Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная к школе группа) Тема: Экспедиция на северный полюс


Тема: "Экспедиция на северный полюс"
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Расширение и уточнение представлений детей об окружающем мире.
2. Образовывать относительные прилагательные.
3. Деление слов на слоги со стечением согласных в середине слова.
4. Выкладывание звуковой схемы слова.
5. Умение составлять предложения из деформированной фразы.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать фонематический анализ и синтез слов.
Развивать зрительное и слуховое восприятие;
Развивать фонематический слух, чувство языка.
Продолжать развивать координацию речи с движением.
Развивать память, внимание, пространственное мышление, умение решать проблемную ситуацию.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
2. Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности.
Оборудование: телеграмма, цветные (голубые, розовые, сереневые) карточки с цифрами 1,2,3,4; игрушка – Ушастик; коробочки с фишками, полосками; магнитные азбуки на каждого ребенка; фланелеграф, глобус.
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня в наш сад пришла телеграмма. Послушайте, что в ней написано. "Обнаружен неизвестный зверь. Срочно присылайте исследовательскую экспедицию. Северный полюс. Станция "Льдинка".
Сообщение темы занятия.
Ребята! Вы хотите участвовать в экспедиции? (Да). Тогда будем собираться в путь на поиски неизвестного зверя.
Проблемная ситуация.
Посмотрите на глобус. Как вы думаете, каким транспортом можно добраться до северного полюса? (Самолетом, ледоколом, кораблем, на собачьих упряжках). Тогда не будем медлить и отправимся в путь.
1 ч. Придумывание слов с заданным количеством слогов.
На Северный полюс мы поплывем на корабле. На корабль можно пройти по билету (разноцветная карточка), на котором нарисована цифра. Пройдет тот, кто придумает слово, в котором столько слогов, какая цифра у него на билете. (Дети придумывают слова). Садитесь на свое место по билету, будьте внимательны. (Дети садятся на стульчики с соответствующей цветом и цифрой карточкой).
2ч. Звукослоговой анализ и синтез слова. Составление звуковой схемы слова.
Внимание! Ребята, к нам пришла радиограмма. Послушайте: У-Ш-А-С-ТЬ-И-К. Какое слово получилось? (Ушастик). Назовите гласные звуки в слове. (У, А, И). Назовите согласные (Ш,С,ТЬ,К). Обозначьте это слово полоской. Сколько слогов в слове? (Три). Назовите первый слог (У), второй (шас), третий (тик). Под белой полоской - словом выложите столько коротких желтых полосок, сколько слогов в слове. Ваня, сколько желтых полосок ты положил и почему? ( Я положил три полоски, потому что в слове Ушастик три слога). Сколько гласных звуков в слове? (Три). Какое правило мы с вами знаем? ("Сколько гласных звуков, столько и слогов"). Выложите звуковую схему слова УШАСТИК. Проверьте друг у друга правильно ли выполнено задание. Дима, выложи звуковую схему слова на доске.
Катя, назови первый звук в слове. Оксана, назови второй звук в слове. Артем, назови третий звук в слове. Максим, назови четвертый звук в слове. Саша, назови пятый звук в слове. Аня, назови шестой звук. Дима, назови седьмой звук. Выложите это слово буквами. (Дети выполняют задание)
Ребята, мы знаем имя необычного зверя, но где нам его искать? (На северном полюсе). Тогда пойдемте на поиски необычного животного.
3ч. Физминутка.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
4 ч. Составление притяжательных прилагательных.
(Раздается смех). Ребята, кто это смеётся? Давайте, поглядим в сугробе. (Достают игрушку). Это, действительно, необычный зверь. Чьи у него уши, как вы думаете? (Слоновьи). Чья мордочка. (Обезьянья). А цвет шерсти, как у медведя. Шерсть чья? (Медвежья). Давайте возьмем Ушастика с собой и покажем его ребятам в детском саду. Садитесь на корабль. (Дети садятся на стульчики).
5 ч. Составление схемы предложения с предлогом.
Ребята, нам надо отправить радиограмму полярникам о нашем Ушастике. Какое предложение можно составить? (Мы нашли Ушастика в сугробе). Сколько слов в этом предложении? (Пять слов). Назовите самое маленькое слово (В). Выложите схему предложения. Саша, выложи схему на фланелеграфе. Проверьте, правильно выложила схему Саша. (Правильно). Покажите и назовите первое (второе, третье, четвертое, пятое) слово в предложении. На котором месте стоит предлог В? (На четвертом). Давайте, прохлопаем слова нашего предложения. (Дети выполняют задание). Вот мы и отправили телеграмму. А наше путешествие подходит к концу.
6 ч. Заключительная.
Посмотрите, вот уже виден родной город. Скажите, куда мы сегодня совершили экспедицию? ( Мы совершили экспедицию на Северный полюс). А кого мы там нашли? (Мы нашли Ушастика). Во время экспедиции вы показали что умеете дружить, помогать друг другу. А также показали свои знания. Молодец Артем. Он правильно поделил слово Ушастик на слоги. Кристина и Ваня быстрее всех выложили схему этого слова. Катя и Дима порадовали умением составлять предложения. Саша и Оксана самые первые выложили схему предложения. Все вы очень хорошо потрудились и Ушастик очень рад, что попал к вам в детский сад.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА»» Г. НАДЫМ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАДЫМСКИЙ РАЙОН
Конспект итогового занятия в подготовительной группе
(первое полугодие).
Учитель – логопед:
Аликина Т.И.



2008г.







Т Е Л Е Г Р А М М А
Обнаружен неизвестный зверь. Присылайте исследовательскую экспедицию.
Северный полюс. Станция "Льдинка
1 1 1
2 2 2
3 3 3