Организация ученического самоуправления в классном коллективе


Организация ученического самоуправления в классном коллективе
Автор: Александрова З.В., учитель МБОУ СОШ №5,
п. Печенга Мурманская область
Создание самоуправления – процесс закономерный и эволюционный, он, как показывает диагностика исследования, поможет создать интегрированную систему воспитания и обучения, которая будет способствовать развитию личности обучающегося, повышению уровня воспитанности и готовности выпускников школы к жизни, к труду в условиях развивающегося общества. 
В нашей школе из всех выпусков (их было четыре) у меня ни один класс не был похож на другой, с каждым - своё, неповторимое. Каждый раз, принимая класс, оказывалась перед множеством вопросов: с чего начать, как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?
И я благодарна судьбе… Мне достался каждый раз удивительный класс. Дети богатой отзывчивости, открытости ко всему доброму, хорошему и красивому. Большинство детей были активными, творческими и стремящиеся к чему новому неопознанному (перечисляю самых лучших учеников своих выпусков). С такими легко и трудно работать.
Самоуправление является современной формой работы с ученическим коллективом, позволяющей детям развивать свои способности, решать непростые задачи, овладевать навыками делового общения. Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность детям осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.
Какими же принципами я руководствуюсь, организуя самоуправление в классе?
Принцип самостоятельности: все вопросы, связанные с деятельностью самоуправления, решаются только его членами.
Принцип ответственности: члены самоуправления несут ответственность перед классом, класс несет ответственность перед своими членами.
Принцип равноправия и сотрудничества: каждый член самоуправления на равных правах с другими членами, входящими в состав актива самоуправления, отстаивает интересы своих членов во всех выборных органах, конференциях, собраниях.
Принцип гласности: все решения органа самоуправления доводятся до сведения всех.
Принцип коллективности: любое решение в классе принимается после коллективного обсуждения с учетом разных мнений.
Цели ученического самоуправления в 7 «А» классе можно сформулировать следующим образом:
В учебной работе: организация коллективной познавательной деятельности учащихся, взаимопомощь в учёбе.
В воспитательной работе: развитие лидерских качеств, воспитание самостоятельности, коллективизма, ответственности.
В трудовой деятельности: самообслуживание.
В досуговой деятельности: подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий.
Права и обязанности членов самоуправления
Члены самоуправления имеют право:
на проявление собственной активности в организации работы самоуправления с его целями и задачами;
на выражение мнений и сомнений, касающихся содержания деятельности самоуправления, и получение на них объяснений и ответов;
избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу, излагать свои проблемы и получать помощь;
на участие в планировании деятельности самоуправления и выполнении принятого плана;
входить в состав других объединений.
Члены самоуправления обязаны:
действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций и авторитета;
достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;
проявлять уважение к старшим;
уважать взгляды и убеждения других людей;
уважать достоинство и свободу другого человека;
заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих товарищей;
соблюдать правила личной гигиены, быть всегда опрятным.
В каждом коллективе существуют свои законы. Хотелось бы чтобы они были такими, которые позволили учащимся сформировать такой коллектив, о котором в дальнейшей жизни вспоминалось с радостью и гордостью. Ниже приведены законы такого коллектива.
Будучи в 5 классе совместно с ребятами разработали и утвердили законы классного коллектива.
Законы коллектива
Закон правды: Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!
Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Закон любви: Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.
Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!
Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.
Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.
Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.
Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.
Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!
Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Ребята должны прийти к выводу, что они создали правила, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Учащиеся должны понять, что, если им не нравится какое-то правило, можно обсудить его с товарищами, внести изменения, но, если оно одобряется большинством учащихся, правило надо выполнять и стараться не нарушать даже по уважительной причине. Конечно же, все разрабатываемые в коллективе документы, определяющие морально-этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.
Вся информация об организации самоуправления в классном коллективе 7 «А» находится на сайте класса, этому виду воспитательной деятельности выделена отдельная страница: http://my5klass.ucoz.ru/index/aktiv_klassa/0-9Здесь можно познакомиться с распределением поручений между учениками, основными законами классного самоуправления, функциями ученического самоуправления, правами и обязанностями, заповедями, поощрениями и наказаниями, со структурой классных органов самоуправления.
В 7 «А» классе самоуправление направлено на решение следующих задач:
Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.
Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.
Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).
На сайте 7 «А» класса http://my5klass.ucoz.ru (сайт существует с 1 сентября 2014 года, т.е. с 5-го класса) вы найдете много полезного и интересного: сможете познакомиться с классом, посмотреть интересные фотографии и найти полезную информацию. 7 «А» дружный и весёлый класс! Это 16 самых красивых, умных и интересных подростков! Ребята участвуют во всех школьных мероприятиях, активно участвуют в олимпиадах, выигрывают и побеждают! Конечно, же это результат грамотной организации самоуправления в классе.
Приглашаю всех учителей посетить сайт 7 «А» класса. Уверена, что не пожалеете. Добро пожаловать!
Самоуправление – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению. Да и следует помнить, что не учащиеся для самоуправления, а самоуправление для учащихся; что подлинное самоуправление в широком понимании этого слова – это стиль жизни воспитательного коллектива. Мне помогают создать такой стиль: коллективное планирование, организация КТД, участие в интернет-проектах, коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, самоотчёты учащихся о выполнении поручений.
Правильная организация самоуправление в классе позволяет воспитать достойных творческих лидеров, это мои выпускники Жемеркина Елизавета, Поволоцкая Анжелика, Токарева Ирина, Акиньшина Софья, Алексеев Артём и т.д.
Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.
При этом я как классный руководитель всегда стараюсь:
не запрещать, а направлять;
не управлять, а соуправлять;
не принуждать, а убеждать;
не командовать, а организовывать;
не ограничивать, а предоставлять свободу выбора, соблюдаю устав школы и другие правовые документы.
Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.
Если классный руководитель гордится тем, что он придумал, он сделал, он организовал, то это недостаточно. Важно, чтобы дети говорили – это мы придумали, это мы создали, это мы сделали, это мы организовали. Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений, постоянных или одноразовых от актива класса или классного руководителя.
В работе со своими семиклассниками использую методику «Древо желаний». Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых нарисовано дерево с ветками. На каждой ветке есть несколько листочков, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы:
– в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать;
– в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь;
– какие мероприятия надо провести в классе обязательно.
Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают свои работы классному руководителю. Далее планирую воспитательную работу в классе, учитывая предложения и мнения ребят.
Способы мотивации общественной деятельности учащихся, которые я использую при организации самоуправления в классе.
Конечно же, пусковым механизмом ученического самоуправления является, как правило, внешняя мотивация, задаваемая педагогами и взрослыми.
Заинтересовать (интерес к делу; интерес к взрослому);
Объяснение значимости или необходимости деятельности;
Соревновательный элемент, игровой в делах класса и школы;
Стимулирование (поощрение, доска почета, объявление устной благодарности, благодарственная запись в дневник, благодарность родителям, вручение грамот и дипломов от классного руководителя за выполненную работу, проведённое мероприятие, использование школьных достижениях учащегося для публикации на сайте класса и школы, в периодической печати, т.д.);
Формирование классного коллектива;
Формирование традиций класса;
Личный пример классного руководителя, родителей, учителей и любых взрослых.
Хочется верить, что мой личный пример активной жизненной позиции реально и косвенно влияет на мотивацию моих семиклассников.
Да, самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию. Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Всегда поддерживаю творческую инициативу своих семиклассников, провожу разъяснительную работу по вовлечению ребят в классные дела, школьные мероприятия, интернет-проекты и т.д.
Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал:
«Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».
Классный руководитель должен уметь поставить ребенка в ситуацию, из которой он должен искать выход сам. Если классный руководитель гордится тем, что он придумал, он сделал, он организовал, то это недостаточно. Важно, чтобы дети говорили – это мы придумали, это мы создали, это мы сделали, это мы организовали. Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений.
Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к таким следующим выводам:
самоуправление в классе – необходимый компонент современного воспитания.
цель самоуправления в современных условиях – адаптация школьников (выпускников) к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
Другими словами, самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и жизнь страны. Результат организации ученического самоуправления в классном коллективе - личность свободная, гуманная, духовно богатая, творчески и социально активная, мобильная в условиях современности.