Технологическая карта урока на тему Дроби. Обыкновенные дроби


Технологическая карта урока, реализующего формирование УУДПредмет математика
Предмет: математика
Уровень образования: базовый
Тема: «Доли и дроби».
Тип урока: урок изучения нового материала
Участники: обучающиеся 5 класс
Цель: формирование понятия «доля», «обыкновенная дробь, «числитель», «знаменатель»; формирование умения читать и записывать обыкновенную дробь.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: познакомить учащихся с понятием доли и дроби и его содержательным смыслом;
научить правильно читать и записывать дроби; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достиженияЛичностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, http://school-collektion.edu.ruДеятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
Этап «Актуализация знаний и умений»
1.Определяет готовность учащихся.
2. Просит ответить на вопрос «Ребята у меня семья состоит из 4 человек, я купила12яблок, 8 персиков и в магазине мне досталась 1 булочка. Помогите мне разделить поровну на всю семью.»
3.А давайте посмотрим мультфильм, что делал волк и как он разделил один апельсин. (слайд 1)
А на какие дольки?
( на доске пишется слово доли)
4. Так как волк делил давайте и мы с вами вспомним деление натуральных чисел, устный счет (слайд 2).
А если я заменю знак деления на черту, как вы думаете , что у меня получится? Включаются в ритм урока. Отвечают на вопрос учителя.
12:4 =3я
8:4=2п
1:4=?
Волк разделил апельсин на дольки.
На равные.
20, 50, 24, 33, 10, 63, 378, 5/6
дробь
Выделять существенную информацию из текста вопроса.
Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
Выдвигать гипотезу и обосновывать её Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме
Работают в парах при проверке по образцу
Слушать собеседника.
Строить понятные для собеседника высказывания
Контролируют правильность ответов обучающихся
Прогнозируют свою деятельность
Выделение и осознание того, что уже знают
Оценить действия партнера Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания
Принят решение в проблемной ситуации
Этап «Целеполагания и мотивация»
1.Ребята, а где вам встречалось слово дробь, в каких словосочетаниях?
В математике существуют, обыкновенные дроби, десятичные дроби, алгебраические дроби.
А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока. Ведь вы, наверное уже догадались, что это….
(слайд 3)
(откройте тетрадь и запишите дату, тему нашего урока)
«Давайте попробуем сформулировать цель нашего занятия».
«Итак, сегодня на уроке мы должны узнать, что такое дроби; как записываются дроби; как читаются дроби; как называются числа в записи дроби и каков их содержательный смысл; где и как применяются дроби».
Охотничья дробь, барабанная, дробь, обыкновенная дробь.
Доли. Обыкновенные дроби.
Выдвигают предположения о цели урока Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
Выдвигать гипотезу и обосновывать её Взаимодействуют с учителем во время опроса Слушать собеседника.
Строить понятные для собеседника высказывания
Контролируют правильность ответов обучающихся
Прогнозируют свою деятелностьВыделение и осознание того, что уже знают
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания
Этап «Усвоения новых знаний и способов усвоения»
«Скажите, а в жизни вам никогда не приходилось делить 1 на 2? Если приходилось, то приведите примеры». «Что ещё, кроме шоколадки, можно разделить на части?»
«Людям часто приходится делить что-то на части. То, что делят на части, будем называть«целое».
Итак, что может быть целым?» «Если целое делят на равные части, то эти равные части называют долями». Вспомните: 1)как читается дробь 5/6; 2) Как называется число, стоящее над чертой дроби; 3)Как называется число стоящее под чертой дроби.
(слайд 4) Обобщим сказанное
Откройте учебник на стр.89 №304 (устно в парах).
Проанализируйте запись 5 : 6 = 5/6 Ответьте на вопросы: Как можно записать частное от деления натуральных чисел?
Каким компонентам деления соответствует числитель и знаменатель? Дробь как результат деления натуральных чисел n/m (так дробь результат деление чего?)
«Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать, пожалуй, каждый день. Назовите несколько слов с этой приставкой». «А как записать число «половина»?» (слайд 5)
Учитель показывает на клеточках доски, как правильно записывать дроби в тетрадях. «А как записать число «треть»?» (слайд 6) Аналогичная работа проводится и с дробью 1/4 (слайд 7) . Отвечают на вопросы
5/6 Числитель Знаменатель
Частное от деления натуральных чисел можно записать в виде дроби.
Числитель дроби – это делимое, а знаменатель – делитель)
1/2
1/3
1/4 Доказывать, аргументировать свою точку зрения Все остальные обучающиеся выслушивают ответы Класс: понимать на слух ответы обучающихся.
Обучающиеся:
• осознанно строить речевое высказывание;
• строить высказывания, понятные для партнеров;
• рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий) В ходе заслушивания ответов остальные школьники контролируют правильность и полноту приведенного правила
По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Обнаруживать отклонения и отличия от эталона.
Осуществлять взаимоконтроль.
Адекватно воспринимать оценку учителя
Организует первичное закрепление применения сформулированных правил «Но есть и другие доли. Например, шестая, десятая, сотая. Когда они образуются?» Слайд 8- работа в парах, (слайд 9- самооценка) на полях тетради поставьте баллы
«Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили целое».
Можно отрезок разделить на равные доли (слайд 10). Решить задачу устно в классе ( слайд 11)
Возьмите карточки работа в парах (Оценка слайд 11) Когда целую часть делят на шесть, десять или сто частей
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах Умение слушать и вступать в диалог.
Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Понимать на слух ответы обучающихся.
Уметь использовать речь для регуляции своего действия Планирование и прогнозирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Осуществлять самоконтроль.
Этап Физминутка (слайд 12)
Этап “Организация первичного контроля”
Самостоятельная работа на карточках (самопроверка)
Ответьте на вопросы (слайд 17)
Вернутся к началу урока и задать повторно вопрос Какая часть булочки достанется каждому у нас в семье? Осуществлять анализ объектов Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу Строить высказывания, понятные для партнеров;
• рефлексия своих действий Планирование и прогнозирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляцияПринимать и сохранять учебную цель и задачу.
Осуществлять самоконтроль и контроль.
Этап “Домашнее задание”
1. Объясняет сущность домашнего задания:
а) выучить правила п 19
б) решить № 303, № 314, № 316.
2.  сочинить сказку про дроби. Рефлексия
Ответьте на вопрос «Что стало твоим достижением на уроке?»
Мы делили апельсин!(кулачок- "апельсин" перед собой)Много нас (левая рука растопырена -- это "мы")А он один (взгляд переводим на кулачок)Эта долька для котят(отгибаем один пальчик)left0Эта долька для утят(отгибаем другой пальчик)Эта долька для ужа(отгибаем третий пальчик)Эта долька для чижа(четвертый)Эта долька для бобра(пятый)А для волка кожура!(встряхиваем бывшим кулачком -- словно кожурой)Разозлился волк -- беда, Разбегайтесь кто куда!