Модульная карта по теме:Урал. ЭГП, природные ресурсы, население.

Модульный урок по теме: «Урал. ЭГП, природные ресурсы, население».
Е.В.Михайлова, учитель географии лицея № 13 г. Петрозаводска.
учебный элемент, время
учебный материал с указанием заданий
руководство по усвоению

УЭ-0
(1 мин.)
цели и задачи урока: показать значение Урала в хозяйстве страны, сравнить ЭГП Урала и Поволжья. Дать оценку природных ресурсов для развития экономики Урала. Оборудование: физическая, политико-административная карта России.
внимательно прочитайте цели урока

УЭ-1
(6 мин.)
цель: повторение материала (опрос). Географический диктант : «Поволжье». 1.Машиностроение Поволжья является
а) трудоёмким; б) наукоёмким; в) металлоёмким. 2.Центрами автомобилестроения Поволжья являются города а)Казань; б)Самара; в)Набережная Челны; г)Тольятти. 3.Троллейбусы производят в городе а)Балаково; б)Энгельсе; в)Ульяновске; г)Саратове. 4.Отраслями специализации Поволжья являются а)машиностроение; б)химическая; в)лесная; г)металлургия. 5.На Волге построены ГЭС а)Волжская; б)Саратовская; в)Волгоградская; г)Воткинская. 6Установите соответствие между отраслями специализации Поволжского экономического района и их центрами. Отрасли: 1.авиастроение; 2.рыбная; 3.автомобилестроение; 4.нефтепереработка. Центр: а .Самара; б.Волжский; в.Тольятти; г.Набережная Челны; д.Нижнекамск; е.Астрахань. 7.Баскунчак- это. а)город; б)солёное озеро; в)месторождение нефти.
повторяем изученный материал

УЭ-2 (6 мин.)
Изучение нового материала: Урал - опорный край державы, её добытчик и кузнец, ровесник нашей прежней славы, и славы нынешней творец А. Твардовский - Почему Урал – опорный край державы? Чем славен Урал? Что такое Урал? (предложите свои образы Урала). – А теперь определим, что же такое Урал с точки зрения экономической географии . В состав Уральского экономического района входят: 2 республики - Удмуртия; Башкирия; 5 областей: Свердловская (Екатеринбург); Пермская (Пермь); Челябинская (Челябинск); Оренбургская (Оренбург); Курганская (Курган).
читают эпиграф на доске

работа с картой «Экономические районы России».

УЭ-3 (6 мин.)
цель: дать оценку ЭГП Урала по плану: 1.положение по отношению к государственным границам; 2.на территории страны; 3.соседи; 4.выход к морю; 5.транспортное положение.
работают по плану, используя карты атласа

УЭ-4 (6 мин.)
цель: сравните ЭГП Урала и Поволжья. Данные занесите в таблицу:
Уральский район
Поволжье

1.образуют регион Урало - Поволжье



работа с картой, закрепление изученного материала


УЭ-5 (2 мин.)
цель: оценим природные условия и ресурсы Урала. Рельеф - невысокие, легко проходимые горы и равнины- Предуралья (Восточно-Европейская) и Зауралья (Западно-Сибирская). Климат меняется с севера на юг, (на юге Урала лето тёплое и длинное) средняя температура на севере +15, на юге +20. Предуралье получает больше осадков, чем Зауралье. В горах - высотная поясность, хотя большая часть Урала покрыта лесами (хвойными и смешанными на юге), на юге (Оренбургская и Курганская области заняты степями). Реки берут начало с гор, поэтому они маловодны. Почвы на юге плодородные.
Вывод: (делают самостоятельно).
прочитать характерные природные условия, подвести итог.

УЭ-6 (7 мин.)
цель: оценим природные ресурсы Урала. По карте атласа определите, какими природными ресурсами богат Урал? Какие ресурсы явились базой для развития промышленности на Урале? Заполните таблицу (на этом уроке заполняется только 1 колонка).
природные ресурсы
отрасли специализации
центры

Можете дома по желанию сделать прогноз отраслей специализации и заполнить вторую колонку.
вывод: (делаем вместе).
- Каких ресурсов на Урале нет или недостаточно? – Как решить водную проблему? – вспомните «Сказы» Бажова о Хозяйке медной горы. О каком богатстве Урала повествует автор? – В каком заповеднике охраняются драгоценные и поделочные камни?
работая с экономической картой, дайте характеристику природным ресурсам Урала.

УЭ-7 (4 мин.)
цель: закрепление изученного материала. - Какие территории входят в состав Уральского экономического района? – Как изменялось ЭГП Урала в 18, 19 и 20 веках? (по уч. табл. 61 ст.288). – Какие полез
·°ные ископаемые явились базовыми для развития экономики Урала?
отвечаем на вопросы

УЭ-8 (2 мин.)
Домашнее задание: рассмотреть население Урала по плану: 1.Заселение территории. 2.Национальный состав. 3.Религиозный состав. 4.Численность населения. 5.Естественный прирост и миграции. 6. Города.
п. 57, ответить письменно на вопросы; повторить п. 56.

низкие горы

горы вытянуты с севера на юг

граница между Европой и Азией

Урал – в переводе «камень»

раньше называли «пояс»

это экономический район

это кладовая полезных ископаемых





Модульный урок по теме «Страны нового зарубежья СНГ» (2 урока)
Е.В. Михайлова, учитель географии лицея № 13 г. Петрозаводска.
учебный элемент
учебный материал с указанием заданий
руководство по усвоению

УЭ- 0 (1 мин.)
цели и задачи урока: познакомиться с новыми независимыми государствами- соседями России. Углубить знания о геополитическом положении России, сформировать представления о взаимоотношениях России с новыми независимыми государствами.
оборудование: карты СССР (физическая, политико-административная и др.).
внимательно прочитайте цели урока

УЭ- 1 (2 мин.)
Организационный момент: работа проводится в группах. Каждый учащийся специалист по своей группе стран. 1. Белоруссия; 2. Страны Балтии; 3. Европейский Юго-Запад; 4. Закавказье;
5. Азиатский Юго-Восток , разделить на Казахстан и страны Средней Азии.
поделились на 5 групп

УЭ-2 (25-30 мин.)
Изучение нового материала: план изучения страны
1.показ на карте страны (стран) и их столицы.
2.выгодность ЭГП страны (стран).
3.природные условия (климат, рельеф, воды, природные зоны) и их особенности.
4.природные ресурсы (оценка богатств страны (стран) отельными видами ресурсов).
5.население (естественный прирост, миграции, урбанизация, религия, народы, обычаи, традиции).
6.специализация страны (отрасли специализации, продукты, центры).
7.экспорт и импорт страны с Россией.
используют: уч. В.П. Дронов п. 64, 65. 66. 67, 68, 69. атлас 8, 9 класс. Энциклопедия из-во «Аванта +» «Страны, народы, цивилизации».

работают по группам

УЭ- 3 (45 мин)
отчёт о проделанной работе: рассказ о стране длится 6 минут, учащиеся заполняют лист- картосхему по ходу выступления групп.
выступление групп, заполнение картосхемы

УЭ- 4 (7мин.)
закрепление: тест
1.какие из государств не входят в СНГ? а) Беларусь; б) Украина и Молдова; в) Страны Балтии; г) Страны Закавказья. 2.какая страна в 1999 году вступила в межгосударственный союз с Россией? а) Белоруссия; б) Украина; в) Казахстан; г) Молдова. 3.определите страну по характерным признакам: а) республика богата калийными и поваренными солями; б) главная отрасль промышленности- машиностроение; в) основная религия- православие, католицизм. 4.одна из этой группы стран имеет залежи горючих сланцев. На первом месте в структуре экономики- сфера услуг. Море сильно повлияло на размещение населения. 5.эта республика имеет широкий морской фасад. Природные условия благоприятны для ведения сельского хозяйства: плодородные почвы, достаточное количество тепла. Ресурсная база России и этой страны дополняют друг друга. 6.это небольшая по площади сухопутная республика с высокой плотностью населения. Республика- сад. Главное звено экономики – АПК. 7.республика специализируется на чёрной металлургии, машиностроении и АПК. Машиностроение специализируется на производстве судов, тепловозов, автомобилей, металлургического оборудования. 8.важная природная особенность района- горный рельеф. Территория защищена горами от вторжения арктического воздуха, что позволяет выращивать субтропические культуры. 9.это республика Закавказья, имеет месторождения нефти, религия ислам. Основа хозяйства топливно-энергетический комплекс. 10.страны этого региона объединяет религия ислам. Значительная часть населения живёт в оазисах. Страны региона аграрно-индустриальные.
выполняем тест

УЭ-5 (1-2 мин.)
подведение итогов урока. д/з (пожеланию) составить компьютерную презентацию любой страны.
ставим оценки в дневник

Картосхема «Страны нового зарубежья СНГ».
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
РОССИЯ
Внешние экономические связи





15