Урок-игра «Что мы знаем о царстве Животных, Растений, Грибов и Бактерий?».


Урок-игра «Что мы знаем о царстве Животных, Растений, Грибов и Бактерий?».
Цели:  обобщить и закрепить знания учащихся; повысить интерес к предмету, развивать творческие способности  и коммуникативные качества личности.
Задачи:  повторить основные понятия; отгадать загадки.
Оборудование: таблицы, доска, мел, бумага, эмблемы, жетоны, проектор, презентационная программа.  
Участники: учащиеся 7а и 7б класса, учитель биологии, классные руководители 7 классов, 5 старшеклассников (жюри).
Оформление: парты расставлены для двух команд полукругом; интерактивная доска –  через проектор показ презентации.
Методы: словесно – репродуктивный, частично поисковый, наглядный.
Формы работы: коллективная, групповая.
Тип урока: игра КВН.
Межпредметные связи: литература.
Термины и понятия: зоология, палеонтология, систематика, этология.
Подготовительный этап:  Каждая команда класса готовит: визитку – название команды, эмблему каждому участнику, приветствие (все привязано к теме); выбирают капитана. Делают заготовки к творческому конкурсу. Готовят пантомиму «Узнай животного», вопросы.
В игре участвуют 2-е команды.
 Ход игры:  
Психологический настрой.
Учитель: Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, беспокойство. Вдохните в себя свежесть зимнего дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Учащиеся повторяют за учителем (слова на экране):
Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные! Мы – старательные!
Мы отлично учимся! Все у нас получится!
Представление команд.  
1 задание. «Разминка»
Командам поочередно задаются вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1 команда.
1.Они в лесу без топоров строят избу без углов (муравьи)
2.Они трижды родятся, прежде чем стать взрослыми (бабочки, жуки)
3.Этот лесной житель сушит себе грибы на деревьях (белка)
4.Эти животные вылезают из кожи вон (змеи)
5.Что носят короли и моллюски? (мантию)
6.Как называется птица, стоящая на одной ноге? (цапля)
7.Что такое флора? (мир растений)
8. Какие организмы являются индикаторами качества окружающей среды? (лишайники)
9.Чем размножаются папоротники?
10. С какими насекомыми сравнивают трудолюбивого человека (пчелы)
11. Какое животное ходит в каменной рубахе? (черепаха)
12.Морские лилии - это животные или растения? (животные)
13.Второе название Морских огурцов? (голотурии)
14.Палочковидная форма бактерий? (бациллы)
2 команда
1. Как называется тело лишайника? (слоевище)
2.Какие грибы использует человек в кондитерской промышленности? (дрожжи)
3.Какая птица приносит младенцев? (аист)
4.Органы передвижения рыб? (плавники)
5.Дышит, растет, а ходить не умеет? (растение)
6. Какая нить в природе самая тонкая?(паутина)
7. Что делает еж зимой? (спит)
8.Как называют симбиоз гриба с корнями деревьев? (микориза)
9.Какой гриб поражает картофель? (фитофтора)
10.Почему лишайники не встречаются в крупных городах? (чувствительны к загрязнению)
11.Самое большое животное на планете? (кит)
12.Что такое фауна? (мир животных)
13. Когда цветет папоротник? (никогда)
14.Шаровидная форма бактерий? (кокки)
2 задание (на карточке) «Кто здесь лишний?»
Команды должны найти «лишнее» животное и объяснить, почему оно является лишним в представленном списке.
1 команде: Гидроидные, Ленточные, Сцифоидные, Коралловые полипы (тип Кишечнополостные, лишний- Ленточные, т.к. относится к типу Плоские черви)
2 команде: Известковые, Гидроидные, Стеклянные, Обыкновенные (тип Губки, лишний- Гидроидные т.к.относится к типу Кишечнополостные)
3 задание. Конкурс капитанов. Капитаны выбирают карточки с заданиями.
«Продолжить» (определение):
1 команде:
1.Зоология - наука …(о животных)
2.Палеонтология - наука…(об ископаемых животных)
3. Хищники -…(животные, уничтожающие жертву)
2 команде
4.Этология - наука…(о поведении животных)
5.Систематика - наука…(о классификации)
6.Паразиты -…(живут за счет других организмов)
4 задание. Определить по рисунку животное:
1 команде: амеба, гидра, бычий цепень
2 команде: эвглена зеленая, медуза, аскарида
5 задание. «Кто такие»? Назвать представителей каждого типа и класса:
1 команде:
1.Тип Членистоногие Кл. Ракообразные (раки, крабы, омары, дафнии, циклопы, бокоплавы, мокрицы, морские желуди)
2. Тип Круглые черви (аскариды, острицы)
3. Тип Мягкотелые (моллюски): кл. Брюхоногие (катушка, рапан, виногр. улитка, слизень)
4.Тип Кишечнополостные (гидры, полипы, медузы, кораллы)
2 команде:
1.Тип Членистоногие кл. Паукообразные (крестовик, каракурт, тарантул, скорпион, клещ, сенокосец)
2. Тип Кольчатые черви (дождевые, морские, пескожил, пиявки)
3. Тип Мягкотелые (Моллюски): двустворчатые (беззубка, гребешок, перловица, устрица, мидия)
4. Тип Плоские черви (планарии, сосальщики, цепни)
6 задание музыкальное на внимательность. Прослушивают песню со словами о животных. Участникам необходимо определить, сколько названий животных там прозвучало и дать характеристику этим животным (все, что знают о нем).
7 задание. «Узнай животного» - пантомима. Участник от каждой команды показывает пантомиму, соперники отгадывают.
Подведение итогов. Жюри подводит итоги.