Галицко-Волынская держава — правопреемница Киевской Руси (историческая викторина для учащихся 7-х классов)

Галицко-Волынская держава – правопреемница Киевской Руси.
(историческая викторина для учащихся 7-х классов)

Цель урока: 1) обобщить знания учащихся о развитии Галицко-Волынской державы, правлении князей, основных событиях, которые происходили в этот период истории, закрепить знания учащихся о том, что Галицко – Волынское государство являлось правопреемницей Киевской Руси;

2) формировать умение учащихся анализировать информацию, аргументированно отстаивать собственную точку зрения, формировать умение работы в группах;

3) воспитывать интерес к историческому прошлому, содействовать развитию чувства гордости за свой народ, его исторических деятелей.

Тип урока. Урок повторения и закрепления знаний и умений.

Форма урока. Историческая викторина.

Оборудование: учебники, карты, дидактические материалы, ватман, маркеры.

Подготовительный этап.
На одном из предыдущих уроков учитель знакомит учащихся с формой проведения повторительно-обобщающего урока: знакомит с темой, датой проведения, делит класс на команды, в которых выбираются капитаны, дает список источников, необходимых для самостоятельной подготовки.

Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Историческая викторина:
а) Конкурс «Угадай князя».
б) Блиц-турнир «Лучшие знатоки дат и событий».
в) Конкурс «Города королевства».
г) Конкурс «Лучший знаток культуры».
д)Конкурс «Эрудит».
е) Конкурс «Строим крепость».
ж) Конкурс «Лучший летописец» (конкурс капитанов)
3. Подведение итогов исторической викторины.
4. Домашнее задание.

Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель объявляет тему, правила поведения викторины, систему оценивания, представляет команды и их капитанов.
2. Историческая викторина.

а) Конкурс «Угадай князя».
Условия проведения: учитель предлагает отрывки из литературных произведений, в которых упоминаются князья Галицко-Волынской державы. Участники должны дать правильный ответ. Учитель оценивает конкурс, результаты заносятся на табло на доске.
1. «Високо сидиш ти
На своїм золотокованім престолі,
Підперши гори Угорські
Своїми залізними війсками”
(Ярослав Осмомысл)
2. „Ти могутньою рукою
Аж до Києва досяг –
Всі князі тобі скорились
І на твій клялися шлях”
(Роман Мстиславич)
3. „Із журби охляли руки
І поникла голова...
На спочин його прийняла
В Холмі церковця свята”
(Данила Романович)
4. „Щедрий ти для духовенства,
Знав його вагу велику;
Першого настановляли
Українського влідіку”
(Юрий I)
5. „ Не убив пчел, не полакомишься медом”
(Роман Мстиславич)
6. Книгочей большой и философ, какового не было перед этим в целой земле и после него не будет»
(Владимир Василькович)
7. На его печати высечено: «Король Руси, князь Лодомерии», на обратной стороне – герб Владимира.
( Юрий I)
8. Он называл себя:» З Божьей помощью прирожденный князь» и был последним князем Галицко-Волынской державы.
(Юрий II Болеслав)
9. Неизвестно, как они правили: совместно либо поделили державу. В грамотах именовали себя «князья Всея Руси». С их смертью прервалась династия Данила Романовича.
( Андрей, Лев II)


б) Блиц-турнир «Лучшие знатоки дат и событий»
Условия проведения: правильно назвать даты и события. Учитель оценивает конкурс, результаты заносятся в табло на доске.
1. Какой князь объединил Галицию и Волынь?
2. Сколько лет продолжалась борьба братьев Данила и Василька за Галицкий престол?
3. Как звали отважного защитника Киева?
4. В каком году умер Данила Галицкий?
5. Где искал союзников Данила Галицкий в борьбе против монголо-татар?
6. Кто правил в Галиции после смерти Данила Галицкого?
7. В каком году умер Роман Мстиславич?
8. С какого года перестала существовать Галицко-Волынская держава?
9. В каком году были объединены Галиция И Волынь?
10. В каком году был коронован Даниил?
11. В каком году был основан г.Львов?
12. Какое событие произошло 31 мая 1223 г.
13. В каком году монголо-татары взяли Киев?
14. Какой князь в 1301 г. вновь сумел объединить Галицию и Волынь?

в) Конкурс «Города королевства».
Условия проведения: Правильно ответить на поставленные вопросы. Учитель оценивает конкурс, результаты заносятся в табло на доске.
1. В честь кого назван г. Львов?
2. В каком городе был похоронен Данила Галицкий?
3. Назовите столицы Галицко-Волынской державы.
4. Город, где был коронован Данила Галицкий?

г) Конкурс «Лучший знаток культуры».
Условия проведения: правильно ответить на поставленные вопросы. Учитель оценивает конкурс, результаты заносятся в табло на доске.
1. Какая летопись является главным источником для изучения истории Галицко-Волынской державы?
2. В каком веке была написана Галицко-Волынская летопись?
3. Как называется каменный храм во Владимире, сооружение которого было окончено в 1160 г?
4. Жемчужиной Галицких построек является пятиэтажная деревянная наскальная крепость 9-11 вв.?
5. Эта церковь в период междуусобиц выполняла роль крепости (.)
6. Приведите примеры иконописи Галицко-Волынской земли?

д) Конкурс «Эрудит».
Условия проведения: правильно ответить на поставленные вопросы. Учитель оценивает конкурс, результаты заносятся в табло на доске.
1. Какое православное имя носил Болеслав?
2. Назовите титул Галицкого правителя Даниила.
3. Кто возглавлял оппозицию Галицким правителям?
4. За что Галицкий князь Ярослав получил прозвище Осмомысл?
5. Против кого в 1205 г. совершил поход Данила Галицкий?
6. Какого князя называли самодержцем всей Руси?
7. Как звали Папу Римского, к которому Данила Галицкий обращался за помощью?
8. Как погиб последний князь Галицко-Волынской державы Юрий II Болеслав?

е) Конкурс «Строим крепость».
Условия проведения: нарисовать крепость, которую построил Данила Галицкий и которую не смогли захватить монголо-татары. Учитель оценивает конкурс, результаты заносятся в табло на доске.

ж) Конкурс «Лучший летописец» (конкурс капитанов).
Условия конкурса: составить летописный рассказ: «Я – правитель державы – правопреемницы Киевской Руси». Учитель оценивает конкурс, результаты заносятся на табло на доске.

3. Подведение итогов.
Учитель подводит итоги викторины, определяет команду-победителя. Наиболее активным участникам выставляются оценки.

4. Домашнее задание.
Написать «летописное» сочинение-миниатюру, посвященное одному из событий изученного периода.

















15