Доклад на тему Активизация познавательной деятельности на уроках СХТ в коррекционной школе


Доклад на тему: Активизация познавательной деятельности на уроках с\х труда в коррекционной школе.
I. Введение.
«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы
выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем
способ преподавания удобнее для учителя, тем он не
удобнее для учеников. Только тот образ преподавания
верен, которым довольны ученики».
Л. Н. Толстой
Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность. По утверждению Л. С. Выгодского познавательную деятельность можно развивать, и она поддается коррекции в процессе обучения и воспитания. Вопрос о роли труда в обучении и развитии умственно отсталых школьников приобретает в настоящее время особо важное значение в связи с трудностью в подготовке учащихся к практической деятельности. Как и учащиеся массовой школы, умственно отсталые школьники должны проникнуться мыслью о том, что каждый человек, живущий в обществе, обязан заниматься посильным и полезным для общества трудом. В том, чтобы подготовить себя к общественно полезной деятельности, учащиеся должны видеть главную цель, к которой надо стремиться в процессе обучения.
Проблема коррекционного влияния труда на развитие детей с интеллектуальной недостаточность приобретает в настоящее время особое значение в связи с необходимостью подготовки учащихся к практической деятельности. В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей. Коррекционное значение занятия трудом умственно отсталыми школьниками, заключается в том, что труд в значительной степени способствует воспитанию положительных качеств личности детей. Известно, что умственно отсталые дети слабо используют трудовые умения и навыки в новой для них ситуации. Трудовая деятельность способствуют применению знаний и умений, приобретенных во время обучения, в практической деятельности вне школы. Обучая детей, учитель корригирует недостатки трудовой деятельности школьников, формирует их взаимоотношения в коллективе. Совершенно очевидно, что трудовое воспитание связано с физическим, нравственным, эстетическим, экологическим т. д. Систематически выполняемая работа позволяет развивать чувства долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности как настойчивость, честность, правдивость.
Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата. Актуальность данной проблемы рассматривается на всех стадиях своего развития отечественная (российская), вспомогательная школа уделяла большое внимание трудовому обучению в развитии учащихся. Это нашло свое отражение в учебных планах и программах школы. Вопросы обучения умственно отсталых учащихся труду изучались рядом исследователей (И. П. Акименко, А. Н. Граборов, И. И. Данюшевский, Г. М. Дульцев, М. И. Кузьмицкая, М. И. Рябцев, В. Н. Тарасов) .
Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы. Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующее - мотивационной функции любого метода обучения. Опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулирующих познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов. Но деятельность не может протекать успешно, если при этом в комплексе не используются методы активизации познавательной деятельности такие как: стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки. Особенность методов обучения заключается, прежде всего, в формировании знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.
Учитывая это, я занялась поисками различных методов и изготовлением наглядных пособий и раздаточных карточек, стимулирующих познавательную деятельность учащихся на уроках с\х труда. Предмет сельскохозяйственного труда является необходимым в подготовке учащихся специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида к самостоятельной жизни, основным этапом в их социальной адаптации. Одним из важнейших средств обеспечения максимально-возможной самостоятельности и независимости для человека с интеллектуальной недостаточностью является коррекция нарушения его познавательной деятельности. Я считаю, что тема «Активизация познавательной деятельности на уроках с\х труда в коррекционной школе» актуальна в настоящее время.
Урок по-прежнему остается главной формой организации учебного процесса. И от того как он построен, чем насыщен, сколь активен, интересен, динамичен зависит коэффициент полезного действия (КПД) нашего учительского труда. В сложных современных условиях, когда проблемы экономики страны стоят так остро, решение их в значительной мере зависит от качества подготовки молодежи к труду, в том числе и сельскохозяйственному. Эта проблема наиболее актуальна в сельской школе, которая должна быть активным участником и помощником в развитии села, источником пополнения хозяйств рабочими. Первостепенное значение здесь имеют вооружение учащихся теоретическими знаниями, относящихся к сельскохозяйственному производству, обогащение их жизненного опыта, органическая связь обучения с жизнью села, с практикой земледелия. Главное на уроке – это воспитание любознательности у ребенка, стремление познать непознанное, узнать новое в общеизвестном, получить удовлетворение от умения двигаться вперед. Словом, речь идет об усилении мотивационной стороны урока. Эта непростая задача решается самыми различными способами. Выбрать тот или иной – право учителя. Трансформировать, перестроить сообразно уровню подготовки учащихся, с учетом их индивидуальных способностей, технической оснащенности кабинета, возможностей учебно-опытного участка и т.д. – тоже позволено. Сегодня творческий поиск учителя не только возможен, но и необходим: нельзя ждать от ученых и методистов, чтобы они разрабатывали все возможные варианты каждого урока по всем учебным программам. Их надо искать, изобретать, стимулировать. Однако не упускать в этом важном процессе главного: урок есть урок, и каждый ученик должен получить обязательный минимум знаний, определенный программой курса. В полном объеме. Ведь в знаниях – сила!
Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках сельскохозяйственного труда.

1. Активизация учебно-познавательной деятельности - это процесс, направленный на усиленную деятельность объекта на субъект, на побуждение к её энергичному, целенаправленному осуществлению.
Пути повышения эффективности уроков на основе субъект и субъектные отношения. Для того чтобы сформулировать активизацию учебной деятельности учащихся, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы. Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием.
В этом смысле можно говорить о стимулирующее - мотивационной функции любого метода обучения. Однако опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, они стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов. Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание. Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее). Однако имеются некоторые специальные приемы. К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. С этой целью учителя подбирают специальные приемы, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом . Но деятельность не может протекать успешно, если при этом не используются методы стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки. Особенность методов обучения заключается, прежде всего, в формировании знаний, умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.
2. Решение биологических задач.
Важным условием повышения эффективности учебно-воспитательного процесса является активизация познавательной и мыслительной деятельности школьников. Перед любим школьным учителем стоит сегодня задача: не просто дать школьникам сумму знаний по предмету, но и сформировать у них логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи с ранее изученным материалом; учит анализировать, сравнивать, обобщать. Эту работу можно и нужно начинать уже со школьниками с четвертых классов. Существует большое разнообразие методических приемов, с помощью которых можно управлять умственным развитием школьников. В практике работы накоплен определенный опыт использования на уроках вопросов-заданий, вопросов - задач для вовлечения учащихся в активный познавательный поиск для формирования у них приемов умственного труда – это решение биологических задач, содержание которых имеет сельскохозяйственную направленность.
3. Использование проблемных и поисковых вопросов.
Побудить интерес к материалу может вопрос, обращенный учителем к школьникам, если он сформулирован так, что заставляет размышлять. К ним относятся вопросы, требующие от учащихся объяснения тех или иных приемов, операций, действий, применяемых в сельском хозяйстве. На эти вопросы учащиеся не сразу могут ответить, и задача учителя состоит в том, чтобы направить мысль учащихся в нужном русле. Для этого необходимо заранее продумывать и дополнительные вопросы, которые помогут найти решение проблемы.
Примеры таких вопросов по с\х труду: Зачем проводят рыхление почвы?
Почему нельзя хранить влажные семена? Почему сенокос в хозяйстве следует начинать до цветения растений? Какими агротехническими приемами можно повысить эффективность процесса фотосинтеза?
Дети высказывают свои предложения, пытаются привести доказательства. Этим самым раскрывают свое мышление, учатся рассуждать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
4. Демонстрация опытов.
Для подготовки учащихся к сельскохозяйственному труду особую значимость приобретает изучение вопросов жизнедеятельности растений, без которых невозможно выявить оптимальные условия их выращивания. Вопросы физиологии наиболее трудно усваиваются учащимися, и здесь большую помощь может оказать демонстрация опытов. Например, при изучении темы «УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН», учащихся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В течение времени эксперимента учащиеся наблюдают за прорастанием, ухаживают за прорастающими семенами и проростками, делают записи и зарисовки объектов изучения, готовят выступления в соответствии с заданиями.
группа изучает необходимость воды и воздуха для прорастания семян;
группа: влияние температурных условий на прорастание семян;
группа: влияние света на прорастание семян
Влияние воды и воздуха на прорастание семян. Изучали необходимость воды и воздуха для прорастания семян. Для этого: в первую чашу поместили сухие семена, во второй – семена чуть залили водой так, чтобы им был доступ воздуха, в третьем стакане – семена залили водой, наполнив стакан до половины, так, чтобы слой воды не пропускал воздух к семенам. Спустя пять дней, обнаружили: в первой чаше семена остались без изменений, во второй – у семян появились корешки, в третьем стакане – семена погибли без доступа воздуха, загнили, и вода издавала неприятный запах. Из эксперимента можно сделать вывод, что семена прорастают в присутствии воды при доступе воздуха.
Влияние температурных условий на прорастание семян. На прорастание семян влияют температурные условия. Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Мы проводили опыт с фасолью. Одну часть семян поместили в теплое место при температуре +20 градусов, другую – в прохладное, при температуре +5 градусов. Спустя пять дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, затем стебельки, а семена, находившиеся в прохладном месте, лишь слабо «проклюнулись» Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия. Влияние света на прорастание семян. Для эксперимента одновременно одну часть семян поместили в темный шкаф, вторую оставили на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью, как на свету, так и в темноте. Таким образом, из эксперимента можно сделать вывод, что всхожесть семян не зависит от присутствия света. Для большей части семян присутствие света необязательно.
При изучении темы« Состав почвы» мы проделываем такой опыт. Опыт закладывают в ящике с заставленной стенкой за 10-12 дней до урока. Посредине ящика вставляют деревянную перегородку, которая делит его на две равные половины. В одну половину насыпают плодородной почвы, а в другую бесплодородную смесь глины и песка. В каждой половине ящика ближе к заставленной стенке, высаживают проростки гороха или фасоли одинакового размера (семядоли у проростков удаляют для скорости проведения опыта). Учащиеся ведут наблюдения за развитием корневой системы и надземных частей растений. Делают выводы о значении перегноя в составе почвы. Такие же опыты можно и проделать с учащимися о влиянии глубины заделки семян на появлении всходов при выращивании моркови, свеклы, репы, капусты и других изучаемых с\х культур. Знания, полученные в результате демонстрационных опытов, и если в нем принимали участие сами ребята, надолго остаются в памяти учащихся. Выполняемые учащимися опыты в кабинетах школ, на учебно-опытном участке помогают им ознакомиться с некоторыми методами исследовательских работ, проводимых в лабораториях и производственных условиях. Конкретный пример лабораторных опытов, проводимых мною на занятиях по теме «Способы подготовки кормов к скармливанию».
Заваривание соломенной резки.
Запаривание соломенной резки.
Кальцинирование соломенной резки.
Перед постановкой опытов составлю задачу: пронаблюдать изменения кормов по внешнему виду (цвет, запах) и на ощупь, путем их сравнивания с необработанными кормами, а также проводить инструктаж. После этого учащиеся приступают к работе.
5. Использование интересных и занимательных данных.
Известно, что внимание детей можно привлечь материалом, содержащим сведения необычные, загадочные, неожиданные. Учитель может этим воспользоваться. Например, при изучении свиноводства я знакомила учащихся с такими данными. К пятерке наиболее умных животных (обезьяна, слон, дельфин, собака, медведь) исследователи добавляют свинью, как шестого представителя этой плеяды «умников». Кроме того опыты говорят о тонкой наблюдательности и о редкой сообразительности свиней. И что еще интересно, по составу и усвояемости пищи свинья стоит к человеку ближе всех. Болеет теми же болезнями, что и человек, и лечить её можно такими же лекарствами, как и людей. Свиньи прекрасно дрессируются. В цирках они исполняют разнообразные трюки (свинья-финтиклюшка у Дурова). Обоняние у свиней отличное. Они даже с собаками-пуделями успешно конкурируют в розыске грибов трюфелей.
Свинья не только умное животное, но и весьма полезное. Это самое плодовитое и скороспелое сельскохозяйственное животное. За один опорос свинья даёт 10-12 и более поросят. В возрасте 12-15 месяцев уже приносят приплод. За сезон размножения можно получить два опороса, а это 20-25 поросят в год. На 1 кг. Привеса свиньям требуется в полтора раза меньше корма, чем корове, вдвое меньше, чем овце. По приросту живой массы после рождения свиньи в 15-20 раз превосходят крупных сельскохозяйственных животных, увеличивая её к моменту созревания в 208 раз. От одной свиньи можно получить ежегодно до 2,5 тонн мяса в живом весе. Разумеется, имеется в виду её потомство, а не собственный привес.
Интерес детей, таким образом, возбужден, и они охотно выполняют все задания, связанные с изучением свиноводства.
Приступая к новой теме, обязательно нужно показать учащимся цветные фотографии и рисунки животных и растений, инвентаря, т. е. красочно сделанную или фабричную наглядность.

6. Стихи – загадки на уроках.
Используемые стихи – загадки на уроках, вызывают большой интерес к изучаемой теме у учащихся, заметно оживляет такие части урока, как опрос и закрепление, могут быть использованы в играх и групповой работе, а так же как проблемные задания, требующие прочного знания фактического материала. Можно использовать их и при самостоятельной работе с учебником, где учащиеся найдут разгадку и пояснения. Вот несколько конкретных примеров.
При изучении темы «Птицеводство» можно использовать загадки такого содержания: что за зверь?
Белый, как снег,
Пушистый, как мех,
На лопатках ходит,
А рогом ест? (Гусь)
Не король, а в короне,
не гусар, а при шпорах.
На часы не взглядывает,
а время знает. (Петух)
По теме «Кролиководство»
Быстрый прыжок, теплый пушок,
Красный глазок, Вот угадай-ка,
Чей пух на фуфайки, на шапки, на перчатки
Идет вам ребятки?
По теме «Овощи». Отгадайте загадки, объясните ответ.
Помидору – брат,
а кумачу не рад:
Он в лиловой рос одежде,
Не краснеет даже в лежке. (Баклажан)
Был зеленый плод –
Не просился в рот.
Положили в лежку –
Он сменил одежку:
Красную надел –
Для еды поспел.
На плечах Игнашки
Сорок три рубашки
Все из ткани отбеленной
А поверх – пиджак зеленый.
Ответы на загадки должны поясняться в процессе беседы или в какой-либо другой форме. Ценным в этих загадках является то, что многие признаки предметов запоминаются сами собой.
7. Уроки с использованием дидактических игр.
Уроки во время, которых используются дидактические игры, особенно нравятся детям. Игра на уроке снимает напряжение, концентрирует внимание учащихся на изучаемом материале, развивает память, наблюдательность. На занятиях можно использовать такие игры, как «Кто больше знает?», «Проверь свою наблюдательность», «Узнай, кто я?», «Почемучки», «Перепутаница», «Цветик-семицветик», «Бой 2-х команд» ит.д.
Игра «Проверь свою наблюдательность» проводиться так. На магнитную доску вывешивается таблица, представляющая собой три нарисованных контура изучаемых растений, например, гороха, фасоли и бобовых культур.
Детали контуров, листья и плоды растений - съемные. Учитель предлагает проверить учащимся свою наблюдательность: рассмотреть таблицу, найти несоответствия и исправить их. Можно использовать вариант известной игры при словарной работе. Вывесить таблицу с новыми словами. Дети закрывают, глаза в этот момент убирается или закрывается одно из слов. Учащиеся называют «исчезнувшееся слово».
Дети любят игру «Почемучка», но она требует долгой подготовки, которая проходит в несколько этапов. Эта игра требует логического мышления, учит устанавливать причинно-следственные связи, требует внимания, участвуя в ней, дети отрабатывают навыки составления вопросов. На первом этапе вопросы к тексту статьи готовит учитель, а читает их мальчик- «Почемучка» (он в бумажной шапочке, на которой изображен большой вопросительный знак):
Почему удобрения называются минеральными?
Почему минеральные удобрения называют азотными?
Почему – калийными?
Почему – фосфорными?
Почему минеральные удобрения нужно правильно хранить ит.д.
Это вопросы образцы.
Ученику, который правильно ответил на большее число вопросов «Почемучка» прикалывает к форме свою эмблему, отличия, таким образом, самого любознательного, а учитель ставит оценку.
На втором этапе игры читается вслух статья, и дети сами пробуют составить вопросы – «Почемучки». Все, кто составит вопросы – «почемучки». Все, кто сумеет составить хотя бы один вопрос получают звание «Почемучка».
На третьем этапе сильные учащиеся при закреплении материала получают задания составить вопросы – почемучки и записать их на листочек бумаги. И наконец, учитель, показав, вначале, рисунок растения или животного, начинает конкурс «Почемучек». Вопросы сыплются как горох, желающих дать ответ тоже много. Победителей двое: тот, кто задает больше интересных вопросов и тот, кто больше правильных ответов. Игру «Почемучки» можно проводить как при изучении нового, так и при закреплении и обобщении темы. Часто при обобщении материала, кусающего группы растений или животных можно провести игру «Узнай, кто я?» От первого лица ученик кратко описывает внешний вид растения, значение его в народном хозяйстве, но растение не называет. Внимательно слушая товарища, дети стараются узнать растение. Если им не все ясно, можно задать дополнительные вопросы. Пример такого задания» «Растение имеет крупные листья и продолговатый корнеплод белого цвета. Листья расположены на головке корнеплода. В среднем корнеплод весит примерно 1-2 кг. Продуктивной частью является корнеплод, который перерабатывают на заводах и получают сахар. Скажите или узнайте растение (сах. свекла).
Заключение.
Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса и в создании его творческой атмосферы важное значение имеет эмоциональное восприятие школьниками учебного материала. Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием учителя и значительной мере зависит от его личности, увлеченности, эрудиции, педагогического опыта. Творческое применение имеющегося в распоряжении учителя арсенала средств и методов обучения позволяет каждому создать свою систему работы. Пользуясь методами и приемами, описанными мною в докладе, каждый может создать свой стиль работы, направленной на развитие мышления, на понимание практической значимости приобретенных на уроках знаний, формирование их положительного отношения к с/х труду, к науке, к выбору профессии.
Уроки, с применением приемов активизации познавательной деятельности учащихся со сниженным интеллектом, становятся для детей более интересными, полезными и эффективными в исправлении недостатков у умственно отсталых детей в процессе обучения сельскохозяйственному труду.
Несмотря на все это, останавливаться на достигнутом нельзя. Нужно и впредь продолжать выискивать новинки педагогической работы, придумывать самим, т.е. идти в ногу с жизнью. В будущем я хочу лучше изучить и шире применять на своих уроках дидактические игры, которые нравятся детям, меньше их утомляют и способствуют повышению познавательной деятельности, увеличивают интерес к изучаемой теме. Предстоит еще продолжить работу по изготовлению перфокарт на каждого ученика с учетом их индивидуальных особенностей.
И так, педагогический труд представляет неограниченные возможности для творческого поиска, умственного обогащения и профессионального становления.
Литература.
Гритченко В.А. Активизация познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроках естествознания//Дефектология с.46-51.
Кальней В.А. Капралова В.С. Поляков В.А. Основы методики трудового и профессионального обучения.
Ковалева Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе.
Михайлов В.Д. Биологические задачи на уроках.//Биология в школе.