2.
Всего в Библии 77 отдельных рассказов-книг (они были написаны в течение 13 веков разными авторами).
Знание этой книги во всем мире принято считать одним из признаков образованности.
Ведущий 3.
Образы и сюжеты Библии вдохновляли не одно поколение писателей, поэтов, художников.
Инсценировка «Сотворение мира»
«Адам».
В начале создал Бог небо и землю. Земля была пустая и темная. И сказал Бог: «Пусть будет свет».
«Ева».
И появился свет. Бог назвал свет днем, а темноту – ночью. И был вечер, и было утро. (В руках у «Евы» «солнце с облаками» и «месяц со звездами»).
«Адам».
И сказал Бог: «Пусть будет небо, чтобы отделить воду в облаках от воды на земле. Пусть среди воды появится суша. И назвал Бог сушу Землей, а воду – морем. (В руках у «Адама» «Земля» и «море»).
«Ева».
И сказал Бог: «Пусть земля родит зверей разных. (В руках у «Евы» «появляются» «звери», «птицы», «растения»).
И стало так. И увидел Бог небо и землю, и все что на земле. Но не было еще человека.
«Адам».
Он создал человека на 6-ой день по образу и подобию своему. Создал человека из земли, а потом дыханием жизни дохнул ему в лицо, и человек ожил.
«Адам» и «Ева» танцуют и уходят.
Ведущий 4.
Верю я и верить буду,
Что от сих до оных мест
Божество разлито всюду –
От былинки вплоть до звезд...
Ведущий 1.
Все легенды Моисея (первого писателя книг Ветхого Завета) и писания (рассказы учеников Христа) были бережно собраны и названы просто «книги», или по-гречески «библио».
Ведущий 2.
Вот так невидимая божественная ниточка вплетена в нашу повседневную жизнь.
Видеофильм.
Ведущий 3.
Книга. Ты любишь читать книги? А русскую литературу?
Ведущий 4.
У русской литературы всегда были внутренние цели.
Ведущий 1.
Русская классическая литература (Батюшков, Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Шмелев) задавала важные главные вопросы: что такое истина? зачем я живу на свете? есть ли у этой жизни цель и если есть, то какова она? Что самое главное в мире?
Ведущий 2.
И отвечала на эти вопросы.
Учащийся читает стихотворение «Пророк» А. С. Пушкина.
Ведущий 4.
«В начале было слово…» Словом Бог сотворил все. «И сказал Бог: да будет свет». Сквернословием же сеется тьма. Мы просвещаем и просвещаемы словом.
Видеофильм.
Ведущий 1.
Человек живет в трех сферах: первая – физическая, биологическая: выжить, не умереть от голода, опасностей, найти укрытие, найти пару, дать потомство и вырастить его – вот главное, что составляет суть этой сферы.
Ведущий 2.
Вторая сфера – социальная: реализовать себя, найти место в обществе. Стать не просто каменщиком, а главным инженером.
Ведущий 3.
И наконец, третья сфера – духовная: понять, зачем я живу, для чего пришел в этот мир, есть ли действительно у меня та цель, которая даст смысл всей моей жизни?
Ведущий 4.
Кто из героев русской прозы 19 века входит в эту третью, высшую сферу?
Ответ.
Все герои: Онегин, Печорин, Базаров, Безухов.
Ведущий 1.
Состояние духа – это когда ясно ощутимо, что есть на свете нечто большее, чем свое благополучие.
Ведущий 2.
Это удивительное состояние русского духа выразил писатель Стефан Цвейг: «Раскройте любую из 50 тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы, у Бальзака – замок с титулом пэра и миллионами. Кто из героев Достоевского стремится к этому? Никто, ни один».
Ведущий 3.
Цель героя русской литературы не во внешнем, материальном благополучии. Основой основ бытия человеческого становится совесть...
Ведущий 4.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать –
В Россию нужно только верить!
Ф.И.ТютчевВидеофильм.
Хореографическая композиция.
Ведущий 1.
В 1655 году моровая язва, косившая город за городом на юге России, проникла в Вологду.
Днем и ночью над многотысячным городом гудел соборный колокол. Улицы были пусты, лишь стаи крыс метались по дворам, да траурные повозки совершали свой скорбный путь на кладбище. Гудел, печально гудел колокол.
Как спастись от врага невидимого? Если бы ворог подступил к воротам, взяли бы шлемы, щиты, пищали, сабли острые... А как одолеть то, что от глаз скрыто?
И вспомнили люди старинный завет: если с первыми лучами солнца начать строить храм, успеть выстроить его и освятить до заката, болезнь отступит. Все, кто сумел подняться с постели, собрались на площади, и лишь только солнечный луч скользнул из-за горизонта, ударили топоры.
К закату храм был построен и освящен. Отслужили торжественный молебен. Люди повалились с ног от усталости, засыпая прямо на полу, на ступеньках. И отступила болезнь.
Ведущий 2.
Успеем ли мы начать строить храм в душах наших и сумеем ли выстроить и осветить его до заката? Если сможем, то все наши беды и болезни отступят.
Выходят учащиеся с зажженными свечами в руках.
Ведущий 3.
«Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет».
Ведущий 4.
Так что будем зажигать огоньки веры и любви в своих сердцах, и тогда все современные «эпидемии» исчезнут.
Видеофильм.
Ведущий 1.
Так что же такое «духовность»?
Духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных интересов над материальными.
Ведущий 2.
Катится небо, дыша и блистая...
Вот он – дар Божий, бери – не бери!
Вот она воля – босая, простая,
Холод и золото звонкой росы!
Боже! Воистину мир твой чудесен!
Молча собрав полевую росу,
Сердце свое, сердце, полное песен,
Не расплескав, до Тебя донесу.
Ведущий 3.
Какое веселое, радостное стихотворение написал поэт! Он благодарен Богу за мир, который так красив и хорош. А вот стихотворение Николая Рубцова «Доволен я буквально всем!»:
Учащийся читает стихотворение «Доволен я буквально всем!» Николая Рубцова
Доволен я буквально всем!
На животе лежу и ем
Бруснику, спелую бруснику!
Пугаю ящериц на пне,
Потом валяюсь на спине,
Внимая жалобному крику
Болотной птицы... Надо мной
Между березой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли облака,
Внизу волнуется река,
как чувство радости беспечной…
Я так люблю осенний лес,
Над ним – сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой веселый свист,
Но, превратившись, возродиться
И возвратиться в отчий дом,
Чтобы однажды в доме том
Перед дорогою большою
Сказать: – Я был в лесу листом!
Сказать: – Я был в лесу дождем!
Поверьте мне: Я чист душою…
Ведущий 4.
Заметили ли вы чувство радости и чистоты охватывающее поэта от общения с миром природы? Его охватывает желание раствориться в чистой речной воде, в осеннем лесу, умытом дождем, слиться с листьями и облаками и снова возродиться, но уже другим человеком, который стал лучше, чище, красивее.
Видеофильм.
Ведущий 1.
Мир – как большое зеркало, в которое мы смотрим, как в чистую воду.
Мы – часть мира, и если он хорош, то мы должны быть тоже красивыми.
А что есть красивый человек?
Вопросы к присутствующим.
Ведущий 2.
А что же такое душа? Как вы считаете? Как сами чувствуете, есть ли у вас душа?
Ведущий 3.
Как вы понимаете известные выражения «жить душа в душу», «на душе легко», «душа не на месте», «покривил душой», «отдал Богу душу», «лезть в душу», «взять грех на душу», «душа ушла в пятки»?
Ведущий 4.
Подумайте о ком из ваших знакомых, друзей вы можете сказать: «душевный человек», «добрая душа», «бездушный человек», «прямодушный человек».
Ведущий 1.
Говоря о душе, мы снова возвращаемся к стихотворению Николая Рубцова «Доволен я буквально всем!». Давайте послушаем последние строки стихотворения еще раз. Сравним эти строки с еще одним стихотворением поэта «До конца»:
Ведущий 2.
...До конца,
до тихого креста
пусть душа
останется чиста!
Видеофильм.
Ведущий 1.
Вспомним сказку А. С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях.
Там есть эпизод, где царица смотрится в зеркало, любуется собой, радуется, что она красива...
Инсценировка эпизода произведения А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Ведущий 2.
А душа ее? А в душу свою она не заглядывала. Лицо красавицы, а душа злая, черная, некрасивая, безобразная...
Видеофильм.
Учащийся читает стихотворение «Некрасивая девочка» Николая Заболоцкого.
Ведущий 3.
Сравните царицу с героиней стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка»
Ведущий 4.
Главное, что девочка была красива душой, в которой не было «ни тени зависти, ни умысла худого»
Ведущий 1.
Задумаемся вместе с автором над тем,
…что есть красота
и почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Ведущий 2.
А можно ли душу сделать красивой? Существует такое выражение «труд души». Как вы его понимаете?
Ведущий 3.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Ведущий 4.
Эти строки Николай Заболоцкий написал за шесть дней до своей смерти.
Ведущий 1.
Для того, чтобы стать душевно красивым человеком, надо много трудиться.
Ведущий 2.
Будем трудиться над тем, чтобы обрести духовность, чтобы сделать красивой, чистой душу, а тогда особым светом, особой красотой озарятся и лица, и поступки, и вся наша жизнь. Вот такой удивительной силой обладает душевная, духовная красота человека!
Песня в исполнении учащегося.
Видеофильм.
Ведущий 3.
Нам надо помнить – тело бренно,
Душа лишь вечно будет жить
И о душе всем думать ценно,
А не добро в сундук копить.
Ведущий 4.
Будь справедливым человеком,
Люби людей, родной свой край,
Десяток заповедей вечных
И семь грехов н6е забывай.
Ведущий 1.
Да, наша жизнь – одно мгновение,
Творить добро и жить спеши.
Восторг познанья, вдохновенья –
Награда за полет души.
Ведущий 2.
Как человек, ты слаб, известно,
Но у тебя же божий лик.
Найди свое всей жизни место
И будь на нем всегда велик.
Ведущий 3.
Мы сами пишем жизни повесть
и чтим кто деньги, кто полет.
А Бог – так это наша совесть.
Да будет так, как Бог пошлет.
Ведущий 4.
Любите друг друга! Желайте друг другу добра и делайте только добро! Здоровья и счастья вам, дорогие друзья!
Угощение присутствующих пасхальным куличом.