Почему мы часто слышим слово «экология»


Технологическая карта по теме «Почему мы часто слышим слово «экология» (окружающий мир).
Автор: Клюшкина Александра Сергеевна, учитель-методист МБОУ СОШ №29.Пояснительная записка
Тема: Почему мы часто слышим слово «экология»?
Место урока в учебном курсе: блок «Родная страна от края до края» урок №38.
Форма урока: комбинированный урок.
Цель:
а) предметные
- Знать: причины загрязнения окружающей среды, негативное ее воздействие на человека; понятие  «экология», «экологическое бедствие»;
-Уметь: находить нужную информацию в тексте.
б) метапредметные
- Знать: пути защиты от загрязняющих веществ в воздухе и в воде;
-Уметь: наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать, логически обосновывать и аргументировать суждения;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
в) личностные
-Знать: что такое и чем занимается наука «экология»; зачем нам нужно заботиться о природе.
-Уметь: осознавать свою жизненную позицию в отношении окружающего мира.
Задачи:
Образовательная- сформировать первоначальные представления детей об экологии и её роли в жизни людей; формировать основы экологической грамотности, чувства ответственности и любви к природе; сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;
Развивающая- развивать речь, мышление, внимание, умение работать в группе.
Воспитывающая- воспитывать бережное отношение и заботу к окружающей природе
Методологическая база:
1.Гальперин, М. В. Общая экология [Текст]: учеб. для студентов сред. проф. образования / М. В. Гальперин. М.: Форум, 2010. – 336 с.
2.Экология [Текст]: учеб. пособие / под ред. А. В. Тотая. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ,  2012. - 408с.: ил.
Интернет-ресурсы:
http://aplik.ru/studentu/2-kurs/metodichka-ekologiia/http://festival.1september.ru/articles/213264/Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, видеоролик №1,№2, таблички со словами «экология», «эколог», выставка фотографий «Как не любить нам эту Землю»? (красивые пейзажи), карточки с заданиями для групповой работы.
Работа на уроке строится с ориентацией на формирование универсальных учебных действий. Ученики учатся устанавливать причинно-следственные связи, строят рассуждения, делают анализ, выводы. В ходе занятия идёт развитие коммуникативных отношений. Обсуждая в мини - группах экологические ситуации, ребята учатся аргументировать свою точку зрения, выслушивают мнение других, учатся критиковать или дополнять ответ друга, соглашаются с ним или не соглашаются.  В канву урока вводятся элементы проблемности, которые требуют своего разрешения.
На уроке ведётся работа по формированию творческого мышления на основе овладения приёмом прогнозирования, которое само по себе является УУД. Все части урока логически связаны между собой. Благодаря частой смене видов деятельности, умелому применению интерактивной доски  при таком большом объёме работы удаётся избежать перегрузки и переутомления, сохранить и развить продуктивную мотивацию к учению.
Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе (в соответствии с ФГОС).
УМК «Начальная школа 21 век»
Составила: Клюшкина Александра Сергеевна
Тема урока: Почему мы часто слышим слово «экология»?
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формируемые универсальные учебные действия
I Мотивация к учебной деятельности
1 мин
II Актуализация знаний и фиксация затруднения.Учащиеся формулируют тему урока.
Постановка учебной цели.
5 мин
III Построение проекта решения учебных задач урока (организация взаимодействия с учащимися по теме урока).
Игра «Найди ошибку»
Просмотр видеоролика№1 (сюжет о загрязнении планеты – отходы, свалки мусора, сточная вода фабрик)
3 мин
Просмотр видеоролика№2 «Пожар в лесу»
3 мин
Знакомство с понятием «эколог»
4 мин
Работа в мини-группах
10 мин
IV
Первичное закрепление.
5 мин
Физкультминутка.
1 мин
V
Включение в систему знаний и повторение.
Работа в мини-группах.
10мин
VI
Рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
2 мин
VII
Домашнее задание
(по желанию)-1 мин - Улыбнитесь друг другу. Пусть ваши улыбки улучшат всем настроение.
Послушайте историю. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, почему это случилось. Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, и может быть, и возмутились.
А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины. Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, они уничтожали гусениц, вредящих лесу.
Но вот исчезли цветы, не стало тахин, и, естественно, не вылупились личинки. Не вылупились личинки – и некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он стал погибать. И все потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.
Вот тут-то и должна помочь наука экология.
Что же такое «экология»? Прочитайте текст№1у вас на партах и найдите в нем главную мысль.
-От какого слова произошло слово «экология»?
-Кто такие экологи?
(Учитель вывешивает табличку со словом «экология»)
- Кому из вас приходилось слышать это слово?
- Как вы думаете, что это такое?
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
-Сформулируйте тему урока.
А почему нам надо учиться бережному обращению с природой?
- В течение учебного года мы не раз говорили о том, что человек часто своими необдуманными действиями наносит непоправимый вред природе.
Схема поможет нам это вспомнить.
- Ваши ответы помогли нам убедится, что природа в опасности.
-А сейчас посмотрим видеоролик. Постарайтесь понять, что произошло.
-Иногда человек причиняет вред природе неумением вести себя на прогулках.
-Прочитайте текст и найдите ошибки в поведении детей.
-Сейчас вы увидите, к чему приводит неосторожное обращение с огнём в лесу и как трудно тушить пожар.
-Кто же такие экологи?
-От слова «экология» произошло слово «эколог».
(На доску вывешивается табличка со словом «эколог».)
-Экологи - это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, гибнет рыба или летом выпадает снег.
-Экологи оберегают всё, что растёт и всех, кто живёт на нашей земле от исчезновения.
Учёные экологи учат нас бережному отношению к миру природы, к воде, к земле и воздуху, к растениям, грибам, к насекомым, рыбам, ко всем животным.
-Как считаете, почему нужно бережно относиться к природе?
-А теперь обратимся к текстам№2 у вас на столе «Что такое экология и чему она учит?»
Прочитайте текст и приготовьтесь ответить на поставленный вопрос.
-Проверьте свои знания, выполнив тест.
-Разделитесь на мини группы. Каждая группа получит карточку с описанием ситуации.
Вы должны обсудить вместе и договориться о том, кто будет выступать от вашей группы.
Помните: речь выступающего должна быть правильной и красивой, ответы –убедительными.
-Что же такое «экология»?
-Так почему мы часто слышим слово «экология?»
-Да, действительно, состояние природы во многом зависит от деятельности человека, а здоровье человека порой зависит от состояния природы.
-Обратимся к поэзии 19 века. Послушайте как писали талантливые поэты о природе (стихи А.С.Пушкина, Е.А.Баратынского, С.А.Есенина, М.Ю.Лермонтова).
Посмотрите на чудесные картины русской живописи. Какая прекрасная и нетронутая природа изображена на них (И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору»;
А.М.Васнецов «Ветка яблони», «Горный пейзаж», «Зимний сон»)
-Любите родную природу!
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля!
-А теперь вам предстоит оценить свою работу.
У каждого из вас солнышко и туча
Если вы считаете, что на уроке было интересно и вы можете сказать: «Я работал очень хорошо, прекрасно», то выберите солнышко.
Если же вы считаете, что на уроке мне было интересно, я работал хорошо, то – тучу.
А теперь посмотрим солнечно у нас было или дождливо.
-Я рада, что на доске оказались только солнышки
Это говорит о том, что вы старались и заслуживаете высоких оценок.
-Я надеюсь, что после нашего урока это солнышко теперь будет и у вас в душе.
-Спасибо за работу.
1) Проект на тему «Каким я хочу видеть окружающий мир в будущем».
2) Поместить в тетрадь фотографии ваших добрых дел в природе.
Давайте будем
Беречь планету.
Во всей Вселенной
Похожей нету,
Во всей вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она? Эмоциональное вхождение в урок
(Слайд 2)
Ф.Тютчев «Счастье, радость, наслаждение, жизнь- все это дарит нам природа. Ведь в природе как и в человеке есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык»
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к природе, к окружающему миру, к Земле.
(Слайд 3)
Экологи – это люди, которые занимаются экологией, защищают природу. Экологи говорят: «Нужно бережно относиться к окружающему миру, к Земле, потому что это наш дом. А дом надо всегда беречь и защищать».
Тема урока «Почему мы часто слышим слово «экология»?
Прогнозируют предстоящую работу.
(Слайд 4)

Рассказывают о том, какое экологическое бедствие произошло по вине человека, о своих чувствах сострадания к птицам.
Рассуждения учащихся после просмотра видеоролика.
Читают текст, находят ошибки, рассуждают.
(Слайд 5,6)
Игра «Найди ошибку»
В теплый майский денек ребята приехали на природу. Разожгли костер и стали обедать. Потом начали играть: они бегали друг за другом, кричали, рвали цветы в огромные букеты. Поймали белочку и забрали ее домой.
Учащиеся анализируют текст и исправляют ошибки.
После просмотра делятся своими впечатлениями, чувствами об увиденном.
Высказывают свои предположения.
Слушают учителя, запоминают.
Дополняют учителя, отвечают на вопрос.
Читают текст, дают ответ на вопрос.
(Слайд 7)
(Слайд 8)
Выполняют тест с последующей самопроверкой по эталону. Оценивают свою работу.
- Задание: к правому столбцу допишите соответствующие буквы из левого столбца.
Источники загрязнения окружающей среды – это…
Три пути попадания вредных веществ в организм человека – это ..Экологическая безопасность– это…
Главная причина загрязнения окружающей среды – это…
А) продукты питания, воздух и вода.
Б) защита от вредного воздействия загрязняющей среды.
В) фабрики, заводы , транспорт.
Д) человек.
1 группа
Если ты увидел выпавшего из гнезда птенца…
2 группа
После обеда на лесной полянке…
3 группа
Если на прогулке по лесопарку тебе попался муравейник…
4 группа
Ты вышел на поляну, где много съедобных и несъедобных грибов…
5 группа
На пруду увидел много очень красивых кувшинок…
Учащиеся в группах обсуждают, договариваются о том, кто будет выступать от группы.
6 группа
Что могут сделать дети и взрослые для охраны природы родного края и даже планеты?
(соблюдать чистоту на пикниках, экономить воду дома, не рвать цветы и не ломать ветки деревьев, не мусорить на городских улицах. Для взрослых школьники предложили более глобальные методы: охранять чистоту рек, уменьшить мусорные свалки, придумать безопасные автомобили)
Выступают по группам.
Класс делает дополнения после каждого ответа и оценивает работу групп.
Учащиеся обобщают все что узнали о понятии «экология» и как сберечь ее.
Несколько учащихся рассказывают наизусть заранее выученные стихи знаменитых русских поэтов.
А.С.Пушкин «Осень»,
С.А.Есенин «Восход солнца»,
М.Ю.Лермонтов «Утес»,
Е.А.Баратынский «Весна, весна как воздух чист».
(Слайд 9,10)-картины великих живописцев: И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору»;
А.М.Васнецов «Ветка яблони», «Горный пейзаж», «Зимний сон»
Учащиеся анализируют нетронутую красоту природы.
Каждый ученик делает свой выбор и крепит солнышко или тучу на доске.
Производят самооценку учебной деятельности.
(Слайд 11) Л.Толстой «Счастье-это быть с природой, видеть ее, говорить с ней»
(Слайд 12)
Познавательные:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Регулятивные:
-определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные:
оформляют свои мысли в устной форме.
Познавательные:
Развитие умения извлекать информацию из видеоролика.
Регулятивные:
Учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом.
Коммуникативные:
Слушать и понимать речь других.
Коммуникативные:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других.
Коммуникативные:
Строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Коммуникативные:
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме.
Коммуникативные:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других.
Коммуникативные:
Строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя текст и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные:
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
формировать умение работать в группах;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
участвовать на уроке в диалоге.
Регулятивные:
Учиться коллективно решать проблемные вопросы.
Коммуникативные:
Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные:
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные:
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.